«С детства меня увлекали корабли»

«С детства меня увлекали корабли» Питер Берг
11.01.2012

Режиссер «Морского боя» Питер Берг приехал на Московский кинорынок на презентацию своего фильма, который выйдет в России на месяц раньше американской премьеры. В эксклюзивном интервью журналу «Кинобизнес сегодня» он рассказывает, почему Лиам Нисон до последнего момента тянул с подписанием контракта, каких насекомых они использовали в качестве моделей для инопланетных кораблей и как трудно снимать кино, когда рядом плавают акулы.


Все мы в детстве играли в морской бой. На листочке в клетку обводили поле 10х10, рисовали на нем десять кораблей и рядом — второе поле, пустое, чтобы отмечать местоположение кораблей противника. 
В Америке другие масштабы: фирма игрушек Hasbro выпускает «Морской бой» в виде настольной и компьютерной игры, а в 2012 году подарит нам 200-миллионный кинобоевик по мотивам этих игр.
Режиссер «Морского боя» Питер Берг приехал на Московский кинорынок на презентацию своего фильма, который выйдет в России на месяц раньше американской премьеры. В эксклюзивном интервью журналу «Кинобизнес сегодня» он рассказывает, почему Лиам Нисон до последнего момента тянул с подписанием контракта, каких насекомых они использовали в качестве моделей для инопланетных кораблей и как трудно снимать кино, когда рядом плавают акулы.

«Кинобизнес сегодня»: Три года назад, когда вы опционировали права на игру «Морской бой» у фирмы Hasbro, что вас в ней привлекло? Было ли это решение коммерческим или художественным?

Питер Берг: И коммерческим, и художественным. Мне хотелось снять летний блокбастер, который посмотрели бы люди во всем мире. И, с другой стороны, меня с детства увлекали корабли, сражения на море. Мой отец был военным историком, он рассказывал мне много интересного о стратегии военных сражений. В школе я написал работу о сражении за Мидуэй во время Второй мировой войны. Я вдохновлялся моими детскими фантазиями, когда брался за этот проект. Мне хотелось, чтобы он был по-настоящему масштабным, со спецэффектами, с глобальными катаклизмами.

- Принимала ли Hasbro участие в финансировании проекта?
— Нет, ленту финансировала студия Universal. Hasbro дала нам лишь право на название. Hasbro вообще не занимается финансированием фильмов. Они и «Трансформеров» не финансировали — они только одолжили название.

- Вначале вы хотели снимать другой проект, «Единственный выживший» (Lone Survivor), но потом обстоятельства изменились, и «Морской бой» был снят первым. Кто принял это решение?
— Я работаю на студии Universal, у моей компании заключен с ними договор, и я считаю их своими партнерами. И «Единственный выживший», и «Морской бой» разрабатывались на Universal. Это была их идея — выпустить летний блокбастер в 2012 году…

- Году, когда летом не будет «Трансформеров»?
— Да. Они хотели такой же фильм, как «Трансформеры», как «Железный человек»,— большое летнее развлечение. Они спросили, могу ли я сначала снять «Морской бой», и я согласился.

- Космические корабли в фильме выглядят очень впечатляюще. Как вы пришли к такому необычному дизайну?
— Это результат долгой работы. Вы видели когда-нибудь водяных жуков? Они могут двигаться и прыгать по водной поверхности. Как-то раз я смотрел видеофильм о водяных жуках, и мне пришло в голову, что космический корабль такой формы здорово смотрелся бы на экране. У этого насекомого замечательное строение тела, они выглядят угрожающе, двигаются не так, как другие насекомые. Я показал видео этих жуков дизайнерам из компании Industrial Light and Magic, которые должны были делать нам спецэффекты. Мы изучали видео этих жуков, смотрели, как они двигаются, а потом по их образу и подобию воспроизвели структуру и движения космических кораблей.

- Принимала ли Hasbro участие в создании моделей кораблей, и собираются ли они выпускать линию игрушек по мотивам фильма?
— Да, они собираются выпускать линию игрушек, и нет — они не принимали участие в дизайне кораблей. Им понравились и наши корабли, и наши инопланетяне. Они поблагодарили нас за работу. Из этих инопланетных технологий получатся отличные игрушки. Но их дизайн — целиком наш.

- Какие элементы сценария были жестко предопределены еще до начала работы? Например, чтобы обе стороны были примерно равны по силам, или, скажем, чтобы инопланетяне были гуманоидами?
— Дело в том, что мы исходили из идеи и условий игры. Пять кораблей против пяти кораблей — обе стороны равны. А главное условие игры — что стороны не могут видеть корабли друг друга. Поэтому в сценарии нам нужно было сделать так, чтобы они не видели противоположную сторону. Радары, которыми обычно пользуются моряки, выходят из строя; им нужно искать противника без радаров. Это была основная идея, позаимствованная из игры. Все остальное мы могли придумывать без каких-либо ограничений.

