Именно в кинопленке находится душа искусства под названием кино!

Именно в кинопленке находится душа искусства под названием кино! Сергей Пуськов
24.01.2022

Перед зимним Московским международным кинорынком и форумом «Российский кинобизнес» мы обсудили с директором компании «Кинокомфорт» Сергеем Пуськовым новые разработки компании, ее участие в зарубежных выставках, работу с кинопленкой и возвращение зрителей к просмотру архивных фильмов.

«Кинобизнес сегодня»: Сергей, судя по сообщениям из соцсетей, вы недавно вернулись с зарубежной выставки, где представляли свою новую разработку для работы с кинопленкой. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Сергей Пуськов: Да, действительно, в конце октября мы приняли участие в международном форуме и выставке META Cinema Forum, которые прошли в великолепном отеле Atlantis The Palm в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты. Это был наш первый опыт участия в качестве экспонента в крупнейшем киномероприятии этого региона.

- Регион META - это?..

- Middle East, Turkey and Africa - Ближний Восток, Турция и Африка. Новый, интересный регион. До этого наша компания участвовала как экспонент в выставке CinemaCon в Лас-Вегасе, США. Там, конечно, совсем другая аудитория.

- Если можно, несколько слов о самом кинофоруме META Cinema Forum: как часто он проходит, насколько представителен состав участников и экспонентов?

- Это было уже четвертое ежегодное мероприятие, как я отметил, крупнейшее в индустрии кинопоказа в этом регионе. Оно проходит три дня, всегда на одной и той же площадке - в огромном конференц-пространстве отеля «Атлантис» на искусственном острове Палм-Джумейра. Форум является симбиозом деловой и культурной составляющих: выставки оборудования, технологий и услуг для кинопоказа, деловых сессий, презентаций, круглых столов, а также мастер-классов и вручения призов за достижения в киноиндустрии - от лучших фильмов года на Ближнем Востоке и в Африке до лучшего по сборам дистрибьютора и кинотеатра региона.

Выставочная часть на форуме имеет примерно 70 стандартных, 3 х 3 метра, стенда, где представлены большинство всем известных мировых брендов индустрии кинопоказа, а также некоторые региональные компании, специализирующиеся, например, на акустических решениях и материалах для кинозалов. Да, в этом году была и одна российская компания!

В листе зарегистрировавшихся участников, любезно предоставленном нам, как экспонентам, организаторами форума, числилось примерно 400 человек.

- Какие разработки и оборудование вы представили на META Cinema Forum?

- Мы приурочили к этой выставке ни много ни мало мировую премьеру нашего нового проекта MovieCraft («Муви Крафт»). Это масштабное, системное решение для киноархивов. Немного забегая вперед, подводя итоги выставки, могу уверенно подчеркнуть, что эта разработка имеет большой потенциал и востребована практически в любой стране мира.

- В принципе, теоретически это вполне возможно, ведь кинопленка десятилетиями использовалась повсеместно и в коммерческом кинематографе, и в личных целях…

- Именно так: буквально с момента зарождения кинематографа, на рубеже XIX и XX веков, и до недавнего времени на десятки и сотни миллионов рулонов кинопленки записана целая эпоха, документальная и художественная история нескольких поколений человечества. Государственные и частные архивные коллекции - это реальное национальное достояние любой из стран, интерес к которому, кстати, всегда только растет.

Для понимания примерного порядка объемов пленочных хранилищ могу отметить, что только в России, по состоянию на 2019 год, в двадцати крупнейших государственных архивах находилось около семи миллионов единиц кинофотофонодокументов. К этому можно прибавить сотни киноархивов практически каждой телекомпании страны - а примерно тридцать лет все новости снимались на 16-миллиметровую кинопленку - и тысячи личных архивов.

