Дмитрий Казуто
07.05.2010
О самых острых проблемах, с которыми сталкивается сегодня отечественная индустрия кинопоказа, рассказал заместителю главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» исполнительный директор некоммерческого партнерства «Сообщество национальных кинопрокатных организаций «Киноальянс» Дмитрий Казуто.
О самых острых проблемах, с которыми сталкивается сегодня отечественная индустрия кинопоказа, рассказал заместителю главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» исполнительный директор некоммерческого партнерства «Сообщество национальных кинопрокатных организаций «Киноальянс» Дмитрий Казуто.
Сергей Некрасов: Дмитрий, с января текущего года вы начали работу в качестве исполнительного директора «Киноальянса». Какие задачи представляются вам первоочередными на новом посту?
Дмитрий Казуто: В настоящее время отечественная индустрия кинопоказа столкнулась с целым рядом острых проблем, которые фактически ставят под угрозу дальнейшее существование кинотеатрального проката в нашей стране. О многих из них было известно давно, но именно теперь, в период экономического кризиса, все эти проблемы приобрели действительно угрожающий характер — как говорят в России, «гром грянул». И сейчас их можно решить, только выступив единым фронтом. Сегодня объединение кинотеатров – вопрос огромной важности, от решения которого зависит дальнейшее развитие национальной системы кинопоказа. В таких условиях наиболее приоритетными для нас являются такие задачи, как консолидация кинотеатров в единую отраслевую организацию, взаимодействие с органами власти для решения главных проблем предприятий кинопоказа, расширение зрительской аудитории кинотеатров, а также разработка комплекса мер для успешной и эффективной «цифровизации» кинопоказа и взаимоотношений с прокатчиками фильмов в сфере дистрибьюции цифрового киноконтента.
- В марте к «Киноальянсу» присоединилась Национальная ассоциация кинотеатров (НАК). На каких условиях произошло это слияние?
- В сентябре 2009 года в рамках форума «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге по инициативе «Киноальянса» и при участии более чем двухсот представителей кинотеатров прошла деловая встреча, на которой обсуждались различные аспекты возможного объединения. В итоге консолидацию предприятий кинопоказа под эгидой единой общественной организации признали жизненно необходимой. «Киноальянсу» было предложено рассмотреть возможность инициирования процесса объединения. Затем последовали многочисленные переговоры в различных форматах; было объявлено о возобновлении деятельности Национальной ассоциации кинотеатров; состоялась встреча президента НАК Евгения Рогозина (владельца сети «Премьер Зал») и председателя правления «Киноальянса» Леонида Огородникова (председателя совета директоров группы компаний «КАРО»). По итогам этих и других дискуссий был тезисно сформулирован перечень наиболее насущных проблем киносетей и независимых кинотеатров и определена общая стратегия их решения. В марте же 2010 года была достигнута договоренность с НАК о создании на базе НП «Киноальянс» единой организации кинотеатров. Сейчас на базе Национальной ассоциации кинотеатров создается филиал единой организации по Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам. Цель этой организации – консолидировать кинотеатры России, а в перспективе – и стран СНГ. Такое объединение усилий «Киноальянса» и НАК, направленных на решение общих проблем, в настоящий момент оптимально. Несмотря на то, что юридические формальности еще не завершены, мы уже работаем как единая организация – обмениваемся информацией, консультируем кинотеатры и т. д.
- Сколько организаций входит сейчас в «Киноальянс»? Возможно ли вступление в вашу организацию отдельных кинотеатров или такой прерогативой обладают только кинотеатральные сети?
- Сейчас в «Киноальянс» входят 8 из 10 крупнейших российских киносетей, представляющих свыше 30% от общего количества кинозалов в нашей стране. Мы приглашаем вступить в организацию всех, кто осуществляет кинотеатральный показ в качестве основного вида деятельности – то есть, кинотеатры любой формы собственности: как сети, так и индивидуальные, а также КВО.
- В конце марта вы направили письмо Председателю Правительства РФ, в котором высказали ряд соображений по совершенствованию индустрии кинопоказа в стране. Последовала ли уже какая-либо реакция властных структур на него?
