Любой стартап - это шаг в неизведанное

Любой стартап - это шаг в неизведанное Сэм Клебанов
08.02.2022

С одним из известнейших российских подвижников авторского кино Сэмом Клебановым мы обсудили его новый проект - онлайн-платформу Cinezen.

Евгений Володин: Вас знают в индустрии в качестве одного из первых прокатчиков авторского кино. Почему закрылась компания «Кино без границ»?

Сэм Клебанов: Компания «Кино без границ» прекратила прокатную деятельность в 2014 или в 2015 году из-за финансовых проблем, возникших вследствие кризиса 2014 года. Этот кризис оказал тогда весьма сильное негативное воздействие на всю индустрию, в особенности на сферу независимого проката: в середине 2010-х с рынка ушло довольно много независимых прокатчиков. Мы пытались преодолеть последствия кризиса путем привлечения дополнительного финансирования, но все потенциальные инвесторы отказывались вкладываться в независимый кинопрокат из-за высоких рисков этого бизнеса. Не стоит забывать и о нестабильности курса рубля, поскольку мы приобретаем фильмы для проката за доллары и евро.

- Ниша независимого кинопроката и раньше, до кризиса, не отличалась высокой доходностью.

- Но, несмотря ни на что, компания «Кино без границ» просуществовала довольно долго, работая большую часть своего жизненного цикла, в том числе и последние несколько лет, в режиме самоокупаемости без какой-либо финансовой поддержки извне. Нам удалось выпустить несколько очень удачных в финансовом плане релизов, которые помогли компании выйти на этот режим, в том числе «Опасный метод», «Стыд» и «Жизнь Адель», но события 2014 года серьезно изменили ситуацию на рынке. Например, в какой-то момент независимое кино перестали покупать телеканалы, и это очень сильно повлияло на доходность нашего бизнеса.

- Если взять за точку отсчета 2015 год, получается, что вы не занимались кинопрокатом целых шесть лет, прежде чем запустили Cinezen?

- Это не совсем так. Разрабатывать Cinezen мы начали в конце 2017 года, то есть четыре года назад. И даже в промежутке между закрытием «Кино без границ» и началом работы над проектом Cinezen я занимался много чем, непосредственно связанным с кино.

Во-первых, в течение примерно года я был партнером в компании «Артхаус», которая в конце 2021 года была возрождена группой компаний Russian World Vision. Пять лет назад эта компания принадлежала мне и моему американскому партнеру, компании Lorem Ipsum, и за время ее работы мы прокатали несколько весьма заметных картин. Например, в течение одного года нам удалось выпустить на российские киноэкраны фильмы-победители Канн, Берлина и Венеции, чего никогда не удавалось сделать в рамках «Кино без границ». Это был довольно насыщенный и интересный период в моей жизни, но у нас с партнерами довольно сильно различалось видение нашего бизнеса, в результате чего мы в итоге мирно расстались. Как вскоре выяснилось, партнер был не слишком заинтересован в развитии именно кинопрокатного бизнеса, поэтому спустя некоторое время «Артхаус» возродился в составе уже другой группы компаний.

После этого мы выпустили в прокат еще несколько картин под брендом «Кино без границ», например, фильм Виталия Манского «В лучах солнца».

Кроме участия в кинопрокате, я в течение уже девяти лет делаю в качестве ведущего и продюсера программу о кино «Особый взгляд» для канала «Культура», и сегодня мы готовим следующий сезон. Кроме того, я продолжаю управлять правами на библиотеку, оставшуюся у меня после стольких лет активной кинопрокатной деятельности - заключаю сделки с телеканалами, онлайн-платформами и т.д.

Кстати, надо напомнить, что последний фильм я выпустил в кинопрокат в 2017 году - это была заключительная часть трилогии Такеши Китано «Последний беспредел». Так что не стоит думать, что я уходил из кино на целых шесть лет.

- Вы сказали, что работа над Cinezen началась в 2017 году. Почему она затянулась на четыре года?

- Работа над платформой оказалась значительно более долгой, чем казалось в самом начале. Мы разработали первый вариант Cinezen, который представили в Каннах - идея платформы базировалась на технологии блокчейна. Затем, в 2020 году, наступила большая пауза, вызванная пандемией, которая нарушила многие финансовые планы, в том числе и наши.

- Если в 2017 году вы начали работать над платформой, очевидно, что в вашей голове ее идея сформировалась еще раньше.