Учитывая, что за сто лет технологии производства и типы пленок неоднократно менялись и совершенствовались, этот огромный объем киноматериала имеет еще и очень разнородный состав. Существует десяток форматов пленки с различной структурой слоев, различных производителей, разной цветности, негативы и позитивы, с разными размерами и количеством перфораций. Кроме того, эти пленки отличаются разным возрастом (в пределах столетия!) и техническим состоянием.

По сути, киноархивы всего мира решают две главные задачи. Первая - техническая, «перспективная»: сохранение кинопленки в надлежащем состоянии как можно дольше. В этом аспекте кинопленка рассматривается как физический носитель, который можно подержать в руках и зарядить в киноаппарат или фильм-сканер. Вторая - скажем так, информационная, «сиюминутная»: предоставление возможности ознакомиться с визуальной или звуковой информацией, записанной на кинопленку. Забота о сохранении истории для будущих поколений - дело благое, но и нам, пока мы здесь и сейчас, тоже многое интересно в таком непростом прошедшем столетии.

Еще буквально минуту терпения, и я перейду к MovieCraft, но, сами понимаете, киноархивы - это не только безумно интересная, но и весьма специфическая тема. Сложно начинать сразу с сути.

- Да, конечно.

- Итак, есть огромный объем кинопленки. Ее нужно сохранить как носитель и дать доступ к изображению и звуку, записанным на ней. Учитывая, что компьютерные, цифровые технологии, в общем-то, появились совсем недавно, основная работа с систематизацией и каталогизацией киноархивов велась, а в большинстве случаев и до сих пор ведется в «ручном» формате. Ручная перемотка пленки на фильмопроверочном столе, поиск и оценка дефектов «на глаз» оператором, визуальное распознавание персонажей и образов, запись информации авторучкой в бумажные акты технического состояния фильмокопий, формирование картотек содержания фильмов. Да, крупнейшие госархивы активно работают в направлении цифровой трансформации и составления базы данных своих фондов, но, как правило, пока это стадия, скажем так, верхнего, общеописательного уровня.

Наш проект MovieCraft - это комплексное аппаратно-программное решение, которое, по моему личному мнению, делает не шаг, но гиперпрыжок в сторону цифровой трансформации киноархивов.

Проект охватывает три направления. Первое - цифровые технологии инспекции кинопленки, второе - база данных и справочники состояния кинопленки, третье - профилактика и реставрация кинопленки.

- Чем предлагаемые вами технологии инспекции кинопленки отличаются от внедрявшихся ранее?

- Мы спроектировали, разработали и выпустили первый предсерийный образец инспекционного стола MovieCraft Inspector («Муви Крафт Инспектор») - MCi. Его и привезли на выставку в Дубай. Стол MCi поддерживает как традиционную, «ручную» работу с кинопленкой, так и работу с применением новейших цифровых технологий, что существенно ускоряет и упрощает все процедуры, а также значительно расширяет объем и точность данных, полученных в процессе инспекции.

Фильмовый тракт нашего инспекционного стола не имеет зубчатых барабанов. Операции с кинопленкой любого возраста и состояния выполняются крайне бережно. В тракте установлены видеокамера высокого разрешения, стробоскопическая RGBLED-система подсветки кадрового окна и лазерные считыватели оптических звуковых дорожек и кей-кода. Стол имеет локальную микрокомпьютерную рабочую станцию с нашим оригинальным программным обеспечением.

В процессе разработки мы пришли к пониманию того, что варианты применения нашего стола и набор востребованных функций могут быть весьма разнообразными. Это предопределило его конструктивную реализацию в виде модульной структуры. Дополняя и исключая отдельные модули, можно получить оптимальную конфигурацию без лишних затрат.