- Рассмотрение нашего обращения происходит по всем принятым в Правительстве процедурам. Сейчас мы ждем, пока заинтересованные министерства представят свои отзывы, а затем Аппарат Правительства должен дать заключение. У нас уже достигнута предварительная договоренность о том, что все затронутые нами вопросы (после проработки в профильных министерствах) будут включены в повестку ближайшего заседания Правительственного совета по развитию кинематографии. Кинотеатральное сообщество впервые обращается в Правительство с целым рядом детализированных предложений. Текст письма занимает 19 страниц. Серьезная проработка всех вопросов была проведена по предварительной договоренности с Аппаратом Правительства для того, чтобы учесть нашу аргументацию в проектах решений Правительственного совета по развитию кинематографии. Если же говорить об основных тезисах нашего обращения, то, во-первых, мы призвали правительство стимулировать «цифровизацию» кинотеатров, а также поддержать инновационное развитие предприятий кинопоказа. Для этого, на наш взгляд, сегодня необходимо временно отменить импортную таможенную пошлину на цифровые кинопроекторы для кинотеатров, включить цифровые кинопроекторы в перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России и ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС, а также изменить форму государственной поддержки кинопроката российских фильмов в части субсидирования изготовления и доставки фильмокопий. Во-вторых, мы подчеркнули необходимость изменения ставки вознаграждения композиторам за публичное исполнение музыки, используемой в кинофильмах при их демонстрации в кинотеатрах, поскольку действующие ставки для кинотеатров просто непосильны. Они стали настоящим барьером на пути модернизации инфраструктуры кинопоказа и притока инвестиций в развитие киносети страны, что ставит под угрозу дальнейшее существование кинотеатрального проката в России. В-третьих, мы считаем необходимым внесение ряда крайне важных изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. Дело в том, что существующие специализированные отделочные и акустические материалы, используемые в кинотеатрах, не имеют класс пожарной опасности КМ0, то есть не являются и не могут быть полностью негорючими, как того требует упомянутый закон. Таким образом, данное требование (согласно которому – если неукоснительно следовать его букве — при отделке кинозалов можно использовать разве что керамическую плитку) фактически лишает кинотеатральные организации возможности вводить в эксплуатацию новые предприятия кинопоказа. В-четвертых, давно назрела необходимость создания межведомственной экспертной группы по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере внедрения новых технологий реализации кинобилетов. Вот лишь очень краткое изложение нашего обращения к Председателю Правительству РФ. Для того, чтобы рассказать о нем подробно, одного интервью, пожалуй, не хватит.
- В чем, на ваш взгляд, должна сегодня выражаться господдержка кинопроката российских фильмов в части субсидирования изготовления и доставки фильмокопий?
- В случае, если такая форма государственной поддержки будет осуществляться и в дальнейшем, мы просим Правительство РФ рассмотреть возможность ее частичного изменения. В частности, на наш взгляд, сегодня более целесообразно субсидирование в первую очередь изготовления и доставки цифровых копий. Такой подход позволяет высвободить значительную часть направляемых на эти цели финансовых ресурсов. Сэкономленные же таким образом средства следует направить на увеличение количества субсидируемых копий и поддержку кинотеатров, обладающих цифровыми кинозалами, с целью частичной компенсации повышенных эксплуатационных расходов при цифровом кинопоказе. Например, стоимость изготовления и доставки одной пленочной фильмокопии составляет 36 000 рублей, а цифровой – в 10 раз меньше. Соответственно, разницу можно направить на субсидирование изготовления и доставки нескольких цифровых копий вместо одной пленочной, а также на помощь кинотеатрам, осуществляющих показ фильмов в формате Digital Cinema. Подчеркну, что данную инициативу можно будет реализовать только в том случае, если сохраниться существующая сегодня практика государственной поддержки фильмов в прокате. Но, как известно, вся система господдержки кинематографии сей час очень быстро меняется. Релевантен ли данный пункт нашего обращения к Председателю Правительства РФ, покажет только время.
- Какую роль, по вашему мнению, должны сыграть в условиях перехода кинотеатров к цифровому показу кинодистрибьюторы?