- Еще раньше в моей голове сформировалось недовольство текущей системой онлайн-дистрибьюции. Этот рынок сильно монополизирован, он очень зависит от сформировавшегося набора алгоритмов и подразумевает небольшое число игроков, которые делают ставку прежде всего на студийный, мейджорский контент и собственный продукт. Поэтому очень многие прекрасные проекты оказываются вне зоны их интересов.

Сама структура действующей сегодня системы онлайн-дистрибьюции предполагает неограниченные права платформ самостоятельно решать, какое кино будет «видимым», а какое нет. Это крайне огорчало меня как дистрибьютора, который с ними работал. К примеру, иногда я не мог найти на платформе iTunes «свои» фильмы никаким способом, кроме как путем ввода их названия в поисковую строку. Их невозможно было увидеть в тематических подборках, таких как «новые поступления», «драмы» или «зарубежное кино». Все попытки как-то повлиять на этот процесс оказывались провальными - я уже передал платформе права на онлайн-дистрибьюцию, и она сама решает, как поступить с этим контентом.

Мне казалась довольно абсурдной ситуация, когда одна платформа самостоятельно решает, как будет выглядеть ее «витрина» для огромной страны, в то время как внутри страны существует масса зрительских групп с совершенно разными предпочтениями и приоритетами.

Помните времена, когда большинство людей в России смотрело кино на видео, покупая кассеты или беря их в прокат? Выбор фильмов тогда очень сильно зависел от района: жители, к примеру, Покровки и Капотни предпочитали смотреть разные картины. К услугам любителей независимого кино были такие магазины, как «Мир кино» или «Республика». А сегодня крупные платформы алгоритмически выстраивают одну витрину на всю страну и, хотя они и попадают в среднестатистическую аудиторию массового потребления, нишевым дистрибьюторам вроде меня на этой витрине места не находится.

Так, размышляя над этой несправедливостью, я в июле 2017 года и пришел к идее создания собственной платформы, которой поделился с моим другом и волейбольным партнером Павлом Рабецким, который, будучи талантливым программистом, был одним из разработчиков одной крупной шведской видеоплатформы. Однажды, оставшись в спортивном клубе после матча в пляжный волейбол, мы решили, что его опыт программиста и моя компетенция в области кино дают нам шанс создать стартап, который упразднял бы недостатки существующих онлайн-платформ в сфере независимого кино. Ведь всегда важна не только идея, но и команда, которая будет ее реализовывать, и наш с Павлом тандем оказался очень результативным.

Следующим этапом было привлечение первого инвестора, и здесь мне помогло давнее доброе знакомство с Игорем Рябеньким, бизнес-ангелом и владельцем компании AltaIR Capital. В свое время он проявлял интерес еще к компании «Кино без границ». Реализовать совместные планы нам тогда помешали упомянутые обстоятельства, но теперь звезды сошлись в правильном направлении: наша идея понравилась венчурному инвестору, у нас была команда, в которую инвесторы поверили, и горячее желание эту идею реализовать. Кроме того, мы имели все шансы подняться на гребне волны интереса к проектам, связанным с блокчейном.

- Что означает название Cinezen?

- Конечно, в названии платформы используется игра слов. Когда мы перебирали возможные варианты, я настаивал, чтобы в названии была приставка Cine (от слова cinematograph). А дальше получилась двойная игра слов: мы соединили Cine и Citizen (гражданин) - получилось что-то вроде «гражданина кино», а последние буквы zen намекают на понятие дзена, который постигнет каждый наш зритель в результате использования платформы (смеется).

- Как кураторы каналов отбирают контент, и какое участие в его отборе принимаете лично вы?

- Есть два метода отбора контента. В первом случае куратор приходит к нам со своим, порой достаточно строгим, набором фильмов. Мы в ответ стараемся приобрести права на весь предложенный список, что, к слову сказать, получается не всегда: на некоторые картины права оказываются недоступны.

Другие кураторы просят, чтобы мы сами выбрали и предложили им что-то, что, по нашему мнению, подойдет для их каналов. В этом случае мы, как правило, вместе с куратором выбираем контент для его канала из различных каталогов.

В случае, когда куратор имеет прямое отношение к кинофестивалю, это обстоятельство сильно облегчает нам задачу: у фестивалей есть программы за предыдущие годы, они знают наиболее востребованные публикой картины и обычно располагают готовыми переводами. В результате такие фестивали, как, например, «Бок о бок» или Фестиваль еврейского кино, приносят нам свои программы, и мы стараемся подобрать им фильмы по этому списку.

