О своем фильме «Я - Любовь» нам рассказывают режиссер Полина Ольденбург и продюсер Илья Шемятов.
Евгений Володин: Как родился этот проект?
Полина Ольденбург: Сегодня, в эпоху Великого Потребления на рынке можно найти абсолютно все. Люди гонятся за деньгами, стремятся сказочно разбогатеть, кому-то это удается, но вскоре радости от материального благоденствия становится все меньше, и человек начинает искать нового «счастья» - эмоционального. Кто-то бросается в экстремальный спорт, чтобы пощекотать нервы, кто-то погружается на дно океана к акулам, кто-то пускается во все тяжкие. Но эмоциональную пустоту не так-то просто заполнить. И вот представьте себе, что существует некая фирма Ad libitum, которая продает то, что купить нельзя. И это - чувство любви, способность полюбить по-настоящему!
«Я - Любовь» - фильм из серии «А что, если бы...» Я с детства любила мечтать о несбыточном. А что, если бы я умела летать или дышать под водой, а что, если бы за мной прилетели инопланетяне, а что, если бы можно было читать чужие мысли, а что, если бы я влюбилась по мановению волшебной палочки или просто могла купить такое чувство в магазине... Мама говорила мне: твои фантазии ни к чему не ведут, ты тратишь время, займись делом! А я выросла, но мечтать не перестала. И в результате мечта превратилась в кино.
- Интересно. Можно чуть подробнее про сюжет?
- Главный герой - журналист Герман Крылов (Шамиль Хаматов). У него есть все: молодость, талант, энергия, любимая работа на одном из ведущих телеканалов, квартира в центре Москвы, отличная машина, невеста-художница, куча друзей - одним словом, успех! В своей авторской телепрограмме Герман разоблачает различных мошенников, выводит их на чистую воду и таким образом, как он сам считает, делает этот мир лучше. Тем временем в Москве происходят странные события с богатыми и знаменитыми людьми. Олигархи, один за другим, ведут себя неадекватно: кто-то все свое имущество неожиданно отдает в благотворительный фонд, кто-то попадает в психушку, кто-то отправляется в монастырь, кто-то даже кончает с собой... Герой выясняет, что все они каким-то образом связаны с неким закрытым клубом Ad libitum («По желанию» - лат.). Этот термин, к слову, хорошо известен музыкантам. Герман начинает разматывать клубок непонятных событий и попадает на прием к президенту этой загадочной фирмы (Игорь Петренко), который и предлагает нашему герою купить «чувство любви». Герман, скептик и реалист, не задумываясь, подписывает контракт...
Илья Шемятов: Кстати, Игорь Петренко у нас в фильме представлен в очень необычном образе. Таким российский зритель его еще не видел.
- Вы говорили, что в картине снялись почти одни друзья. Как так получилось?
П.О.: Да, это правда. Этот фильм и случился благодаря друзьям. Несколько лет назад мы большой компанией играли, по своему обыкновению, в «Мафию», и за разговорами возникла идея - снять кино. Почти все мои близкие люди, так или иначе, имеют отношение к кинематографу, и мы поняли, что по большому счету нам ничего не стоит сделать это своими силами. Но когда я написала сценарий, он получился таким увлекательным, что все без исключения, кто его читал или слышал эту историю из моих уст (а этих людей было не менее трехсот, по-моему), говорили: не дурите, немедленно ищите бюджет - эта история заслуживает широкого проката. Тогда мы сняли одну сцену в качестве примера того, как это может выглядеть, и стали искать продюсера.
И.Ш.: Вот тут-то мы и познакомились.
П.О.: Да. Это было через два года после той нашей незабываемой игры в «Мафию». Вообще, надо сказать, за это время я обросла людьми, которые поверили в проект и встали рядом со мной. С бюджетом или без - никого это не волновало, мы знали, что кино будем снимать все равно. Это настоящее счастье - ощущать, как люди зажигаются твоей идеей и вы становитесь единым целым на пути к мечте. Я была абсолютно уверена, что у нас все получится. Во что бы то ни стало. Потом появился Илья, и все случилось.
- Илья, вы нашли инвестора. Чем вы привлекли его внимание к проекту?
И.Ш.: Не его, а ее. Наш инвестор - Наталья Кочетова. У нее уже был опыт финансирования кинопроизводства. Я прислал ей сценарий Полины, и Наталья, дочитав его лишь до середины, поздним вечером позвонила мне и сказала: снимаем!
- Когда это было?
- Полтора года назад, в феврале. А к началу лета 2016 года мы приступили к съемкам.
- Как вы выбирали актеров для своей картины?