Давайте посмотрим на живых примерах. Самая простая, базовая конфигурация «Инспекция» предполагает классическую работу с кинопленкой. Оператор выполняет моторизованную перемотку рулона в обе стороны, с управлением скоростью ножными педалями либо манипулятором Jog/Shuttle («Джог/Шаттл») - от покадрового движения до 10 м/с. При этом натяжение кинопленки контролируется и всегда остается постоянным, что важно для ее сохранности. Ультразвуковые датчики определяют количество кинопленки на подающем и приемном дисках, и при приближении окончания рулона стол плавно замедляет скорость вращения моторов дисков. Оператор проводит визуальную инспекцию состояния кинопленки «на просвет» с использованием встроенного в столешницу софита с матовым стеклом и регулируемым по яркости коллинеарным источником света. Это классика. Все настройки и параметры работы в базовой конфигурации стола задаются оператором с помощью интерфейсной панели с тактильным экраном.

Следующий уровень - это комплектация «Просмотр». Здесь оператор имеет дополнительную возможность наблюдать на экране просмотрового монитора изображение, запечатленное на кинопленке, - как отдельные кадры, так и в режиме штатного кинопросмотра. За счет использования стробоскопического источника света для подсветки кадрового окна и видеокамеры высокого разрешения мы добились эффекта демонстрации фильма на экране монитора в режиме не прерывистой, а линейной, обычной перемотки кинопленки. Причем в любом направлении и со скоростью до 100 кадров в секунду, с воспроизведением звука оптической фонограммы, если она есть. Не буду углубляться в технические детали и алгоритмы обработки изображений, отмечу только несколько интересных функций.

При работе с негативной кинопленкой можно вывести на просмотровом экране два соседних окна. В одном будет видно исходное изображение, имеющееся на негативной кинопленке, а в соседнем - мгновенная инверсия в позитивное изображение.

Предусмотрена возможность включить режим автоматического обнаружения дефектов кинопленки. Это одна из самых перспективных функций инспекционного стола, и нам еще предстоит много работы над ней, в том числе с подключением алгоритмов «искусственного интеллекта». К примеру, есть типичная штатная операция при работе с архивной кинопленкой - проверка качества монтажных склеек. Вместо рутинной неспешной перемотки кинопленки оператором с тактильным обнаружением склеек стол MCi может при первичном анализе рулона выполнять быструю перемотку с остановкой на каждой распознанной склейке. Оператор заносит в базу данных тип и качество склейки, а система - ее привязку к адресно-временному коду или номеру перфорации рулона. При следующей инспекции, через три-пять лет, стол идентифицирует рулон кинопленки и выполняет быструю перемотку по склейкам с остановками для визуальной инспекции с покадровой точностью. Аналогично выполняются операции с распознаванием и занесением в базу данных всех дефектов кинопленки.

- Но ведь дефектов кинопленки огромное количество, неужели уже можно автоматически распознавать их?

- Вот так сразу - конечно, нет. Эта задача посложнее распознавания и идентификации лиц, которых хоть и много, но они имеют схожую компоновку точек и узлов идентификации. ОСТом 1983 года классифицированы около 200 типов дефектов кинопленки, механических и химических.

В крупных киноархивах есть уникальные специалисты, владеющие методиками визуальной идентификации большинства из них. Учитывая объемы фондовой кинопленки, это кропотливая работа, а упростить и ускорить ее как раз и должны новые технологии, которые мы используем в своем проекте MovieCraft.

- Хорошо, допустим, мы составили большую базу данных о дефектах хранящейся у нас кинопленки. Что нам делать с этой информацией?

- Как мы уже говорили, «перспективная» задача любого киноархива - сохранение кинопленки в надлежащем состоянии как можно дольше. Собранные данные формируют «цифровой паспорт» каждого рулона кинопленки в архиве. Анализ данных нескольких последовательных инспекций, проводимых, например, раз в три года, позволит выявить критическое изменение какого-либо из дефектов и своевременно провести реставрационные процедуры. Конечно же, система выполняет анализ этого большого массива данных в фоновом режиме и выдает различные системные уведомления - как о наступлении сроков регламентной проверки и обработки, так и о критическом изменении параметров во времени.

