Правда и небылицы про «Ограбление по-американски»

Правда и небылицы про «Ограбление по-американски»
31.07.2015

В последние несколько дней изрядную шумиху на отечественных сайтах вызвали сообщения о якобы провальных сборах в кинопрокате США криминальной драмы «Ограбление по-американски». Данные из США поступают крайне противоречивые и не всегда соответствующие действительности, а это приводит к диаметрально противоположным оценкам, которые искажают картину. Попробуем же разобраться по порядку, что именно там произошло.

В мае 2013 года было объявлено о создании компании Glacier Films, соучредителями которой выступили братья Хейден и Тоув Кристенсены с американской стороны и Георгий Малков и братья Сарик и Гевонд Андреасяны – с российской. Было заявлено о планах запустить в производство одиннадцать фильмов в течение трёх лет. Шесть из них были рассчитаны на бюджет в пределах десяти миллионов долларов каждый, ещё пять – в пределах $1-2 млн.

Первым проектом новой компании стала криминальная драма «Ограбление по-американски». Съёмки картины прошли летом 2013 года, а в мае 2014 года отснятый материал был представлен потенциальным покупателям в Каннах. По официальным данным, бюджет «Ограбления по-американски» составил $8,5 млн. При этом $2 млн из этой суммы удалось вернуть за счёт налоговых льгот. Таким образом, реальные затраты продюсеров составили $6,5 млн.

В сентябре прошлого года «Ограбление по-американски» было представлено на кинофестивале в Торонто – фильм Сарика Андреасяна вошёл в официальную программу этого престижнейшего киносмотра. Одно это уже можно считать серьёзным достижением для любого независимого проекта. Именно там переговоры с потенциальными зарубежными покупателями принесли первые серьёзные плоды. 12 сентября 2014 года было объявлено о том, что права на США и Канаду приобрела компания Saban Films. Сумма сделки составила $2 млн.

Одновременно шли переговоры о продаже прав на фильм с независимыми прокатчиками и дистрибьюторами всех континентов. В конечном счете, фильм был продан в 51 страну, а общая выручка с этих продаж составила около $4,5 млн.

Оставался стоявший особняком российский прокат. Премьера была назначена на 22 января 2015 года. В премьерный уик-энд «Ограбление по-американски» заработало 83,2 млн рублей или $1,29 млн на 1080 копиях. Итоговый результат составил порядка 150 млн рублей или $2,3 млн. Как минимум миллион долларов из этой суммы создатели картины должны были получить.

Таким образом, из бюджета в $6,5 млн продюсеры смогли окупить как минимум $5,5 млн. Значит ли это, что фильм провалился и создатели потеряли деньги? Совсем не обязательно. Зачастую кинопрокатный бизнес это не спринтерский забег, где всё решается в первые же секунды, а марафонская дистанция. Деньги по заключённым сделкам будут продолжать поступать не один год, так что остающуюся часть затрат рано или поздно удастся окупить. По таким правилам сейчас часто вынуждены жить даже крупные киностудии-мейджоры.

Важен и тот факт, что «Ограбление по-американски» стало первой серьёзной попыткой российских продюсеров выйти на международный уровень. Никто не ждал крупного успеха с первого раза, к тому же на результаты фильма в отдельных случаях повлияли непредвиденные факторы. Так, серьёзное падение курса рубля почти вдвое уменьшило кассу российского проката, а невовремя появившиеся в сети пиратские копии поставили под угрозу прокат в некоторых других странах.

Но вернёмся к вызвавшему столько шума американскому прокату. Как известно, для любого мало-мальски пристойного релиза широкого проката надо потратить не меньше 15-20 миллионов долларов рекламную поддержку. Таковы правила игры в США, с которыми ничего нельзя поделать. По этой причине огромное количество фестивальных хитов и более чем достойных фильмов из самых разных стран мира вынуждены обходиться минимальным формальным релизом или сразу выходить в формате VoD и на DVD и Blu-Ray. Ничего зазорного или постыдного в этой практике нет. Бывают, конечно, и другие примеры, когда фильм из релиза в нескольких кинотеатрах доходит до полноценного широкого проката, но таких случаев сейчас единицы. Независимому кино выживать на американских экранах с каждым годом становится всё сложнее. Не всегда помогают здесь даже фестивальные награды и великолепные отзывы критиков.

Именно таким, чисто формальным релизом по названным выше причинам, решил ограничиться правообладатель «Ограбления по-американски». Всё внимание было уделено куда менее затратному релизу на VoD (видео по запросу). В минувшую пятницу «Ограбление по-американски» вышло в 10 (по другим данным в 11) кинотеатрах, которые были разбросаны по всей Северной Америке. Восемь из них были расположены в США и два в Канаде. При этом ни одного кинотеатра не было в самом населённом штате Калифорнии, где и расположена вся индустрия Голливуда. Уже это одно говорит о чисто формальном подходе прокатчика к этому релизу. Впрочем, для первой серьёзной за много лет российско-американской продукции своего рода достижением можно считать и сам выход в кинопрокат США и Канады.

По ходу первого уик-энда данные о сборах давал только сайт moviecitynews.com ($1750 в пятницу и $5800 за уик-энд). Такого порядка сумму подтвердил нам и имеющий доступ к данным американский инсайдер. Официальных данных прокатчик так до настоящего момента и не предоставил.

Скажем прямо, результат достаточно заурядный, но другого в данной ситуации сложно было и ожидать. Цифры выглядят скромно, но ничем особенным не отличаются от массы других подобных релизов. Пять тысяч долларов, семь или восемь - разницы тут практически никакой. Основной доход пойдёт с релиза на VoD и в кабельных сетях. Что-то принесёт затем запланированный на 8 сентября релиз на DVD и Blu-Ray. Не будем забывать и о телевизионных правах. Таким образом, эти самые шесть тысяч долларов являются только малюсенькой верхушкой айсберга, большая часть которого скрывается глубоко под водой. К сожалению, данные о выручке в формате VoD и тем более с продаж на DVD и Blu-Ray американские правообладатели предоставляют крайне редко.

Все это хорошо известно минимально знакомым с работой киноиндустрии людям. Однако в погоне за громкими заголовками и сенсациями случаются ситуации не вполне корректной подачи информации. На этот раз с подачи одного из недавно созданных сайтов пошли разговоры о полной катастрофе, провале и антирекорде всех времён. Мало того, что материал был представлен очень тенденциозно, так ещё и данные были использованы непроверенные и неполные. В итоге «позорные» $254 в двух кинотеатрах переходили с одного сайта на другой, а никто так и не удосужился хотя бы попытаться объяснить суть вопроса.

Станислав Демиденко


Возврат к списку