Имя Риты Ленских прекрасно известно в российской киноиндустрии, но малознакомо даже большим поклонникам кино.
А ведь она вместе с коллегами - кастинг-директорами - отвечает, по всеобщему мнению режиссеров и продюсеров, за половину успеха фильма - подбор правильного актерского ансамбля. Что это за профессия - кастинг-директор, зачем знать психологию и при чем тут пазлы, Рита Ленских рассказала в интервью.Корр.: Профессия кастинг-директора, на мой взгляд, не та, о которой мечтают с детства. Для этого нужно пройти какой-то определенный путь. Каким он был у вас?
Рита Ленских: Вы совершенно правы! Действительно, нельзя сказать, что я родилась и сразу захотела быть кастинг-директором. На самом деле я понятия не имела, что такая профессия существует. В 10-12 лет, живя в городе Владивостоке в 90-х, я не представляла последовательность производства кино, но очень его любила, смотрела фильмы по телевизору, на видеокассетах. Поэтому сначала планировала стать актрисой, а потом решила быть режиссером. Начала учиться в Хабаровске на режиссера театра, а переехав в Петербург, хотела перевестись уже на кинорежиссуру. Но там необходимо было досдавать такой огромный список предметов, что решила: окончу театральную режиссуру, а дальше разберусь. С киноиндустрией я начала знакомиться еще в 2003 году, с «Бедной Насти»: нас, студентов театральных вузов, отбирали и приглашали в качестве участников массовки, танцующих на балах, но мне удалось немного поработать и в административной части. А окончив институт, я сразу ушла за кадр: сначала попробовала себя в качестве второго режиссера, потом - ассистентом по актерам. Друзья-режиссеры просили им посоветовать актеров в их проекты - короткие метры, рекламу, театральные постановки. Потом уже переехала в Москву и стала работать ассистентом кастинг-директора, а затем и кастинг-директором.
- Главное качество кастинг-директора - это, наверное, прежде всего, большая насмотренность. Или что-то еще?
- Кастинг-директор в 20 лет и кастинг-директор в 40 лет - это два разных человека, впрочем, это справедливо для любой профессии. В 20 ты не понимаешь, что происходит в 40, тебе непонятны возрастные проблемы, типы людей, почему они становятся такими или другими. А в 40 уже проще и назад смотреть, и примерно понимаешь, что будет в 50 лет и в 60, - анализ происходит уже автоматически. Поэтому, конечно, для кастинг-директора очень важна, прежде всего, «жизненная» насмотренность, понимание типов личностей, как они взаимодействуют друг с другом. И, конечно, необходимо смотреть очень много фильмов и сериалов: например, на каждом канале разные требования к типажам. Обязательно нужно знать различия в актерских школах - русских, американских, европейских. Если ты занимаешься кастингом, ты должен постоянно саморазвиваться: ходить на спектакли, узнавать новых артистов, следить, как они взрослеют, смотреть все, что производится в России, смотреть зарубежные картины и сериалы, отмечать тенденции, происходящие в мировом и российском кинематографе, кто входит в категорию звезд, кто в какой эшелон переходит, а кто в какой перейдет. Еще желательно владеть и какими-то продюсерскими знаниями, про маркетинг понимать - в первую очередь, конечно, знать психологию типов. Словом, это все приходит с опытом.
- Режиссеры и продюсеры часто говорят, что правильно подобранный актерский ансамбль - уже половина успеха фильма. Этим и занимается кастинг-директор, но утверждают артистов все-таки режиссер и продюсеры. У вас бывали случаи, когда вы не были согласны с их выбором?
- Бывали, конечно. Вкусы у всех разные, представления о герое у кастинг-директора и режиссера могут не совпадать, и это нормально. Иногда это бывает фатальной ошибкой, иногда, наоборот, выигрышем. Дальше уже только экран покажет, кто был прав, а кто нет. В любом случае выбор режиссера или продюсера первостепенен. Потому что изначально это их проект, который они задумали, а кастинг-директор помогает реализовать идеи.
- Какими проектами, где вы работали кастинг-директором, вы больше всего гордитесь?
- Сериалом «Измены» с Вадимом Перельманом. Я считаю своей победой утверждение Михаила Трухина на роль прораба, да и в целом там кастинг интересный получился. Мне очень нравится моя работа в «Чемпионе мира». Недавно я впервые работала над сериалом для канала «Россия», для которого у меня получилось сделать нетривиальный кастинг: открыть с другой стороны Елену Подкаминскую и Ивана Мулина. Сейчас я делаю «Рождение империи» о Петре Первом: там две главные роли - тоже победа.
- Такие победы требуют награды. Именно поэтому было решено в какой-то момент создать Премию Гильдии кастинг-директоров, чтобы отмечать эти достижения в профессии?
- Создание самой Гильдии заняло несколько лет. Дело в том, что в России до сих пор существует совмещение профессий агента и кастинг-директора, что, конечно, противоречит друг другу по многим параметрам. Кастинг-директор работает на режиссера и продюсера, а агент - с актером или на актера. Но так как наш кинематограф имел несколько этапов развития - до 90-х, 90-е, начало 2000-х, появление платформ, - то, соответственно, и наша профессия кастинг-директора пережила несколько перевоплощений, а профессия агента вообще появилась совершенно недавно. Сама индустрия только формируется, и по мере ее формирования запрос на профессионального кастинг-директора стал расти все больше и больше. Равно как и на профессионального агента, который умеет найти звезду и продать ее кастинг-директору, продюсеру или режиссеру. Рано или поздно эти две профессии окончательно разделятся. Поэтому формирование Гильдии кастинг-директоров явилось естественным шагом: мы разработали профстандарты работы кастинг-директора, единый договор, кодекс этики и чести для регулирования работы кастинг-директора, курсы повышения квалификации и другое. И, как следствие, для создания института репутации и почета специалистов в области кастинга создана Премия Гильдии кастинг-директоров.
Сначала она была совсем маленькая, внутри самой Гильдии. А в прошлом году прошла первая большая премия, куда мы пригласили и продюсеров, и режиссеров, и актеров. Создали собственную статуэтку в виде пазла. Ведь кино - это большой пазл: из множества разных кусочков создается целая картина, а правильно подобранный ансамбль - это тот кусочек, без которого фильм не сложится.