Мне самому в последнее время хочется смотреть более легкие фильмы

Мне самому в последнее время хочется смотреть более легкие фильмы Алексей Гуськов
08.10.2018

Будучи одним из ведущих отечественных артистов, Алексей Гуськов успешно занимается продюсированием кино. 18 октября в российском прокате стартует ироническая комедия «Вечная жизнь Александра Христофорова», где Алексей выступил не только в качестве артиста и продюсера, но и в качестве соавтора сценария.

Мария Безрук: Алексей, вы - блистательный актер. Почему в определенный момент у вас возникла необходимость заняться продюсированием кино, ведь недостатка в ангажементе вы никогда не испытывали?

Алексей Гуськов: Моя продюсерская деятельность была вызвана не необходимостью - скорее желанием сделать что-то свое, что-то другое. Продюсерская и актерская деятельность уже долгое время идут в моей жизни параллельно, а сейчас я вообще планирую как можно меньше играть в своих продюсерских проектах. Они случаются не так часто, и это скорее «штучный товар». На этот раз, чтобы в такой смешной, ироничной форме поделиться со зрителем своими размышлениями, мне для реализации проекта потребовалось пять лет.

- Сегодня среди актеров становится тенденцией писать для себя роли. Ваш коллега Сергей Гармаш инициировал сценарий для себя, впоследствии экранизированный Дмитрием Месхиевым. Вы тоже решили заняться сценарным ремеслом. В чем причина - в нехватке хорошего материала или в отсутствии внятного диалога с современными кинодраматургами?

- Список авторов сценария «Вечной жизни Александра Христофорова» состоит из пяти человек, и имена в этом списке стоят в соответствии с объемом работы, выполненной автором. Мое имя стоит там на последнем месте - «при участии», которое заключалось прежде всего в разработке идеи картины. Я сам не пишу сценариев и считаю, что в нашей стране есть замечательные авторы, такие как Зоя Кудря, Юрий Коротков, Вит Ценев (это из тех, с кем я сам работал). А кроме того, есть пишущие режиссеры, такие как Евгений Шелякин, постановщик «Вечной жизни Александра Христофорова», или Алексей Красовский, автор моего нового проекта «Элефант», пришедший в режиссуру из сценаристов. Что же касается лично меня, то при работе над фильмом я, как и большинство моих коллег, стараюсь не выпускать из виду все стадии производства ленты, начиная с синопсиса. Мне всегда хочется заразить всех своей идеей, чтобы вся команда ее разделяла, а я бы заражался от них их идеями и их ощущением картины. На уровне сценария это необходимо.

- Расскажите, пожалуйста, о новом фильме, стартующем в прокате в середине октября. Это, в определенной степени, автобиографическая история или наблюдения из жизни, пропущенные через призму собственного отношения к ней?

- «Вечная жизнь Александра Христофорова» - это комедия, кино хорошего настроения, в котором, кроме меня, снимались замечательные актеры: Оксана Фандера, Игорь Угольников, Тимофей Трибунцев, Станислав Любшин, Полина Пушкарук, Роман Курцын, Лидия Вележева, Степан Девонин и многие другие. Мой герой - бывший актер, который сегодня работает «гладиатором» в курортном парке аттракционов. Он считает, что его жизнь кончена, а жизнь думает совершенно по-другому. Несколько лет назад я услышал об исследовании, в котором людей спрашивали, что бы они сделали, если бы смогли жить вечно или наоборот - если бы знали, что им остался очень короткий срок. Никто не мог нормально ответить, вернее сказать, ответы в обоих случаях были одинаковыми. То есть вопрос этот ставит в тупик. Мы не знаем, что в нашей жизни по-настоящему важно. А мой герой еще и переживает, что о нем скажут, когда его не станет. Такой момент тоже, наверное, наступает у всех, когда ты спрашиваешь себя, что после тебя останется - египетская пирамида или сломанный мопед. Поэтому в картине мы смеемся над вещами, к которым в жизни, как правило, относимся серьезно. Я решил сделать комедию, потому что мне самому в последнее время хочется смотреть более легкие фильмы.

- «Вечная жизнь Александра Христофорова» - это, судя по всему, кино для нормальных хороших людей среднего возраста, которые сегодня не часто ходят в кино. Как вы планируете привлекать в кинотеатры аудиторию, которой действительно нужен этот фильм?

- Перед выходом ленты на экраны мы вместе с ее дистрибьютором, компанией «Наше кино», организуем большой предпремьерный тур по всей стране, чтобы я смог лично представить картину зрителям. Страна у нас огромная, целиком объехать невозможно, поэтому пришлось выбирать отдельные города, в которых кинотеатры выразили желание работать со мной и организовать подобный предпремьерный показ. Начну я с Дальнего Востока, продолжу Сибирью, Уралом, Южным федеральным округом, Поволжьем, Татарстаном, и так мы доедем до Москвы и Санкт-Петербурга. Предпремьерные туры с таким большим количеством городов сегодня делаются редко, но я очень хотел использовать эту возможность, чтобы самому встретиться со зрителями. Мне крайне важно их мнение, и я надеюсь, что после показа будет настоящая дискуссия. У нас замечательные информационные партнеры - «Юмор FM», «Семь дней», холдинг «МК», а еще выход фильма поддерживает социальная сеть «Одноклассники». Нас очень хорошо поддерживают регионы - есть социальная реклама, кросс-партнеры, естественно, кампания в интернет-пространстве. Словом, мы делаем все, чтобы как можно больше людей узнали про нашу картину и пришли в кино.