П.О.: Почти не выбирали. Я же сочиняла роли под конкретных людей. Под обаятельного Шамиля Хаматова, под необыкновенную Дашу Белоусову. Изначально и сама планировала сняться в одной из четырех главных ролей (по первому образованию я актриса), но не рискнула быть по обе стороны баррикад, и «мою» героиню сыграла замечательная Женя Крегжде. Зато я мелькнула в эпизоде, как это часто делал Эльдар Рязанов в своих фильмах.
- Я слышал, что в ленте звучит ваша музыка?
П.О.: Да. Этот фильм - квинтэссенция всего, что я делаю в жизни. Еще я рисую картины и пою в своей авторской рок-группе. Вот, в нашей ленте все это есть - и картины мои, и песни. Кстати, музыка у нас заслуживает особого внимания - мы думаем даже выпустить саундтрек на отдельном носителе. Центральной композицией фильма стала песня моей любимой группы «Сплин», звучат также несколько песен группы «План Ломоносова». Солист - мой друг Саша Ильин, актер и музыкант, он сыграл в нашей картине одержимого ученого и написал абсолютный хит на титры. Одноименный трек «Я - Любовь» сейчас находится на вершине хит-парада «Чартова дюжина» на «Нашем радио».
И.Ш.: Кстати, скоро выйдет клип на основе этой песни, в котором будут кадры из кино. Надо также отметить, что композитор, который написал основную музыку к нашей картине, - Михаил Морсков - имеет за плечами неплохой послужной список из таких лент как «Хороший мальчик» - победитель прошлогоднего «Кинотавра», «Про любовь. Только для взрослых» и «Пятница».
- Чем вы собираетесь заинтересовать зрителя, понятно. А как планируете продвигать фильм?
- Мы собираемся использовать нестандартные методы продвижения. Все они известны и используются в других областях, а в кинопрокате мы, надеюсь, будем первыми. К примеру, в картине есть монологи героев, которые они произносят, приходя в Ad libitum, и мы хотим организовать что-то вроде конкурса, участники которого рассказывали бы на камеру, зачем им нужна любовь и почему они стремятся полюбить. Этот конкурс можно разместить, например, в популярных соцсетях.
- Обычно маркетингом фильма перед выпуском его в прокат занимается компания-дистрибьютор...
- Безусловно, мы закажем прокатчику необходимый для продвижения набор рекламных инструментов - трейлеры, рекламу в кинотеатрах и т.д. Мы уже проводили фокус-группы, лента нравится 75% посмотревших, и 70% готовы посоветовать ее друзьям.
- А какая аудитория принимает картину лучше?
П.О.: Я думаю, фильм будет интересен самой широкой аудитории. Я надеюсь, что каждый зритель сможет найти в нем что-то для себя. Для обычного, «попкорнового» зрителя у нас есть увлекательная детективная история, триллер. Для тех, кто хочет подумать, есть второй план, ведь, на наш взгляд, картина многомерная, дающая повод к размышлению, в ней присутствуют философские вызовы.
И.Ш.: Я бы назвал наш фильм «умным кино для всех».
- Планируете ли вы на данном этапе дальнейшее продвижение картины после проката - например, на ТВ?
- Об этом мы начнем думать после проката. Хочется показать кино как можно большему количеству зрителей, чтобы разогреть интерес со стороны телеканалов.
- Почему ваш фильм надо обязательно смотреть на большом экране? Сегодня распространено мнение, согласно которому в кино надо смотреть зрелищные блокбастеры с большим количеством спецэффектов, а все «умное» кино можно оставить для домашнего экрана...
- Красивые локации, потрясающая актерская игра, трюковые сцены и восхитительный образ Москвы.
П.О.: И не просто образ Москвы, а культовое, мистическое место - Патриаршие пруды, недаром в нашей истории есть масса отсылок к «Мастеру и Маргарите». Фильм «Я - Любовь» стоит смотреть в кино еще и потому, что это приключенческий триллер с нестандартно закрученным сюжетом. Все детали здесь имеют свое предназначение, которое в финале раскрывается. Поэтому лучше не отвлекаться, не ставить на паузу. В кинотеатре зритель погружается в параллельный мир. Это то, что нужно.
И.Ш.: Когда я заканчивал ВГИК, то часто задавался вопросом, каким должно быть большое кино для большого экрана. И в итоге решил, что фильм для кинопроката должен походить на многослойный пирог. Те зрители, которые не привыкли думать, видят в ленте верхний слой - сюжет - и довольствуются тем, что съедают «крем». Зрители, которые любят подумать, но стараются не слишком напрягать свой мозг, копают чуть глубже, съедая верхний слой, а те, кто привык много размышлять, будут стараться докопаться до самого дна. И в нашем фильме есть куда копать! Многие из тех, кому мы показывали картину, смотрели ее по два-три раза и находили для себя при каждом следующем просмотре новые слои нашего «пирога». Мы изначально постарались вложить в него столько смыслов, что сегодня даже пытаемся что-то вырезать, чуть упростить - из опасения перегрузить зрителя.