Приведем конкретный пример. Все модификации инспекционного стола MCi по умолчанию анализируют один из важнейших параметров кинопленки - ее усадку. Очевидно, что за время многолетнего хранения количество жидкостных компонентов в основе пленки уменьшается и пленка «усыхает», ее длина незначительно сокращается. Отслеживание уровня усадки очень важно, ведь при сокращении длины буквально на долю процента расстояние между перфорациями уменьшается настолько, что при зарядке в фильм-сканер или кинопроектор зубчатые барабаны могут порвать межперфорационные участки и привести пленку в негодность.

Сейчас в архивах усадка замеряется выборочно по рулону, специальными линейками. Наш стол MCi выполняет эту операцию с высочайшей точностью между каждой парой склеек, ведь есть рулоны, собранные из частей пленки разных производителей, с разной степенью усадки. При обнаружении участка с усадкой выше порогового значения система выдает уведомление о необходимости реставрационных операций по увлажнению кинопленки. Проще говоря, мойки, чистки и полировки в еще одном нашем устройстве - машине «Полоскун».

- Вы рассказали о двух конфигурациях инспекционного стола MCi - «Инспекция» и «Просмотр». Наверняка это не полный перечень?

- Да, по степени насыщенности функциями возможны еще две конфигурации. Третья - это «Захват». В режиме просмотра изображения на контрольном мониторе можно включить операцию сканирования одиночного кадра или последовательности кадров, вплоть до полного сканирования всего рулона - с сохранением файлов на локальный диск микрокомпьютера. Сканируется вся область кинопленки, включая изображение на кадрах, звуковые дорожки, перфорации и межкадровые участки. Операция выполняется «на лету», в режиме перемотки со скоростью до 25 кадров в секунду. Сохраненные кадры и кинофрагменты могут использоваться как с технической целью - для изучения и распознавания дефектов, так и с информационной - для ознакомления с изображением и звуком, записанными на киноленту.

При этом появляется новый и очень интересный нюанс. Поскольку в цифровой паспорт рулона добавляется файл с техническим сканом его изображения и звука, то появляется возможность физического разнесения места нахождения пленки в киноархиве и опытного специалиста, который может работать с дефектами, или пользователей, запрашивающих доступ к информации. Все, историческая кинопленка плюс инспекционный стол и проинструктированный лаборант где-нибудь в Кабо-Верде - и эксперт по дефектам в крупном российском архиве! Чувствуете, как это меняет всю парадигму работы?

- Но почему нельзя просто оцифровать всю пленку, имеющуюся в локальном киноархиве какой-нибудь страны, и работать с ее цифровой копией?

- Во-первых, это очень дорого и долго. Во-вторых, затраты на такую оцифровку неоправданно высоки. В реальности значительная часть материала на кинопленке является «рабочей», служебной, техническими дублями и прочее и прочее. В-третьих, опыт показывает, что развитие технологий и усовершенствование качества сканирования опережают физическую возможность и скорость процедуры самого сканирования миллионов километров кинопленки. Если 40 лет назад оптимальным казался скан порядка 800 х 640 точек, то сейчас, похоже, и 8К - уже пройденный этап. А какие возможности будут через 25, 50, 100 лет?!

Кроме того, массив цифровых сканов в пределах даже одного архива - это колоссальный объем данных, который тоже нужно хранить, обрабатывать мощной техникой, резервировать и защищать от потерь.

Есть смысл в дорогом выборочном сканировании только предварительно отобранных рулонов или их частей. MCi как раз и выполняет такое «техническое» сканирование, быстро, «на лету», с разрешением до 2K - именно для просмотра и анализа архивной коллекции.

Четвертую, максимальную комплектацию стола MCi мы условно назвали «Проекция». В этом варианте к инспекционному столу можно подключить внешний видеопроектор. На экране просмотрового монитора можно выбрать активную область изображения - полный кадр или любую его часть - и просматривать изображение с пленки «онлайн», «на лету» на киноэкране любого размера. Это превращает наш инспекционный стол, по сути, в кинопроектор, работающий с частотой кадров от 1 до 100, с управлением перемоткой в обе стороны. Еще раз напомню - без единого зубчатого барабана, с очень бережным обращением с пленкой любого возраста.

