Музыкант, композитор, писатель и режиссер Тонатью Гарсиа рассказал нам о своей первой полнометражной картине и поделился ожиданиями от поездки в Россию на Московский Международный кинофестиваль.
Корр.: «Черная луна» — это ваша первая полнометражная работа. До этого вы были известны публике как писатель и музыкант. Расскажите, как у вас возникло желание дебютировать на большом экране?
Тонатью Гарсиа: Хотя литература и музыка — два разных языка, один из которых выражает себя через слова, а другой — с помощью звуков, у них все же одна и та же основная задача — вызывать в нас эмоции. Я постоянно об этом думал, когда снимал свои первые три короткометражки. Так что лента «Черная луна» просто стала логическим продолжением моих предыдущих работ, которые были своего рода «пробой пера»: они помогли мне набраться опыта в сценарном, продюсерском и режиссерском мастерстве.
- Вы также написали сценарий к своему фильму. Чем вас зацепила эта история? Почему вам так важно было поделиться ей со зрителями?
- Сюжет «Черной луны» основан на реальных событиях, хотя я и разбавил его некоторыми вымышленными фактами, чтобы придать ему больше драматизма. Меня всегда интересовала тема социально-общественных движений и история. Я очень многому научился у моих родителей, и тема социального равенства всегда была главенствующей в нашей семье. Я понимал, что такую важную историю о том, как народ встал на защиту своей реки, нужно будет однажды показать миру на большом экране. Это история громкого успеха, которого добились жители одного из регионов Мексики. История социального протеста, который принес свои плоды, и которым мы можем по-настоящему гордиться.
- В фильме две полноправные линии сюжета: история одной семьи и тема борьбы людей за свои права. А какая из этих линий все-таки для вас важнее и почему?
- Они равноценны. Ведь любое революционное движение — это, прежде всего, живые люди, у которых есть семья, а также проблемы, мечты, радости и горести. У каждого из них — своя история жизни. У всех участников протестного движения было много собственных проблем и задач, но они все решили объединиться ради общего дела: защиты реки.
- Раньше вы снимали только короткий метр. Тяжело ли вам было переключиться на большой формат? Ведь в фильме много сложнопостановочныхсцен, в которых задействовано много актеров, а также съемки с воздуха, сцены пожара, съемки на воде и много чего еще.
- Конечно, это был своего рода вызов. Нужно было решить сразу огромное количество задач: обеспечить финансирование проекта, найти подход как к известным артистам, задействованным в съемках, так и к людям без опыта работы на площадке, снимать не в павильоне, а на открытом воздухе, а также в труднодоступных местах в пойме реки. Одной из актрис пришлось научиться играть на музыкальном инструменте, а другой — выучить язык глухонемых. Но, к счастью, все сложности на нашем пути были успешно преодолены.
- В фильме рассказывается история о коррупционной сделке, в результате которой губернатор Веракруза оказался за решеткой. А вы когда-нибудь сталкивались с коррупцией?
- При тогдашнем правительстве в Мексике коррупция процветала на протяжении 80 лет. С ней можно было столкнуться во всех сферах жизни, от высших эшелонов власти до органов самоуправления. В моей семье очень трепетно относятся к теме социальной справедливости и равенства. Мой отец был членом местного конгресса от партии левых. А один из моих братьев сейчас работает в правительстве Веракруза и пытается искоренить все то плохое, что нам досталось в наследство от прошлого правительства. В 2018 году для Мексики открылась новая страница социально-политической истории. Еще с подросткового возраста я вместе со всеми участвовал в митингах в защиту социальной справедливости и демократии, а также против коррупции.
- Вы также пишете рассказы в стиле фэнтези. Как вы стали писателем? В каком возрасте начали писать? Чем вас привлекает именно жанр фэнтези?
- Я начал писать, когда учился в старших классах школы. Мои преподаватели по литературе и философии давали нам задания читать произведения известных авторов, а потом писать по ним эссе. Я также начал писать собственные стихи. Поэзия мне нравится больше всего – я люблю читать стихи других авторов и писать их сам. В доме моих родителей была небольшая библиотека, в которой были книги на любую тему: художественная литература, политика, философия, социология, образование, культура, педагогика.