- У вас собрался блестящий актерский состав. Каким образом сложилась столь звездная команда - артисты влюбились в сценарий или это проявление артистического братства?

- Я думаю, что самое важное всегда - заинтересовать актеров, чтобы каждый нашел в своей роли что-то для себя и захотел работать над ней. Когда есть желание работать, актеры - я это знаю по себе - прикладывают очень большие усилия, раздвигают свои графики, а иногда и летают ночными рейсами, приезжая на площадку после спектакля или со съемок другого фильма. У кого-то были большие роли, как у Полины Пушкарук, Тимофея Трибунцева, Игоря Угольникова. Другие актеры приезжали буквально на несколько дней - как Роман Курцын, Сергей Бурунов, Игорь Гордин, Кристина Бабушкина. Не все сразу дали согласие сниматься. Мы с режиссером Евгением Шелякиным долго разговаривали с Оксаной Фандерой, прежде чем она подтвердила свое участие в проекте. Но когда она начала работать над ролью (а Оксана - очень профессиональный человек), то добавила в нее такие краски и детали, что это значительно обогатило ее персонаж, Марго.

Я сам звонил Станиславу Любшину, чтобы уговорить его сняться в роли Целителя, практически Бога. Это знаковый актер для многих поколений зрителей, и я рад, что нам удалось получить его для такого неожиданного образа. Лента получилась очень яркой, смешной - и в первую очередь благодаря актерам.

- У вас как у актера и продюсера сейчас в производстве картина «Элефант» Алексея Красовского. Предыдущий его фильм, «Коллектор», стал в хорошем смысле аттракционом - была придумана эргономичная история со звездой, которая оказалась рентабельной. «Элефант» - проект такого же плана или в нем все более традиционно и затратно?

- У «Элефанта», который выйдет в 2019 году, безусловно, более серьезный бюджет. У нас много локаций, в картине, кроме меня, снимались Полина Агуреева, Евгения Дмитриева, Ян Цапник, Ингрид Олеринская. Кроме того, со мной в кадре - известный на весь мир французский писатель, режиссер и актер Фредерик Бегбедер, приехавший к нам на съемки в Санкт-Петербург. Оператор ленты - Сергей Астахов, работавший со своей командой и снявший удивительные по красоте кадры. «Элефант» - это история о детском писателе, который больше не хочет писать, а все требуют от него продолжения его знаменитых книг. В картине много замечательных философских диалогов, написанных Алексеем Красовским, очень смешные сцены.

- Вы один из немногих российских продюсеров, работающих в копродукции с Западом. Скажите, пожалуйста, планируете ли вы дальше развивать это направление?

- Моей первой международной копродукцией был «Рагин», снятый в 2004 году в сотрудничестве с австрийцами, затем были проекты, сделанные совместно с немцами, Штефаном Арндтом - сначала в Германии, потом в России. Копродукция не может становиться самоцелью. Она должна быть либо оправдана рассказанной в фильме историей, либо связана с финансированием проекта. В проектах, над которыми работал я, полноценное и интенсивное сотрудничество происходило на всех стадиях, от сценария и кастинга до выпуска ленты на экраны. В такой копродукции есть не только замечательная творческая сторона, которая и увлекает меня в подобных проектах, но и определенные сложности, связанные со взаимопониманием, контактами между разными департаментами, правовыми вопросами. Поэтому я никогда не ищу копродукции ради нее самой. Хотя сегодня, когда поиск финансирования, а затем выпуск картины на международный экран происходит в конкуренции с огромным количеством других фильмов из разных стран, копродукция может быть полезной.

- В 2008 году вы выпустили один из лучших и самых ярких курсов в Школе-студии МХАТ. Многие из ваших учеников стали большими артистами, а Степан Девонин, выпускник того самого курса, в этом году получил на «Кинотавре» приз за лучшую мужскую роль. Занимаетесь ли вы педагогикой сейчас и планируете ли делать это в дальнейшем?

- У меня был не один выпуск, и работа в Школе-студии МХАТ была для меня очень важным жизненным и профессиональным этапом. Но сейчас я не преподаю и пока не планирую, потому что очень занят, как в Театре им. Вахтангова, так и в кино. Поэтому встречаюсь со своими учениками, в основном, на съемочной площадке и очень ими горжусь. Как раз Степан Девонин сыграл одну из ролей в «Вечной жизни Александра Христофорова».

- Три месяца назад вы отметили юбилей. Скажите, какие роли, на ваш взгляд, открываются вам в связи с вступлением в новую возрастную фазу и каких героев вам, наконец, хотелось бы сыграть? Планируете ли вы в принципе играть или же в большей степени хотите заниматься продюсированием?

- Я никогда не ждал каких-то конкретных ролей. Меня всегда интересовали темы. Не могу сказать, что вступил в какую-то новую возрастную фазу, потому что юбилеи, на мой взгляд, - это цифра в паспорте и дата для приема поздравлений, не более того. Но интерес к определенным темам, конечно же, обусловлен и возрастом, и сегодняшним моим жизненным опытом, и взглядом на мир, и настроением. Поэтому новых планов много. Есть продюсерские проекты, в которых я не буду работать как актер, и это позволит мне больше сконцентрироваться на производственной стороне. Но актером я остаюсь и, конечно, продолжаю рассматривать и искать проекты, в которых будет интересная роль для меня.                            

Кто:  Алексей Гуськов

Возврат к списку