Такого количества графики в российском кино еще не было

Такого количества графики в российском кино еще не было Александр Карпов
24.11.2018

В ноябре на российские экраны выходит фантастический фильм на космическую тему «Пришелец». О работе над лентой нам рассказывает креативный продюсер Александр Карпов.

Евгений Володин: Начну с традиционного вопроса. Кто был идейным вдохновителем этого проекта?

Александр Карпов: Идейным и духовным вдохновителем картины и всей этой истории был Александр Геннадьевич Куликов. Сценарий, который написал Михаил Расходников, настолько понравился Александру Геннадьевичу, что он решил во что бы то ни стало снять по нему фильм. В процессе работы первоначальный сценарий изменился до неузнаваемости. Так часто бывает, начинаешь снимать одно, погружаешься... и на выходе - иное кино, иные посылы.

- Сколько времени заняла работа над «Пришельцем»?

- У нашего фильма весьма длинная история, отчасти потому, что в нем очень много компьютерной графики. Мы потратили на разработку графики два с половиной года, или даже все три, поскольку лишь одна сцена обошлась без графических элементов. В целом же только на постпродакшн ушло четыре года.

- Какие компании делали компьютерную графику?

- Графикой занимались несколько компаний. Часть работы сделала болгарская фирма Bottleship. Основной же объем графики выполнило подразделение «Союз Маринс Групп», - компания «Муравей Продакшн» - и ее субподрядчики, киевская компания Postmodern Digital и российская Postpro18. К процессу подключились еще несколько небольших компаний и даже фрилансеры, но львиную долю работы выполнила именно «Муравей Продакшн».

- Что отличает вашу ленту от других российских картин на космическую тему?

- Боюсь показаться нескромным, но должен заявить: такого количества реалистичной графики в российском кино еще не было. От замечательных лент «Салют-7» и «Время первых» наш фильм отличается еще и тем, что в нем много элементов фантастики, так что, честно говоря, я даже не знаю, с чем его можно было бы сравнить.

- Единственное, что приходит в голову, - это голливудский «Марсианин»...

- «Марсианин» - это потому что про Марс? У нас кино о Человеке с большой буквы в человеческой цивилизации. Руки, ноги, голова - это еще не человек, этого слишком мало! Что же касается графики, я прошу прощения, но все-таки скажу: у них графика похуже, чем у нас!

У них больше декораций, павильонных съемок - но во всем, что касается графики, Марса, мы их обошли.

- В чем заключались ваши обязанности как креативного продюсера?

- В мои обязанности входило озвучание, написание закадровых текстов для героев, тонировка, графика, музыка и перемонтаж. Очень хотелось средствами монтажа достичь понятности, стройности истории.

- Вы сказали, что в ваши обязанности входила музыка. Вы выполняли саунд-дизайн, занимались музыкальным продюсированием, руководили композиторами?

- В ходе работы над фильмом мы сменили трех композиторов. Первый из них написал полностью всю музыку, но она не раскрывала наших замыслов на сто процентов. Нам пришлось подключить второго композитора, который написал еще несколько вещей, а затем третий специалист точечно правил то, что создали первые два. Саунд-дизайном в нашей ленте занимался один из лучших в России специалистов Александр Копейкин, который проделал гигантскую работу по созданию звуков, в том числе и тех, которые иллюстрировали фантастическое «нечто», как мы его между собой называли.

Однако кино - это, прежде всего, картинка, и для достижения ее предельной реалистичности был проделан поистине гигантский объем работы. Требовалось сделать реалистичным ЦУП (Центр управления полетом), людей, аппаратуру, огромное количество мониторов, экранов, планшетов (в том числе футуристических, прозрачных) - все это надо было насыщать, и все должно было выглядеть естественно.

- Это нужно было для того, чтобы зритель не отвлекался на осмысление картинки, а полностью погрузился в сюжет?

- Конечно, зритель должен следить за историей, ведь наш фильм - о взаимоотношениях людей. А ЦУП, Марс и космические пейзажи - это всего лишь фон, на котором разворачиваются события.

- Как бы вы охарактеризовали жанр ленты?

- Если попытаться определить жанр одним словом, то это будет слово «фантастика». Но поскольку чистых жанров практически не бывает - они всегда пересекаются, а наша картина в первую очередь драма, - то я бы охарактеризовал жанр как «фантастическая драма».

- На каком этапе работы вы определились с прокатной компанией?

- Поиском прокатчика занимались другие люди - я могу лишь сказать, что договоренность с «Люксором» появилась достаточно давно, еще до завершения постпродакшна. Я был на «Кино Экспо», и по презентации компании «Люксор» было заметно, что они делают большую ставку на наш фильм.

- Где еще вы показывали материалы из ленты?

- Была презентация в Каннах, где мы продемонстрировали 30-минутный ролик, из которого можно было понять весь сюжет. Но и тот десятиминутный ролик, который мы показали представителям российских кинотеатров, поэпизодно рассказывает почти всю историю, и по нему вполне можно составить представление о фильме.

- Было ли в работе над картиной что-нибудь такое, что лично вам особенно запомнилось и о чем вы будете еще долго вспоминать?

- Работа всегда работа, она может быть проще, может быть сложнее. Работать конкретно над этой лентой было невероятно сложно - по крайней мере, для меня, потому что требовалось добиться от графики ощущения присутствия в кадре. Мне постоянно приходилось бороться с самим собой, с перфекционистом внутри себя, меня крайне редко устраивало качество материалов, тогда как другие люди искренне восхищались реализмом картинки. Однажды я увидел снимки, переданные на Землю марсоходом Curiosity, и отметил про себя, что декорации у американцев так себе, хотя прекрасно понимал, что эти снимки реальны - в отличие от нашей графики.

Но самым большим потрясением стал уход Александра Куликова, трагически погибшего в вертолетной аварии в ноябре 2016 года. Он вложил в этот фильм всего себя, его герой озвучивает его собственные мысли (в этом смысле картина, безусловно, философская), и если говорить о том, что запомнится более всего лично мне, то это уход Александра Геннадьевича. В моей жизни было очень много лент, в которых я снимался в качестве актера или писал сценарии, но работа над «Пришельцем» непохожа ни на одну из них. Сегодня мне кажется, что в некоторых эпизодах Александр Геннадьевич разговаривает со зрителем «с другой стороны».                      

Кто:  Александр Карпов

Возврат к списку