- О чем будет ваш новый роман?
- Да, я сейчас пишу новый роман о трех историях любви: в нем будут три главных героя разных возрастов и профессий, судьбы которых однажды пересекутся. Самый младший из героев - виолончелист в симфоническом оркестре. Второй – архитектор, а самый старший – фотограф и почтальон, который решает выйти на пенсию. Образы этих героев раскрываются именно через отношения с их любимыми женщинами. А сама история рассказана от лица девушки, которая мечтает написать свой первый роман.
- Вы композитор и играете на альте в оркестре. Как вы пришли в мир музыки - ваши родители записали вас в музыкальную школу или у вас самого возникло желание обучаться игре? Почему вы выбрали именно альт в качестве музыкального инструмента?
- В детстве у меня не было особого желания обучаться музыке, так как я жил в маленьком городке и никогда не слушал классическую музыку и не знал никаких композиторов. Когда мне исполнилось одиннадцать, мыс родителями переехали в столицу штата Веракруз, и я стал ходить на уроки музыки в школу, где мы играли в небольшом оркестре. Это и были мои первые шаги в музыке. Хотя серьезное желание заниматься музыкой возникло у меня лет в 14. Тогда я решил поступать в консерваторию. Меня приняли туда только со второго раза. В свою группу меня взял профессор из Польши. Сначала я играл на виолончели, а потом, через пару лет, профессор предложил мне играть на альте, так как в консерватории набралась небольшая группа альтистов.
- В фильме звучит музыкальная композиция, которую вы написали. Вы создали ее специально для своей ленты? Расскажите об истории ее создания.
- Да, композицию под названием «Черная луна» я написал специально для кинокартины. Она о том, что наша планета – это живой организм, что у нее тоже есть чувства, и она умеет страдать. Эта композиция исполнена радости и грусти. Ведь реки на поверхности Земли – это артерии, по которым течет ее кровь – вода.
- Мы знаем немало писателей, которые стали режиссерами. Но музыкантов, которые решили переключиться на кино, не так уж много. Да, Боб Дилан, Принс и некоторые рэп-исполнители пробовали свои силы в кинематографе. Но мы никогда не слышали о том, чтобы музыкант из симфонического оркестра вдруг решал уйти в кино. Казалось бы, между альтистом и режиссером фильма не так много общего. Как вам удается совмещать эти два рода деятельности? Нет ли у вас внутреннего конфликта?
- На самом деле у музыки и кино много общего. Например, между структурой симфонии и тем, как строится сюжет в фильме, можно провести много параллелей: и там, и там есть экспозиция, нарастание напряжения, кульминация, различные ритмы, изменение атмосферы, развязка. Густав Малер как-то сказал, что писать симфонию – это строить новый мир, наполненный самыми разными вещами. То же самое справедливо и по отношению к написанию сюжета для фильма или книги. Они затрагивают всем нам известные и понятные темы – любовь, смерть, надежда, искупление грехов. Они описывают человеческую натуру. И если музыкальное произведение, фильм или книга пробуждают в нас определенные эмоции и затрагивают струны нашей души, то их авторам удалось создать настоящие произведения искусства.
- Вы исполняли произведения Дмитрия Шостаковича. А каких других российских композиторов вы еще знаете и любите? Какая русская музыка вас вдохновляет?
- Я в восторге от российской музыкальной культуры. Ваша страна внесла огромный вклад в мировую музыкальную культуру и привнесла очень много в музыкальные традиции. У вас столько талантливых музыкантов, композиторов, исполнителей и дирижеров. В консерватории у нас был преподаватель по классу альта Михаил Толпыго. У него было звание заслуженного артиста РСФСР. В поздние годы своей карьеры он играл в национальном симфоническом оркестре Мексики, в котором играл и я.
Наверное, в нашем репертуаре были почти все известные произведения российских композиторов и музыка, написанная специально для альта: мы играли Глинку, сонаты для виолончели Шостаковича, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Мусоргского. Причем исполняли мы не только симфоническую музыку, но и композиции для струнных квартетов. А несколько лет назад я написал рассказ о великом русском композиторе и пианисте Скрябине.