Конечно, это не кинопоказ в зрительном зале, а технический просмотр. Но согласитесь, рассматривать дефект (или само изображение) «на просвет» с пленкой в руках или на экране, скажем, четыре-шесть метров шириной - это совершенно разные возможности. При этом, конечно, задействуются такие опции, как «негатив в позитив», быстрая автоперемотка к выбранной на шкале времени метке на кинопленке с остановкой с точностью до кадра, сканирование в файл «на лету» и прочие.

- Сколько времени у вас заняла разработка такого устройства?

- Мне недавно задали очень похожий по контексту вопрос. Завершив очередную инсталляцию лазерного мультиплекса от «Кинокомфорта», я не удержался и сделал пост в соцсети с фото, о том, что мы наконец-то нашли комбинацию лазерного проектора, экранного полотна и недорогой стереосистемы, которые дают идеальное качество 3D, без проникновения паразитного изображения «из глаза в глаз». На первый же комментарий через пять минут после публикации - «И каковы же составные этого комплекта?» - я ответил: «25-летний опыт работы с кинопоказом, 15-летний с «цифрой» и 5-летний с лазерами».

Технологические решения нашего нового инспекционного стола вобрали в себя опыт десятилетий исследований и результаты научных работ специалистов высшего класса. Это, в том числе, и мои преподаватели и наставники из Санкт-Петербургского института кино и телевидения, это специалисты крупнейших российских архивов, узкопрофильные программисты и заслуженные работники пленочного кинопоказа. Прямо или косвенно, десятки людей внесли свои идеи и пожелания в реализацию этого изделия. Физическое и программное воплощение предсерийного образца инспекционного стола заняло у нас примерно год, дальнейшее производство MCi той или иной комплектации будет занимать два-три месяца.

- Вы упомянули еще и о других направлениях проекта MovieCraft. Расскажите о них вкратце, пожалуйста.

- Да, проект включает в себя также MovieCraft Database («Муви Крафт Датабейз») - MCdb. Это единая база данных киноархива, которая не только включает в себя информацию из цифровых паспортов каждого из рулонов, описательную часть визуального и звукового содержимого, но и объединяется с базой данных других объектов архива, имеющих отношение к фильмокопии. Это могут быть сценарные листы, раскадровки, исторические афиши на бумаге, фотографии, видеокопии на кассетах, части пленки, не вошедшие в финальный смонтированный фильм, и прочее и прочее. Здесь тоже еще колоссальное поле для развития и совершенствования, в том числе с применением технологий распознавания зрительных образов, преобразования речи в текст, с автоматическим формированием облака тегов для поиска и другими интересными цифровыми технологиями.

Мы реализовали архитектуру MCdb контейнерного типа. Это позволяет разворачивать ее на любой операционной системе, на экране любого размера и ориентации, в том числе на мобильных устройствах, просто добавлять и убирать отдельные модули в зависимости от потребностей конкретного заказчика, легко реализовывать разграничение уровня доступа к информации разного назначения для внутренних и внешних пользователей. К базе легко подключить отдельные модули-справочники, использующиеся в конкретном архиве, например справочники дефектов, со своей нумерацией и классификацией, каталоги региональных киностудий, творческих групп и типов используемых кинопленок. Не вызывает сложностей и языковая локализация интерфейса и данных.

И еще одним направлением проекта MovieCraft, что вполне логично, является профилактика и реставрация кинопленки. Здесь в единую экосистему органично вписалась наша реставрационная машина «Полоскун», которую мы тоже не так давно разработали и выпускаем. Год назад мы ввели «Полоскуна» в штатную эксплуатацию в одном из крупнейших российских госархивов. За прошедшее время сотни рулонов кинопленки прошли штатные процедуры увлажнения, а также мойки, чистки от грибка, плесени и пыли перед процедурой оцифровки.