Один новый куратор пришел недавно к нам со списком из двухсот фильмов, другой - из более ста. В таких случаях мы предлагаем начать с пяти наиболее важных картин, постепенно добавляя в канал новые картины.

Одним из основных моих занятий на сегодня стало общение с кураторами. Мы понимаем, что наша главная ценность - не фильмы, а именно кураторы, инфлюэнсеры, люди, которые отобрали контент по каким-то своим критериям.

Допустим, куратор просит фильмы какой-то конкретной компании. Мы связываемся с этой компанией, запрашиваем эти фильмы и интересуемся, что из каталога компании доступно для дистрибьюции в России, предлагая этот контент этому же или другим кураторам. Вы знаете, что я давно работаю в киноиндустрии, бываю на фестивалях, слежу за специализированной прессой, и мне довольно часто удается найти что-то интересное для многих кураторов. Таким образом, можно сказать, что я на платформе выполняю функцию куратора кураторов.

- Где вы знакомитесь с новыми фильмами? Посещаете специализированные кинорынки или предпочитаете узнавать о новом кино на фестивалях?

- Я не вижу смысла разделять понятия «кинорынок» и «кинофестиваль». Мы тесно сотрудничаем с ведущими европейскими, азиатскими, американскими киноторговыми компаниями: например, у нас заключен крупный договор с Visit Films - на мой взгляд, это лучшая компания, продающая американское независимое кино. Мы постоянно общаемся на кинорынках с The Match Factory, Playtime Group, Films Boutique, Picture Tree International и другими международными компаниями, специализирующимися на продаже прав.

Как и многим стартапам, в своем развитии нам пришлось совершить то, что сегодня называется пивот (англ. pivot) - резкое изменение направления стартапа. Любой стартап - это шаг в неизведанное, потому что тебе предстоит создать продукт, которого еще нет на рынке. Изначально мы рассчитывали набрать очень много авторского контента и далее продвигать его с использованием крайне востребованных блокчейн-технологий, а впоследствии этот контент должен был быть определенным образом отсортирован нашими кураторами. В соответствии с этими планами мы и строили начальную стратегию продвижения нашей платформы, активно рассказывая о ней на различных киномероприятиях. Например, два года подряд у нас был собственный стенд в самой посещаемой «проходной» зоне Каннского кинорынка, посвященной новым технологиям в кино. Нас заметили, и меня стали приглашать на все фестивали и кинорынки, чтобы я рассказывал о наших проектах, и в течение короткого времени я рассказал о Cinezen в Берлине, в Каннах, на Американском кинорынке, на фестивалях и кинорынках в Риме, Лондоне, Буэнос-Айресе, Копенгагене и т.д. Это был настоящий мировой тур, всем было интересно, как работают блокчейн-технологии в кино, и кинорынки оказались для продвижения нашего стартапа как нельзя кстати.

Потом наступила пандемия, и рынки закончились, хотя сегодня эта система начала постепенно восстанавливаться.

- Часто ли бывает так, что вам не удается приобрести фильмы, требуемые кураторами каналов?

- Если говорить о приемлемом для нас уровне цен - мы можем получить приблизительно 60% желаемого контента. Конечно, бывает и так, что мы не можем себе позволить из финансовых соображений приобрести то или иное кино, но мы никуда особо не торопимся: однажды владелец прав может снизить цену, или мы заработаем достаточно, чтобы позволить себе более дорогие покупки.

Сегодня мы отошли от первоначально поставленной цели - выйти на рынок с каталогом из нескольких тысяч фильмов, с сотнями единиц контента в каждом канале. Мы видим, что и небольшие подборки работают очень хорошо, потому что у зрителя не разбегаются глаза от многообразия названий. Через месяц после открытия мы с удовлетворением отметили, что за это время не осталось ни одного фильма с нулем просмотров.

Сегодня мы добавляем в наши каналы еженедельно от трех до семи наименований и радуемся, когда кураторы предоставляют нам большой список из десятков картин: объем работы таким образом бывает расписан на много месяцев вперед.

В отличие от «мейнстримных» дистрибьюторов, у нас нет необходимости приобретать фильмы большими пакетами, часть из которых в результате оказывается никому не нужным балластом - мы покупаем только то, что нам реально нужно.