- Одна из наших ключевых целей — активное вовлечение дистрибьюторов фильмов в процесс «цифровизации» отечественной индустрии кинопоказа. «Киноальянс» разрабатывает предложения дистрибьюторам в отношении проката цифровых кинофильмов в формате 2D и цифрового 3D-контента, а также в отношении дальнейшего внедрения цифровой проекции. В частности, будет сформирована специальная «Программа внедрения цифрового кинопоказа», в рамках которой дистрибьюторы и кинотеатры смогут взять на себя взаимные обязательства по стимулированию всеобщего перехода к цифровой кинопроекции. Она рассчитана на добровольное подключение к ней любого прокатчика и показчика вне рамок уже действующих договоренностей между ними. Предлагается создать пул дистрибьюторов, готовых каким-либо образом транслировать кинотеатрам часть своей выгоды от экономии на фильмокопиях. Например, для того, чтобы подключить к программе свой действующий цифровой кинозал и начать получать какие-то льготы, кинотеатр берет на себя обязательство в течение определенного срока установить еще один DLP-проектор, который впоследствии также будет включен в программу и т. д. В настоящее время разрабатываются несколько различных вариантов. Но мы отдаем себе отчет в том, что дистрибьюторы не будут воспринимать наши инициативы всерьез, пока наша организация не объединит хотя бы 60-70% от общего количества кинозалов. Поэтому будущее данной программы – в руках самих кинотеатров.
- Насколько своевременным и корректно сформулированным представляется членам «Киноальянса» Закон о внедрении Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) сбора данных о платном публичном показе фильмов в кинозалах на территории РФ (ранее обсуждавшийся под грифом «электронный кинобилет»)?
— Действительно, упомянутая вами тема в течение нескольких лет ассоциировалась с внедрением «электронного билета», которого мы в итоге так и не получили. А получили мы ЕАИС. Как это нередко происходит в нашей стране, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Когда с приходом на наш рынок компании Rentrak проблема с отчетностью предприятий кинопоказа практически была решена, несмотря на многочисленные обращения кинотеатров в различные инстанции, закон о ЕАИС был все же принят без учета предложений, исходивших от кинотеатров. Это произошло на волне нелепых, бездоказательных и необоснованных обвинений кинотеатров в сокрытии части доходов от продажи билетов, звучавших, к сожалению, и в СМИ, и на самом высоком правительственном уровне. Данные обвинения – настоящая провокация и целенаправленный удар по имиджу кинотеатров. Противодействие им и формирование положительного имиджа показчиков — одна из целей нашей организации. Мы считаем, что ЕАИС практически никак не способствует увеличению степени достоверности информации о сборах. Также, к большому сожалению, несмотря на всю шумиху, новый закон ничего не дал кинотеатрам в плане разработки нормативной базы для внедрения новых технологий продажи билетов – через Интернет, посредством терминалов и т. д., что действительно помогло бы повысить достоверность сведений о кассовых сборах. Вся эпопея принятия закона о ЕАИС ярчайшим образом демонстрирует, что получается, когда постановления, касающиеся кинотеатров, разрабатываются без участия собственно показчиков. К сожалению, в первую очередь это происходит по причине пассивности самих кинотеатров. Если бы на этапе разработки закона у показчиков была бы мощная единая организация, с их мнением вынуждены были бы считаться. Как бы то ни было, мы сделали все от нас зависящее, чтобы минимизировать неудобства, которыми грозил новый закон кинотеатрам. «Киноальянс» принял активное участие в обсуждении проекта Постановления правительства к данному закону и Положения о ЕАИС, обеспечив включение в последнее ряда необходимых показчикам условий. Теперь, кинотеатрам, в частности не потребуется приобретать какое-либо дополнительное программное обеспечение и оборудование в случае, если у них уже имеются билетно-кассовые комплексы. Кроме того, кинотеатры получили право выбора способа передачи данных в ЕАИС и возможность привлечения для этих целей сторонних уполномоченных государством организаций, предоставляющих предприятиям кинопоказа специализированные услуги по сбору и передаче данных о кассовых сборах (например, компании Rentrak, которая официально объявила о своей готовности оказывать данные услуги показчикам бесплатно). Также необходимо заметить, что закон предписывает кинотеатрам передавать данные о проданных билетах «в автоматическом режиме». Соответственно, для выполнения этого требования Министерство культуры вынуждено обязать кинотеатры пересылать эти сведения «не реже одного раза в час с момента начала продажи билетов». При разработке закона