С членом Совета Ассоциации владельцев кинотеатров Романом Исаевым мы поговорили о прошедшей недавно конференции АВК, о создании прокатной компании АВК’Pro и обсудили катастрофическую ситуацию в индустрии кинопоказа.
Евгений Володин: Расскажите, о чем вы дискутировали на недавней конференции АВК. Можно ли выделить какую-то одну главную тему или дискуссии касались одинаково важных сфер индустрии?
Роман Исаев: Прошедшая 16 июня конференция АВК была в большей степени годовым отчетным собранием, нежели рабочей конференцией, которые мы проводим в течение года. В ходе этой встречи мы подводили итоги года, старались понять, что из сделанного можно было бы сделать лучше и корректировали план будущих активностей с учетом происходящего в стране. Все члены АВК единодушно выразили огромную благодарность Олегу Березину, завершившему свою деятельность на посту Председателя Ассоциации в день проведения конференции. Результаты, которых Олег смог достичь на этом посту, невозможно переоценить, равно как и его вклад в индустрию.
На конференции был избран новый председатель Ассоциации: им стал управляющий партнер киносети «Синема 5» Алексей Воронков. Алексей - уважаемый в индустрии человек, яркая личность, и я уверен, что под его руководством Ассоциация успешно переживет тяжелые времена и мы вместе дождемся нового подъема индустрии.
Также в ходе конференции были избраны три новых члена Совета Ассоциации - Сергей Пирожков (Белгород, кинотеатры «Радуга» и «Победа), Павел Поникаровский, владелец калининградской сети «Люмен Фильм» и ваш покорный слуга, совладелец сети кинотеатров «Облака». Действующими членами совета остаются Андрей Мизин (сеть Prada 3D) и Алексей Воронков. Кроме того, в ходе встречи были избраны либо переизбраны члены других рабочих органов АВК - контрольно-ревизионной комиссии, комитета по этике и т.д.
Естественно, важное место на конференции заняло живое и яркое обсуждение текущей ситуации в индустрии. Алексей Воронков рассказал о том, какие дискуссии сейчас ведутся с представителями органов государственной власти, и члены Ассоциации выразили готовность присоединяться к этой работе, как только это потребуется.
- АВК’Pro наконец начала работу. Как и для чего создана эта структура?
- Дистрибьюторская компания АВК’Pro была создана и начала функционировать в начале мая. Компания ставит своей целью оптимизацию форматов и процессов взаимодействия между различными сегментами киноиндустрии, и в первую очередь - упрощение процесса доставки контента от правообладателя к зрителю. В текущих непростых условиях, когда радикально меняется весь мир вокруг нас, существовавшие до сих пор парадигмы киноиндустрии и кинопроката тоже требуют внесения изменений. Традиционная схема «продюсер-дистрибьютор-кинотеатр-зритель» на фоне происходящих в мире и в стране событий и связанного с ними катастрофического состояния индустрии может быть подвергнута определенным корректировкам. Кинотеатры, входящие в АВК, обеспечивают почти 60% национального бокс-офиса, и, с учетом того, что в любом случае все фильмы, выходящие в кинопрокат, зритель смотрит именно в кинотеатрах, нам представляется оптимальной цепочка «продюсер-АВК-зритель».
АВК’Pro - совсем небольшая на сегодня структура, для нас это своего рода эксперимент. В июне 2022 года она выпускает два проекта. Первый из них - это фильм «Новенький» нашего большого друга, продюсера, актера, певца и композитора Юрия Кузнецова-Таежного, очень трогательная мелодраматическая история о жизни современных подростков. Сегмент детско-юношеского кино в последние годы в России оказался практически полностью утрачен, тогда как мы выросли на таких фильмах, как «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего». Добрым и светлым советским картинам для детей и юношества удалось воспитать несколько поколений, в том числе и нас с вами, но в современной России такое кино практически не снимается, за редкими исключениями. Хочется сказать огромное спасибо братьям Андреасянам за «Робо», Алексею А. Петрухину за «Училку» и Юрию Кузнецову-Таежному за «Новенького» и «Колокол надежды» - следующий его проект, который АВК’Pro планирует выпустить осенью. Если мы не будем создавать такое кино и приучать наших детей смотреть его в кинотеатрах, нам будет крайне сложно привить им фундаментальные душевные посылы доброты, сострадания, соучастия, которые сегодня, к сожалению, убивает Интернет. Условно говоря, новые Электроники и Гостьи из будущего не смогут появиться, пока не будут сняты десять «Новеньких» и десять «Робо».