Наша платформа уже работает, и работает довольно успешно. Со временем, надеюсь, правообладатели увидят, что мы способны выплачивать не только минимальные гарантии, но и какие-то роялти, и снизят требования по минимальным гарантиям. Тогда у нас появится шанс купить то, что мы пока не можем себе позволить, а у правообладателей - возможность заработать на объеме наших продаж.

- Кто занимается локализацией (субтитрированием) контента - у вас есть специальное подразделение или эта работа отдана на аутсорсинг?

- Мы действительно делаем субтитрирование всех фильмов, а для части из них - и русскоязычное озвучание. В будущем мы рассчитываем уделять больше внимания озвучанию, поскольку русскоязычная звуковая дорожка очень востребована нашей аудиторией.

Организацией локализации контента занимается наш директор по контенту Евгения Борисова, которая живет и работает в Москве, и в ее работу я практически не вмешиваюсь. Я знаю, что мы пользуемся услугами нескольких студий озвучания и разных групп переводчиков, наладить контакты с которыми нам помог опыт предыдущей работы в кино. Хотя мы и отдаем всю эту работу на аутсорсинг, мы все же стараемся контролировать ее качество, потому что качество локализации очень важно для нас и наших кураторов.

- Предполагаются ли на вашей платформе премьеры? Планируете ли вы покупать фильмы на этапе создания, как это практикуют многие российские кинопрокатные компании?

- На этапе создания мы ничего пока не приобретаем, хотя не исключаем такой возможности в будущем. Более того, у нас есть планы выпуска некоторых проектов в кино совместно с российскими дистрибьюторами. Правда, всевозможные ковидные ограничения, QR-коды, паспорта вакцинации вкупе с низким на сегодня уровнем вакцинирования вынудили нас пока отложить эти планы до лучших времен.

Среди наших ближайших планов - выпуск нескольких очень сильных новинок. Вообще большинство из того, что мы выпускаем у себя на платформе, для российского рынка является новинками, которые не успели засветиться в кинопрокате, на других платформах и даже у пиратов. В этом смысле, наверное, около 90% фильмов на платформе - премьеры, в том числе и среди классики. Например, мы предлагаем два последних фильма одного из крупнейших режиссеров современности Анджея Вайды, которые были показаны в России лишь на паре фестивалей и точно не выходили онлайн. Или несколько фильмов Вонг Карвая, вышедшие у нас в авторской реставрации, недоступной нигде больше.

- Cinezen - прибыльное или убыточное (пока) предприятие? Из чего складывается доход кинотеатра?

- Стартовая цена на наши фильмы - 99 рублей. Для нас было очень важно предложить при запуске платформы нашим зрителям хороший контент за приемлемую цену, которая бы их не отпугнула. Мы не изобретали велосипед - та же компания Uber, выходя на рынок, привлекала первых клиентов сниженной по сравнению с конкурентами ценой поездки, и затем постепенно повышала ее по мере завоевания своей доли на рынке. Со временем мы, конечно, эту цену будем повышать, чтобы иметь возможность расширяться и выплачивать какое-то вознаграждение нашим кураторам.

Если говорить об окупаемости, хочу напомнить, что мы вышли на рынок совсем недавно. Стартапы, подобные нашему, выходят на относительно стабильный уровень доходности в течение пары лет, а у таких компаний как Netflix или Spotify денежный поток был негативным в течение многих лет после запуска. Для стартапа достижение роста гораздо важнее, нежели достижение окупаемости.

Мы не ставили перед собой цель создать платформу, сфокусированную на российском рынке и ставшую при этом прибыльной. Вообще создание новой платформы, которая заняла бы на этом рынке определенное место и быстро стала прибыльной - задача довольно утопичная.

Наша цель в России - создать платформу, которая со временем начнет окупать основные затраты, и параллельно протестировать на российском рынке придуманную нами модель, с тем, чтобы впоследствии распространить ее на другие страны. На мой взгляд, устойчивой прибыльности в этой сфере можно достичь только после выхода сразу на несколько рынков. Сегодня мы видим, что большинство наших базовых гипотез подтвердились, и это дает нам гораздо большую уверенность в правильности выбранного пути.

В скором времени мы планируем ввести подписную модель, поскольку видим достаточно высокий спрос.

- Планируется ли в перспективе включение на платформе рекламной модели просмотра?