не было принято во внимание, что многие площадки не осуществляют регулярного кинопоказа, и для таких кинотеатров нецелесообразно приобретать программное обеспечение и оборудование для автоматической передачи данных о проданных билетах. Теперь для таких предприятий кинопоказа предусмотрена возможность отчитываться не реже одного раза в день, по итогам всех проведенных киносеансов, а кроме того, в течение 3 дней, при необходимости, вносить корректировки в уже переданную отчетность, с целью уточнения данных по возвращенным билетам, возможным сбоям передачи данных, форс-мажорным обстоятельствам и т. д. Ясно, что на первом этапе внедрения ЕАИС, небольшие кинотеатры, не имеющие внутренней автоматизированной системы учета, не смогут сразу же установить компьютеризованные программно-аппаратные билетно-кассовые комплексы для предоставления требуемой отчетности. Чтобы выполнить требования ЕАИС, таким площадкам пока будет достаточно приобрести обычный персональный компьютер, подключить его к Интернету и установить несложное программное обеспечение, предоставляемое ГИВЦ Минкультуры. По всем вопросам, связанным с внедрением ЕАИС кинотеатры могут обращаться непосредственно как к оператору системы (то есть, собственно, к ГИВЦ), так и в компанию Rentrak. При необходимости, все контакты можно получить у нас. По просьбе «Киноальянса», Министерство культуры РФ будет рекомендовать местным органам власти субсидировать приобретение небольшими кинотеатрами программно-аппаратных решений, достаточных для выполнения требований ЕАИС, и/или приобретения компьютеризованных билетно-кассовых комплексов. Кроме того, мы будем добиваться ассигнования в следующем году бюджетных средств для таких субсидий. Министерство культуры относится к проблемам кинотеатров в части внедрения ЕАИС с пониманием и обещает никого не «кошмарить». Вместе с тем, необходимо учитывать, что данные о сборах, передаваемые государству в лице Министерства культуры будут иметь статус официальных, что повлечет возможность их использования РАО в целях сбора вознаграждения композиторам.
- Кстати, о РАО… Одним из самых насущных вопросов для кинотеатров был и остается объем авторского вознаграждения композиторам, выплачиваемого за публичное исполнение музыки, используемой в кинофильмах при их демонстрации в кинотеатрах. Что «Киноальянс» предпринимает для решения этой проблемы? Какая ставка вознаграждения представляется вам разумной в данном случае?
- Упомянутая вами проблема ставит многие кинотеатры на грань банкротства. Главное отличие публичного исполнения музыкальных произведений как таковых от публичного исполнения и демонстрации аудиовизуальных произведений (то есть, собственно фильмов), в состав которых входят музыкальные произведения, заключается в том, что продюсеры кинопроектов уже на стадии их создания специально оплачивают композиторам право использования музыки в аудиовизуальных произведениях (в том числе — при демонстрации в кинотеатрах). Таким образом, только композиторам предоставлена возможность получать два вида вознаграждения за один и тот же вид использования музыкального произведения. Данная норма закреплена в п. 3 ст. 1263 Гражданского кодекса РФ. К сожалению, в своем стремлении защитить права композиторов, законодатели не принимают во внимание изменившиеся экономические условия и установление цивилизованных, рыночных отношений между продюсерами кинофильмов и композиторами, а также другими авторами. Дополнительная защита прав композиторов в части предоставления возможности получения двойного вознаграждения за один и тот же вид использования музыкальных произведений, в настоящее время является избыточной и экономически необоснованной. В дополнительной защите сейчас нуждаются кинотеатры. Использование музыки в кинофильме входит в состав платежа кинотеатра дистрибьютору, который составляет 50% от общей суммы сборов от продажи билетов. В то же время, авторское вознаграждение рассчитывается от всей суммы сборов от продажи билетов, в том числе и от той ее части, которая выплачивается кинотеатром компании — дистрибьютору фильма. То есть, композитор, получив гонорар за использование музыки в картине от продюсерской компании на этапе производства фильма, затем претендует на получение вознаграждения как от суммы платежа кинотеатра дистрибьютору, посредством которого кинотеатр, в том числе оплачивает право на использование музыки в фильме, так и от суммы, которая остается кинотеатру по итогам проката. Таким образом, кинотеатры вынуждены оплачивать музыку в кинофильме два раза – дистрибьютору/продюсеру и затем РАО, представляющему интересы композиторов. Справедливо ли это? По-моему, вопрос риторический… В нашем обращении к Председателю Правительства РФ вся эта проблематика