П.О.: Так бывает с дебютантами - хочется вложить в свое детище всего себя без остатка. Но опыт показывает, что надо себя дозировать, надо кое-что приберечь, оставить на потом. Я ведь не планировала стать режиссером. Окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров как сценарист. Мой педагог Владимир Алексеевич Фенченко, видя, с каким рвением я выполняю задания по монтажу, необязательные для сценаристов, недоумевал, почему я сразу не пошла на режиссуру. Я говорила, что пока не созрела. А потом написала такую историю, которую не смогла никому отдать. Поняла, что ее могут испортить, сместив акценты. А у меня в голове она уже случилась, надо было только перенести это на экран.
И.Ш.: Кстати, сценарий у нас хотели выкупить с самого начала, еще на стадии синопсиса. Но мы держались.
П.О.: Иногда впроголодь! (улыбается)
- На какие образцы вы ориентировались при работе над картиной?
И.Ш.: «С широко закрытыми глазами», «Игра», «Ванильное небо». Я вижу в нашей работе элементы старого доброго голливудского кино, которое сегодня все больше уходит в сторону киноаттракционов.
П.О.: История, рассказанная в нашем фильме, могла бы случиться в любое время и в любом месте, она не привязана ни к политическим, ни к социальным событиям. Это кино можно будет посмотреть и через 30 лет, и мы романтически надеемся, что оно не потеряет своей актуальности.
- В таком случае, как вы смотрите на перспективы проката за пределами России?
И.Ш.: Когда мы еще только начинали работу над этим проектом, мы уже всерьез задумывались о будущем международном прокате, потому что это кино, по сути, очень европейское. Сегодня коллеги мне советуют сделать качественный дубляж, но мы пока к этому не готовы, и если встанет вопрос о зарубежном прокате, то, скорее всего, обойдемся субтитрами.
- Планируете ли вы показывать свою картину на фестивалях?
- Пока мы намереваемся представить ее в сентябре на «Кино Экспо», а затем до начала проката показать на нескольких фестивалях. Премьеру в прокате мы наметили на начало 2018 года, скорее всего, в феврале, а значит, вполне можем показать фильм на фестивале в Берлине.
- Что вы покажете на «Кино Экспо»?
- Несколько сцен и, возможно, трейлер, если успеем его сделать. Рассчитываем, что к началу «Кино Экспо» у нас появится определенность и с прокатчиком - с некоторыми дистрибьюторами мы сегодня уже ведем переговоры.
- Чтобы подытожить нашу беседу, давайте еще раз перечислим сильные стороны вашего проекта.
- Это, безусловно, очень яркий сценарий, прекрасные актеры, отличная картинка, потому что мы снимали в живописных местах. У нас классная музыка.
П.О.: Эта история универсальна. Приключенческий триллер о любви как о явлении, в летней, солнечной Москве. Что может быть лучше?..Кирилл Разлогов, киновед, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России:
Картина «Я - Любовь» оказалась интереснее, чем мне показалось в первые минуты. После банального социально-обличительного начала произошел внезапный поворот, превративший фильм в психологическую драму и триллер, который полностью захватил мое внимание. Часто я выключаю кино, посмотрев первую треть, - мне уже все понятно, а эту картину досмотрел до конца. Неожиданные сюжетные ходы дают основания полагать, что эта лента сможет заинтересовать не только квалифицированного, но и массового зрителя. Несмотря на то что в картине есть немного ученического, оригинальность концепции и стремление отразить не только внешнюю канву сюжета, но и внутренние переживания персонажей делают фильм явлением вполне незаурядным на нашем кинонебосклоне. В особенности если помнить, что речь идет о малобюджетной дебютной ленте. Я бы рекомендовал смотреть эту картину не отвлекаясь, поскольку сюжетные хитросплетения требуют внимательного к себе отношения.
Наталья Кочетова, инвестор:
Это второй кинопроект, который я финансирую. Когда мне в руки попал сценарий «Я - Любовь», меня настолько захватил сюжет, что уже на середине стало понятно - это мое. Захотелось поскорее увидеть эту историю на экране, и я ночью позвонила продюсеру и сказала: да! Мы ударили по рукам, и работа закипела. Я увидела в этом фильме большой прокатный потенциал, ведь история никого не оставляет равнодушным. Мне очень понравились артисты, которых выбрали ребята, и сами создатели показались вполне профессиональными, знающими, чего они хотят. Я поверила в то, что они смогут сделать это круто. Так и получилось.