- Трудно ли было договориться с военными моряками, чтобы они пустили вас на борт своих кораблей?
— Когда я начинал работать над проектом «Единственный выживший» о морских пехотинцах, у меня сложились хорошие отношения с министерством обороны США. Я глубоко уважаю солдат. Солдат любой страны — российских, американских, китайских, французских, английских — всех, кто готов отдать жизнь за свою страну. И люди в министерстве обороны США знают, что мне можно доверять, что я не попытаюсь создать ложное представление о том, каково быть солдатом. Меня не интересует политический аспект ситуации — в таком фильме как «Морской бой» вряд ли стоит задаваться вопросом, правы военные или нет. Поэтому, думаю, что минобороны открыло передо мной двери более охотно, чем перед кем-то другим,— они мне доверяют. «Морской бой» не является армейской агиткой, но наш фильм с большим уважением относится к мужчинам и женщинам, несущим службу в армии.

- В различных источниках указывается, что бюджет фильма — $200 млн. Это правильная цифра?
— Вообще-то она немного завышена. Но таково положение в современном мире — сейчас эпоха суперфильмов. Посмотрите на такие фильмы как «Трансформеры», «Железный человек», киносериал о Гарри Поттере. Бюджеты всех этих лент составляют несколько сотен миллионов долларов. Люди ахают — ах, двести миллионов долларов! Но сегодня это уже далеко не самые дорогие фильмы. Самые дорогие стоят 250–300 миллионов долларов.

- Лиам Нисон подписал контракт на участие в фильме уже после  начала съемок. Трудно ли было убедить его сниматься? Или он хотел получать проценты с прибыли?
— С ним было нелегко — но мы очень хотели снимать именно его. Лиам Нисон хотел прочитать сценарий, он хотел, чтобы его герой был интересный и выпуклый,— и он хотел, чтобы ему это показали. Ему нужно было увидеть страницы сценария с конкретными сценами. Он не хотел просто прийти на съемочную площадку и получить деньги за работу. Он подталкивал нас, заставлял работать, сочинять, и благодаря этому его персонаж получился гораздо интереснее.

- Джереми Реннер, который был первым кандидатом на главную роль, на десять лет старше Тэйлора Китча…
— Вы прочитали о его кандидатуре в IMDB? Никогда не верьте IMDB. Вы ведь читаете IMDB? Не надо.

- Пришлось ли вам переписывать какие-то сцены, когда на главную роль пришел Тэйлор Китч?
— Сценарий переписывался постоянно. Все знают, что я много импровизирую на съемочной площадке. У меня есть сценарий, но в зависимости от актера я придумываю что-то специально для него. Я хорошо знаю Тэйлора — он снимался у меня в сериале «Огни ночной пятницы» (Friday Night Lights). Его приход в проект многое изменил. Мы действительно кое-что переписали, но не очень много. Персонаж остался прежним. Однако с приходом Тэйлора мы стали гораздо больше импровизировать, поскольку я знал, что у него это хорошо получается. В фильме есть сцены, целиком сымпровизированные Тэйлором Китчем.

- На роль Сэм пробовалась Тереза Палмер, но вы предпочли ей Бруклин Деккер, у которой значительно меньше актерского опыта. Чем она вас привлекла?
— Тереза Палмер? На эту роль пробовались около ста девушек. Больше всех мне понравилась Бруклин Деккер.

- Певица Рианна вообще не имеет актерского опыта. Тем не менее она сумела убедить вас, что может сыграть крутую героиню?
— Совершенно верно! Она потрясающая актриса! Я и раньше приглашал в свои фильмы музыкантов — в сериале «Огни ночной пятницы» и в картине «Королевство» снимался известный кантри-певец Тим МакГроу, и он замечательно сыграл в обоих проектах. Я считаю, что музыканты — скрытые актеры. Практически во всех музыкантах таится актерская жилка. Мик Джаггер в свое время отлично сыграл в фильме «Представление». Фрэнк Синатра гениально сыграл в фильме «Отсюда в вечность». Список можно продолжать — но он получится слишком длинным. Рианна невероятно харизматична, она умная, сильная… Пообщавшись с ней, я был в восторге. Я не мог поверить, что до сих пор никто не предложил ей роли в кино. Она сыграла отлично.

- Она тренировалась для роли? Вообще, актеры тренировались перед съемками?
— Да, у нас был специальный тренировочный лагерь. Они учились пользоваться оружием, получали общую физическую подготовку, отдельно учились жаргону моряков. У каждого актера был отдельный куратор-консультант, который следил за тем, чтобы его подопечный все делал правильно. На съемочной площадке консультант не отходил от актера, постоянно корректировал его, если что-то было не так. «Ты не можешь так ответить», «Это оружие нужно держать вот так». И Рианна тренировалась наравне с мужчинами.

- Что лично для вас было труднее всего во время съемок на воде?
— Труднее всего сделать так, чтобы акулы никого не съели. Когда мы снимали сцены в море, вокруг нас постоянно плавали акулы. Несколько человек непрерывно дежурили с оружием наготове — чтобы стрелять в акул, если они вдруг начнут нападать на людей. Даже когда мы снимали на палубе, я все время нервничал — кто-нибудь мог свалиться за борт, и его съест акула. К счастью, все обошлось.

Кто:  Питер Берг

Возврат к списку