Второй проект АВК’Pro, выпускаемый в июне - это российский хоррор «Черная гора» продюсера и режиссера Игоря Каленова. Это весьма достойное жанровое кино, которое, опять же, к сожалению, российские кинопроизводители создают не слишком часто, и мы уверены, что этот фильм обязательно найдет своего зрителя.
Дальнейшие проекты АВК’Pro сегодня находятся в стадии финального обсуждения с правообладателями, и в ближайшее время мы с удовольствием озвучим их названия и даты релизов. Главный критерий при подборе проектов для портфеля АВК’Pro - кино должно быть достойным и интересным. Мы планируем пробовать себя в разных жанрах и выпускать на экраны как коммерческое кино, так и фестивальные находки. Естественно, мы чрезвычайно заинтересованы в крупных релизах, которые наши кинотеатры очень ждут, и которых сегодня на рынке крайне мало.
- Кстати, о крупных проектах. Появилась информация о том, что кинотеатры, входящие в АВК, намерены показывать нового «Бэтмена», которого прокатная компания UPI из-за санкций сняла с проката за день до премьеры. Расскажите о правовой основе для этих показов.
- С этим фильмом сложилась весьма острая и совершенно нестандартная для всей нашей индустрии ситуация. По состоянию на середину июня студия Warner Bros. не представлена на российском рынке, однако «Бэтмен» имеет прокатное удостоверение, которое действует на территории РФ до марта 2023 года. Контент был получен кинотеатрами, которые выполнили свои обязанности по существовавшему контракту с прокатной компанией, и отказ в предоставлении им фильма для показа без каких-либо нарушений со стороны кинотеатров просто не предусмотрен этим контрактом! Поэтому ряд кинотеатров решил начать показ картины, направив соответствующее уведомление студии Warner Bros. Согласно указу президента от 27 мая зарубежные правообладатели должны открыть счет типа «О» для получения прокатной платы, и даже в случае отсутствия такого счета кинотеатры готовы зарезервировать прокатную плату, которая причитается студии, чтобы при первой же возможности перечислить ее правообладателю.
Стоит отметить, что никакие другие фильмы голливудских студий по подобному сценарию выпускать не планируется. Ситуация с «Бэтменом» действительно уникальная, потому что фильм успел получить прокатное удостоверение, а кинотеатры подписали приложение к договору с UPI на показ этого фильма перед его предполагавшимся стартом в марте.
- А что, если какие-то кинотеатры все же начнут показывать студийный контент без разрешения правообладателей?
- Это будет являться прямым пиратством и нарушением ряда статей уголовного и административного законодательства. Мы все с нетерпением ждем разъяснений от представителей органов государственной власти и принятия правовых изменений, регламентирующих работу с недоступным на территории нашей страны контентом. Вы знаете, что кассовые сборы упали в несколько раз по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет, и без крупных зарубежных релизов и в отсутствие большого российского кино выжить кинотеатрам невозможно.
- Ситуация в индустрии в целом, действительно, весьма плачевная. Есть ли у АВК данные о том, сколько кинотеатров и залов закрылось с начала года?
- Мы все понимаем, что за лето, которое и без всяких кризисов не приносило нашей кинопрокатной индустрии рекордных доходов, закроется много кинотеатров. Согласно данным comScore и аналитике компании «Невафильм Research», с начала года и по 1 июня было закрыто (не законсервировано, а именно полностью закрыто) около ста кинотеатров, что составляет примерно 5% от всех кинотеатров России, и порядка 12% кинозалов.
- Есть ли надежда на то, что хотя бы часть господдержки, обещанной отечественной киноиндустрии, попадет к кинотеатрам?
- На данный момент кинотеатры не получили никакой господдержки. Но мы продолжаем проводить консультации с представителями органов законодательной и исполнительной власти, пытаясь убедить их в том, что в сложившейся ситуации кинотеатры без господдержки попросту не выживут. Уже есть некоторые положительные результаты в Москве и Нижнем Новгороде.
- Сколько кинотеатры смогут еще протянуть в нынешнем режиме, когда средние сборы уик-энда колеблются в районе 200-миллионной отметки?
- Если никаких мер господдержки не будет хотя бы объявлено, я думаю, что к концу лета придется закрыться примерно половине кинотеатров. Операционная задолженность коммерческих кинотеатров продолжает копиться, и вполне возможна ситуация, в которой к концу года работать будут только муниципальные кинозалы, открытые при поддержке Фонда кино.
- Как в данных условиях осуществляется деятельность российского офиса Comscore?
- Несмотря на все происходящее, представительство Comscore в России и СНГ продолжает работу в штатном режиме. Данные по фильмам мейджоров мы собираем по странам СНГ, в которых они продолжают выходить. В России мы получаем от кинотеатров и обрабатываем все данные по картинам, идущим в прокате. Работа продолжается.