- Если подвести итоги выставки META Cinema Forum, насколько ваш проект был интересен и востребован там?

- Прямо скажем, мы поистине впечатлены итогами. Не то чтобы у нас на стенде яблоку было негде упасть, но если к нам подходил посетитель, причастный к теме кинопленки, то он реально застревал у нас на полчаса или час. Мы наладили деловые и информационные контакты с представителями киноиндустрии из Эмиратов, Испании, США, стран Африканского континента. Топ-менеджер по развитию крупной европейской компании предложил быть нашим агентом в европейских странах, США и Австралии. Мы сейчас ведем с ним переговоры на эту тему. Одним из запоминающихся визитеров был сотрудник личного королевского киноархива одной из стран Южной Азии. После часового изучения возможностей нашего инспекционного стола он сказал с акцентом: «Вот то, что я так долго искать. Я имею контейнер 16-мм черно-белая королевская фильмокопия. Когда мы можем начинать?»

- Могут ли ваши разработки быть востребованы за пределами киноархивов? Ведь это какая-то особая, отдельная от динамичной киноиндустрии тема. И есть ли, по вашему мнению, в принципе перспектива для пленочных технологий в кинематографе?

- Конечно! Думаю, журналист в сфере кинобизнеса не мог не заметить, что в сообществе любителей кино, да и просто в молодежной среде стала появляться ярко выраженная тенденция к ностальгии по временам СССР, причем, как ни странно, эта тема популяризируется теми, кто родился после его распада. А это что? Правильно, кинохроника из запасников госархивов. Региональные киностудии начинают поднимать свои пленочные запасы и устраивать 35-миллиметровые ретропоказы. Мощнейший Первый Московский международный фестиваль архивных фильмов, недавно прошедший на пяти площадках столицы, с интереснейшей подачей и программой - еще одно тому подтверждение.

Сегодня съемка фильма на кинопленку - это всемирно признанный высший пилотаж операторского мастерства. Да, это дороже «цифры», требует особых, редких теперь навыков и компетенций, но именно в ней, в кинопленке, находится душа искусства под названием кино! Думаю, вы легко сможете перечислить как минимум полдесятка современных культовых режиссеров, снимающих свои картины только на пленку.

Кстати, еще интересная история под финал нашей беседы. Мы недавно печатали партию 35-миллиметровой пленки для одного из своих проектов в европейской кинолаборатории. Во время дружеской вечерней беседы сотрудники рассказали, что у них пошел наплыв новых своеобразных заказов. Новый кинофильм снимается цифровыми камерами. Финальный смонтированный файл пересылается в кинолабораторию, где его нужно напечатать на 35-миллиметровой пленке, пропустить несколько раз через 35-миллиметровый киноаппарат, а затем снова отсканировать в цифровой формат без какой-либо коррекции. В итоге получается лента, как бы снятая на кинопленку, с настоящими мини-царапинами, с зерном, с чуть заметной неустойчивостью кадра. Интересная тема, такое искусственное привнесение в фильм духа настоящего кино. А ведь чувствует и понимает новое поколение кинематографистов!..

- В завершение нашей интересной беседы скажите, какие у вас планы по проекту MovieCraft у нас, на российском рынке?

- Да, нам очень приятно, что наши, отечественные разработки находятся на уровне, вызывающем неподдельный интерес и востребованном за рубежом. Но, конечно же, в первую очередь мы хотели бы видеть их в российских архивах, киностудиях, лабораториях, профильных учебных заведениях и кинофестивальных центрах.

Мы планируем провести презентацию проекта MovieCraft, разумеется, с демонстрацией оборудования и программного обеспечения, на одной из ближайших отечественных выставок кинооборудования. Обязательно это широко анонсируем и будем ждать встречи со всеми, кому близка тема кинопленки во всех ее проявлениях.                    

Кто:  Сергей Пуськов

Возврат к списку