Cамые прибыльные и убыточные отечественные фильмы в кинопрокате России 2013 года
С 26 декабря 2012 года по 29 декабря 2013 года в российских кинотеатрах было показано 63 отечественные картины, и лишь 10 из них окупились или принесли прибыль в кинопрокате. Напомним, что в 2012 году таких лент было 15. Прибыльными или окупившимися в прокате (по голливудской методике) мы считаем фильмы, сборы которых в кинотеатрах как минимум в два раза превышают их заявленный производственный бюджет. Рейтинг составлен в порядке убывания отношения сборов фильмов в кинопрокате к производственному бюджету.
Самой прибыльной не только в 2013 году, но и вообще за всю историю российского кинобизнеса стала комедия «Горько!», собравшая $25.53 млн при бюджете $1.3 млн (40 млн. рублей). Лента Жоры Крыжовникова побила достижение комедийной мелодрамы 2008 года «Ирония судьбы. Продолжение», которая при бюджете $5 млн собрала $49.92 млн.
Сказка «Три богатыря на дальних берегах», занимающая вторую строчку в рейтинге, стала самым кассовым анимационным отечественным релизом за всю историю (сборы - $31.51 млн при бюджете $4 млн). Комедийный альманах компании Enjoy Movies «С Новым годом, мамы!» (бюджет - $1.9 млн) заработал $11.85 млн и занял третье место. На четвертой и пятой позициях - снова комедии от Enjoy Movies: «Что творят мужчины!» и «Дублёр» соответственно. Далее следует ещё один новогодний альманах с бюджетом $5 млн «Ёлки-3», всего за четыре дня принёсший прокатчикам $11.1 млн (по данным на 8 января, сборы третьих «Ёлок» перевалили за $33 млн, но рейтинг составлялся 29 декабря). Приключенческая комедия «Остров везения» (бюджет - $2 млн, сборы $4.42 млн) – на седьмом месте (прокат также продолжается).
Спортивная ретродрама «Легенда №17» также стала прибыльной, отбив свой немалый бюджет уже в российском кинопрокате, чего не скажешь о ремейке «Джентльмены, удачи!» (бюджет - $5 млн, сборы - $9.8 млн). Правда, последняя картина добавила в свою копилку ещё сборы в Украине и странах Прибалтики - $0.91 млн и с учетом кассы в этих странах ее можно считать окупившейся. Замыкает десятку криминально-авантюрная комедия «Билет на Vegas» с бюджетом $4 млн, заработавшая в России $6.81 млн и ещё $0.72 млн в Украине и странах Прибалтики и практически окупившая себя в прокате.
Три отечественные картины («Три богатыря на дальних берегах», «С Новым годом, мамы!» и «Джентльмены, удачи!») стартовали ещё в 2012 году, но основную кассу собрали в 2013 году.
Девять фильмов из десяти – комедийного жанра. Самая «дешёвая» в производстве – «Горько!» ($1.3 млн), самая дорогая – «Легенда №17» ($13.7 млн).
Прибыльные российские ленты в отечественном кинопрокате 2013 года
Составляя десятку самых провальных отечественных фильмов, автор этого обзора рассматривал лишь дорогостоящие проекты. Поэтому в рейтинг вошли картины, на каждую из которых было потрачено свыше 100 млн. рублей ($3.5 млн и больше). В списке провальных есть четыре копродукции (с США, Голландией и Францией), в каждой из которых Россия принимала участие в той или иной доле. Согласно принятой на вооружение голливудской методике, убыточной в прокате лентой считается та, сборы которой в кинотеатрах не превысили заявленный производственный бюджет. Рейтинг составлен по мере роста отношения сборов в кинопрокате к производственному бюджету.
Самым провальным российским фильмом стала ретродрама «Машина Джейн Мэнсфилд» (бюджет - $12 млн), не имевшая успеха ни в одной стране мира (общие сборы - $100 тыс.), но востребованная на платных американских интернет-видеосервисах. Драма Йоса Стеллинга «Девушка и смерть» вышла в прокат только в России, где заработала $90 тыс. при бюджете $3.5 млн. Приключенческая сказка «Страна хороших деточек» оказалась полностью проигнорирована зрителями нашей страны, что, однако, не помешало продюсерам этой сказки получить государственные деньги на следующий проект. Киноверсия телесериала с бюджетом $12 млн «Три мушкетёра» собрала в широком (тираж – 977 копий) прокате смешные $1.22 млн.
Жаль, что в нашем прокате провалилась биографическая драма «Гагарин. Первый в космосе». По мнению некоторых аналитиков, это могло произойти потому, что её дистрибьютор на второй неделе после выхода этой ленты Павла Пархоменко выпустил в прокат американский триллер, который оттянул на себя потенциальную аудиторию «Гагарина». Возможно, фильм о первом космонавте будет востребован за рубежом. Анимационный «долгострой» Георгия Данелия «Ку! Кин-дза-дза» не нашёл своего зрителя в кинотеатрах. Боевик «Мачете убивает» провалился не только в России, но и в других странах мира (бюджет - $15 млн, общие сборы - $12.4 млн). Перемонтированный Ираклием Квирикадзе французский телесериал «Распутин» (бюджет - $8 млн) с «россиянином» Депардье интереса в России не вызвал (сборы - $1.67 млн). Казанский проект «Сокровища О. К.» с татарской кинозвездой мог собрать неплохую кассу только в Татарстане – но, будучи выпущен в широкий прокат во всей стране, заработал лишь $1.42 млн при бюджете $6 млн. Ну и, наконец, зачем было снимать новую версию «Тёмного мира», если даже оригинальный проект 2010 года не окупился в прокате?
А как же «Сталинград» и «Метро»? Самой кассовой отечественной картине за всю историю необходимо к почти $68 млн, заработанным в мировом прокате, добавить ещё хотя бы $14 млн, чтобы только окупить гигантский производственный бюджет в $41 млн (1 млрд 234 млн рублей). Впереди у ленты Фёдора Бондарчука выпуск в Италии, Великобритании, Сербии и даже, по заверениям продюсеров, в США – кто знает, сколько принесет фильму прокат в этих странах? Что касается первого российского фильма-катастрофы «Метро», то при запуске его в производство бюджет был определён в $9 млн, однако во время съёмок эта сумма увеличилась еще на $1 млн. Перед выходом в прокат 21 февраля 2013 года к итоговой сумме добавился бюджет на продвижение картины, равный $3млн. В нашей стране «Метро» заработало $12.06 млн, но прокат картины продолжается за рубежом – в январе фильм вышел в прокат на 3000 экранах в Китае.
Необходимо добавить, что за всю историю российского кинопроката по состоянию на 29 декабря 2013 года лишь 64 отечественных фильма из 1 175 показанных в кинотеатрах страны с 1992 года окупились или принесли прибыль в прокате.
Убыточные российские картины в отечественном кинопрокате 2013 года
В наступившем году в российский прокат выходят такие дорогостоящие проекты, как «Вий 3D» Олега Степченко (бюджет – $30 млн), «Солнечный удар» Никиты Михалкова (бюджет - $24 млн) и «Трудно быть Богом» Алексея Германа (бюджет - $10 млн). Между тем у этих картин хотя бы определены прокатчики, чего не скажешь об «Иване Поддубном» (бюджет - $13.5 млн) и «Территории» (бюджет - $11 млн). А о таких многообещающих проектах с бюджетом более $10 млн, как «Василиса Кожина», «Волшебный кубок Роррима Бо» и многострадальный «Дау», давно уже никто не вспоминает – хотя упомянутые производственные бюджеты освоены полностью.
Сергей Лавров