- Нет, о рекламной модели мы не думаем. Для того чтобы зарабатывать на рекламной модели, требуется огромное количество просмотров, что при нашем довольно нишевом продукте едва ли осуществимо. Кроме того, я вообще не люблю рекламную модель, поскольку прерывание просмотра на рекламу разрушает впечатления от просмотра и обесценивает контент.

- Во что в итоге, по вашим планам, должен вырасти Cinezen?

- Мы мечтаем о том, что наша платформа вырастет в большой и хорошо известный международный бренд, способный успешно конкурировать с другими брендами в области нишевого кино, такими как Mubi. Наше преимущество в том, что мы не просто создаем один, пусть и весьма успешный, проект в одной нише - мы располагаем инструментами, которые позволяют нам собрать очень разные ниши на одной платформе. Мы видим, что эти ниши, несмотря на все их различия, могут подпитывать друг друга: человек приходит, делает одну покупку в канале, скажем, еврейского кино, а следующий фильм смотрит уже в канале «Зона ужасов». Интересы людей весьма обширны и разнообразны, и множество наших каналов призвано удовлетворить самым взыскательным вкусам.

Заметьте: при всем своем опыте я сам, в одиночку, не способен создать такой «мультинишевый» продукт, поскольку моей компетенции на все ниши не хватит. Когда же мы привлекаем к работе тех, кто не только является специалистом в своей нише, но и обладает авторитетом среди зрителей, мы получаем возможность создать уникальную библиотеку. Признаюсь, я уже и сам несколько раз смотрел на платформе фильмы, о которых ни разу не слышал, и не услышал бы, если бы не наши кураторы, которые нашли и включили их в свои каналы.

В начале 00-х я был своеобразным гейткипером российского артхауса: мы с Антоном Мазуровым закупали кино, которое определяло репертуар российских артхаусных кинотеатров. И таких гейткиперов было очень немного - может быть, человек пять.

Сейчас ситуация существенно изменилась. Сегодня только на нашей платформе восемь каналов, завтра их будет девять, а к Новому году - 11 или 12. Примерно пять каналов сегодня находятся в стадии формирования, и я рассчитываю существенно расширить их тематику. Мы хотели бы иметь больше жанрового кино, документального, экшена - например, один из наших новых каналов уже готовит коллекцию лучших фильмов категории В.

Мы планируем активно работать и с мейджорами, с одним из которых у нас уже идут переговоры. Недавно в Лос-Анджелесе мы встречались с вице-президентом крупной студии, обладающей огромной библиотекой классики, которая до сих пор не была доступна российскому зрителю. То, что этот вице-президент, так же как и мы с Павлом Рабецким, увлекается пляжным волейболом, дополнительно помогло установлению хорошего контакта.

Хочу подчеркнуть, что мы открыты и для работы с российскими дистрибьюторами, и серьезно рассматриваем их каталоги. Если при старте нам было важно предложить зрителю уникальный контент, то по мере расширения мы планируем обзаводиться и фильмами, доступными на других платформах. Если человек пришел к нам в поисках уникального кино и приобрел подписку, зачем ему искать на других платформах то, что хотят посмотреть члены семьи? С другой стороны, мы рассчитываем, что каналы будут работать не только вширь (например, планируем создать канал якутского кино), но и вглубь, и, например, чтобы канал «Иное кино» стал подобием русского Criterion Collection.

- Не могли бы вы коротко рассказать о самых ближайших планах?

- У нас на днях выходит фильм выдающегося режиссера современности, победителя Венецианского кинофестиваля Лава Диаса «Женщина, которая ушла» - это первый релиз Диаса на российской онлайн-платформе. Вскоре выйдут два фильма прекрасного нового польского режиссера Петра Домалевского, известного в России по нескольким фестивалям. Готовим к выпуску совершенно замечательную датскую картину «Каникулы» (Holiday), которая тоже гремела на фестивалях и никогда не выходила в России. У нас выйдет бразильский квир-триллер «Хорошие манеры», получивший массу фестивальных наград, и вскоре состоится премьера фильма «Хава, Марьям, Аиша» первой афганской женщины-режиссера Сахры Кареми, добившейся международного признания.

В течение нескольких недель на платформе откроются каналы популярного проекта Wonderzine, кинопорталов Filmz.ru, Film.ru и Киноафиши. Очень радует, что вскоре после запуска платформы к нам стали приходить со своими идеями потенциальные кураторы, в том числе и те, с которыми мы сами очень хотели бы работать.                                                 

Кто:  Сэм Клебанов

Возврат к списку