- Что вы знаете о русской литературе?
- В моей жизни есть несколько историй, связанных с русской культурой. Так, один из моих братьев в подростковом возрасте изучал русский язык. А в моем родном городе Веракруз был российско-мексиканский культурный центр. В 80-е годы прошлого столетия мы с моей семьей даже выписывали один русский журнал. Я даже помню буквы СССР, которые были напечатаны на его обложке. Мне нравилось его пролистывать и узнавать что-то новое о вашей культуре. Моя мама преподавала литературу (сейчас она уже на пенсии). И у нее в кабинете было много произведений российских писателей – Толстого, Достоевского, Чехова, Пушкина.
- Вам знакомо российское кино?
- В подростковом возрасте я ходил в кинотеатр, где показывали независимые ленты со всего света. Голливудских фильмов в репертуаре у них вообще не было. А что касается российского кино, на ум мне приходят имена трех великих режиссеров – Сергей Эйзенштейн, Андрей Тарковский и Никита Михалков. В то время я как раз смотрел фильмы этих режиссеров. Я ходил в тот кинотеатр, и это был своего рода мой протест против коммерческого голливудского кино. Мне очень хотелось узнать как можно больше о других странах и культурах. И пока я смотрел фильмы, то невольно узнавал о том, как снимается кино, постигал тонкости режиссерской и актерской работы. У меня постепенно вырабатывалось собственное видение и вкус. Кроме того, русская школа кино задает определенную планку в стандартах режиссуры, операторской работы, актерского мастерства.
- Почему вы решили приехать сейчас в Россию, ведь отношение в мире сейчас к нашей стране неоднозначное? Вполне возможно, что после того, как на ММКФ состоится премьера вашего фильма, путь на международные фестивали вам будет закрыт. Не боитесь ли вы этого?
- Вклад России во все сферы культуры и искусства сложно переоценить, и для меня большая честь, что мой фильм «Черная луна» был отобран в конкурсную программу такого крупного международного фестиваля, как ММКФ. Для меня было большой неожиданностью, когда я узнал, что фестиваль с такой богатой историей взял мой фильм в свою программу. Моя мечта сбылась. Западные СМИ порой искажают факты о том, что происходит в России. Я родился и вырос в Латинской Америке, и я очень хорошо знаю, какое отношение было в свое время к нашим странам у США и некоторых европейских стран. К сожалению, «мир во всем мире» не входит в планы НАТО. Я прекрасно понимаю, что после ММКФ путь моей картине на европейские и американские фестивали может быть закрыт. Таким образом некоторые страны демонстрируют свое желание заставить весь остальной мир играть по их правилам. Но, на самом деле, они просто расписываются в своем невежестве, нетерпимости и показывают свое высокомерное отношение к другим странам и предвзятое – к искусству.
- Какие у вас ожидания от поездки в Россию? Какие достопримечательности планируете посмотреть?
- Я с нетерпением ожидаю этой поездки, и я очень рад, что мой фильм был отобран в программу ММКФ – это для меня самая большая награда, и эта поездка останется в моей памяти навсегда. Конечно, времени на осмотр всех ваших достопримечательностей мне не хватит, но я обязательно посещу Красную площадь, музеи Кремля, Храм Василия Блаженного, Большой театр, московское метро, а также исторический центр Санкт-Петербурга.
- Что бы вы хотели сказать зрителям перед тем, как они посмотрят ваше кино?
- Сюжет «Черной луны» основан на реальных событиях, которые произошли в Мексике в период между 2012 и 2014 гг. Некоторые из политиков, замешанные в том скандальном деле, сейчас находятся за решеткой. В центре истории – простые люди из небольшой деревни, которые решили выступить против международной компании, обвиненной в коррупции. Это громкая история успешной борьбы латиноамериканского народа за свое право пользоваться природными ресурсами. В фильме много зрелищных кадров, а также он отличается прекрасной работой художника-постановщика и оператора.