За авторами кино - будущее

За авторами кино - будущее Станислав Шелестов
01.07.2022

Станислав Шелестов - режиссер, сценарист. Лауреат большого количество наград на международных фестивалях. Этим летом фильм «Да, Дорогая!» вышел в финал престижного фестиваля во Франции - Red Movie Awards, в жюри которого входят Ли Аренберг («Пираты Карибского Моря») и Бернар Фарси («Такси»).

Евгений Володин: Расскажите про Red Movie Awards

Станислав Шелестов: Для меня это большая честь - выйти в финал этого фестиваля. Франция всегда была сильна в независимом кинематографе, и участвовать в фестивале на родине кино - это дорогого стоит. Фестиваль проходит в городе Реймс, и в нем также принимают участие номинанты премий Oscar и BAFTA, так что я был приятно удивлен, когда мой фильм отобрали на Red Movie Awards.

- Вы сняли три фильма, где были еще и автором сценария. Как вы совмещаете режиссуру и написание сценария?

 - Вообще это довольно типично для короткого метра, что режиссер еще и автор сценария. За авторами кино - будущее. Чем больше я могу сделать сам, тем больше у меня преимуществ. ОДнажды я потратил несколько месяцев на поиски готового материала, но все было мимо. Тогда подумалось, что быстрее написать самому. Совмещать непросто - но зато в результате получается именно то кино, которое я задумал.

 - Как приходят идеи для фильмов?

 - Это самое сложное. Уверен, многие скажут, что у них 100 идей для кино, но на самом деле, если начать разрабатывать и копать глубже, окажется что это либо банально, либо не будет работать. Like.Share.Repost (черная комедия - Прим. ред.) я написал из желания похулиганить. Чтобы пиротехника, трюки и все такое. А вот «Да, дорогая!», был скорее рефлексией на известные питерские события 2020 года.

 - Кажется, большинство режиссеров работают в рамках плюс-минус одного жанра. У вас три фильма в трех разных жанрах.

 - Я стараюсь экспериментировать, благо короткий метр это позволяет.

 - И у вас это получается довольно успешно.

 - Да, мы даже взяли сразу две награды на фестивале в городе Остин, США: «Лучший режиссер» и «Лучший фильм», за черную комедию Like.Share.Repost. Также в прошлом году я взял награду за лучшую режиссуру на фестивале Thriller/Suspense, который базируется в Торонто и Лос-Анджелесе. Еще были награды за лучший триллер, лучшую драму, лучший фильм - на фестивалях в Нью-Йорке (New York Movie Awards), Лос-Анджелесе (Global Shorts, One-Reeler, Global Film Festival Awards), Милане (Reale Film Festival, Assurdo Film Festival), в Индии (Chambal Film Festival). Ну, и много где выходил в финал и был номинирован, что тоже отлично, учитывая, что вообще попасть на фестиваль как участник - это уже почетно.

 - «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший триллер». У вас есть какие-то особо любимые награды?

 - Все награды одинаково ценны, и я вряд ли смогу выделить какую-то конкретно. Могу лишь добавить, что так как я пробую разные жанры, то жанровые награды («Лучший Триллер», «Лучшая Комедия») радуют больше. Значит, получилось снять хороший триллер или комедию.

 - Расскажите про свое сотрудничество с Декамерон Арт Студио.

 - Это продюсерская и актерская студия, совместно с которой мы сделали три фильма. Эта же студия занимается фестивальным продвижением. У нас получился такой творческий союз. Первый фильм мы делали в формате виртуальной реальности. Фильм получился экспериментом во всех смыслах. Это был первый опыт нашего сотрудничества и первый опыт в новом для кино формате. Все прошло удачно, фильм завоевал несколько наград, включая «Лучший VR фильм» на фестивале в США – и мы поняли, что нужно продолжать. Однако последующие фильмы мы делали в традиционном формате. Все-таки виртуальная реальность - еще слишком нишевый формат.

 - Чем отличается съемка для VR от обычного формата?

 - Практически всем. В традиционном кино зритель - это сторонний наблюдатель. В VR есть возможность поместить зрителя непосредственно в сцену. Это как если бы вы смотрели спектакль не в зале, а прямо на сцене, находясь среди актеров. Отсюда появляется сложность - необходимо оправдать нахождение зрителя в том месте. Также нужно учитывать технические особенности самого просмотра. Монтаж традиционным способом будет сбивать зрителя, если он будет часто оказываться в новом месте. Конечно, съемка и технически отличается. Сейчас VR камеру можно взять в аренду и получить готовый продукт с «одной кнопкой» записи. В 2017 году нам приходилось собирать риг из 13 камер GoPro, включать которые нужно было по отдельности, не говоря уже про выбор точки съемки «на глаз». У меня была маленькая бытовая VR камера, и мы устанавливали ее поверх основной, подключали ее к телефону и могли примерно понять, что будет видеть зритель.

 - Что думаете о современных визуальных эффектах в кино?

 - Они расширяют возможности, добавляют еще один инструмент, которым можно пользоваться - не больше. Сами по себе они не заменяют необходимость в хорошем сценарии или интересном сюжете. Однако без них такой жанр, как фантастика, не смог бы появится в принципе. Я за правильное их использование, без перегибов.

 - Важно ли иметь раскадровку на съемке?

 - Раскадровка - это очень важный элемент подготовительного периода. Съемка даже независимого авторского кино - это все равно ограниченные время и бюджет. Раскадровка позволяет значительно экономить время, плюс можно быстро понять, что уже снято, а что нет. По раскадровке уже можно увидеть будущий монтаж фильма еще до того, как отснят первый кадр.

 - Насколько детальной она должна быть?

 - Все индивидуально, каких-то жестких правил нет. Для меня главное - чтобы был понятен ракурс камеры и примерное действие.

 - Насколько важен выбор камеры? Есть ли у вас какие-то личные предпочтения?

 - Если есть задача снять сцену определенным образом, то да, выбор важен. Для коммерческого кино существует определенная планка качества, которую лучше не понижать. Для фестивального кино разрешены самые смелые эксперименты с картинкой, так что технические особенности камеры не так важны. Так получилось, что два фильма из трех мы снимали на RED, и следующий проект будет скорее всего тоже снят на RED.

 - Что посоветуете тем, кто только собирается снять свой первый короткий метр?

 - Уделять больше времени проработке истории и сценарию. Подавляющее большинство фестивальных фильмов страдает от того, что история заканчивается ничем. Можно как угодно креативно подходить к съемке, декорациям и эффектам, но если нет понятного и логичного завершения сюжета - все это мало чего стоит.


Кто:  Станислав Шелестов

Возврат к списку