изложена подробнейшим образом. Мы также обращаем внимание Правительства на то, что ставки вознаграждения за публичное исполнение музыки, используемой в кинофильмах при их демонстрации в кинотеатрах, определены Постановлением Правительства РФ № 218 от 21.03.1994 г. (приложение 1, раздел I, подраздел 2, п. 24). Данное Постановление устанавливает ставку такого вознаграждения в размере 3%, рассчитываемых от общей суммы валовых сборов от продажи билетов. При этом, раздел III приложения 1 «Порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений» данного Постановления признан не действующим и не подлежащим применению решением Верховного Суда РФ от 12.09.2007 г. N ГКПИ07–910 со дня вступления в законную силу указанного решения. Таким образом, порядок выплаты вознаграждения композиторам за публичное исполнение музыки, используемой в кинофильмах при их демонстрации в кинотеатрах, в настоящее время не установлен и не урегулирован нормативно-правовым актом соответствующего уровня. РАО не обладает правомочиями по нормативному регулированию порядка взимания авторского вознаграждения. Тем не менее, РАО самостоятельно устанавливает данный порядок, что является нарушением законодательства РФ. Эти факты дают основания считать действия РАО, направленные на взыскание вознаграждения, не соответствующими действующему законодательству. Вызывает сомнения и законность применения указанных выше ставок минимального вознаграждения, в силу особенностей толкования некоторых положений 4-й части ГК РФ. В ближайшее время Верховный суд должен ответить на соответствующее заявление санкт-петербургского кинотеатра «Кристалл Палас». Взаимоотношения многих кинотеатров с РАО складываются непросто, так как РАО, к сожалению, заняло совершенно абсурдную позицию, обвиняя предприятия кинопоказа в нарушении авторских прав. Кинотеатральный прокат — общепризнанный флагман легального использования кинофильмов. Тем не менее, РАО различными способами пытается представить кинотеатры в качестве нарушителей авторских прав и обвиняет их в демонстрации «контрафактных» фильмов. В частности, РАО инициирует в отношении кинотеатров прокурорские проверки и возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Имеет место показательный случай вынесения судом по делу об административном правонарушении постановления о назначении наказания в отношении кинотеатра «Юбилейный», расположенного в городе Серов, не только в виде административного штрафа, но и в виде конфискации материалов и оборудования, используемых для воспроизведения фильма, признаваемого, таким образом, «контрафактным». И это происходит на фоне неприкрытого пиратства во всех сферах использования аудиовизуальных произведений, кроме кинотеатрального проката! При этом совсем не принимается во внимание то, что кинотеатрами в 100% случаев заключаются лицензионные договоры на прокат фильмов с правообладателями, что исключает «контрафактный» характер демонстрации данных фильмов. В отсутствие установленного порядка выплаты авторского вознаграждения композиторам, РАО необоснованно пытается урегулировать данные гражданские правоотношения, с помощью мер воздействия административно-правового характера, которые предпринимаются в целях скорейшего заключения договоров с кинотеатрами на выплату вознаграждения на условиях Российского авторского общества. Действия РАО создают препятствия деятельности легальных пользователей, что не соответствует целям данной организации, в то время как реальное пиратство по-прежнему остается главной проблемой как для авторов фильмов, так и для кинотеатров. Все эти проблемы могли бы быть решены снижением ставок вознаграждения до приемлемого для кинотеатров уровня, о чем мы и просим Правительство РФ. Другим обязательным условием является изменение базы для расчета вознаграждения, которая должна быть уменьшена на сумму, фактически отчисляемую кинотеатрами за право использования аудиовизуальных произведений. Мы также выдвинули инициативу введения отдельной ставки для фильмов в формате 3D, так как совершенно очевидно, что визуальная составляющая в таких фильмах доминирует. Оптимальными мы считаем ставки 0.25% для обычных фильмов и 0,15% для фильмов в формате 3D от общей суммы сборов от продажи билетов (опять-таки уменьшенной на сумму, фактически отчисляемую кинотеатрами за право использования (показа) аудиовизуальных произведений). В рамках одного интервью полностью осветить столь серьезную проблему невозможно. Однако по запросу любого кинотеатра мы готовы предоставить исчерпывающую информацию по данному вопросу, и оказать консультативную и юридическую поддержку. Необходимо также отметить, что с момента вступления в силу 4-й части ГК прошло уже более 2-х лет. Кинотеатры не принимали участие ни в разработке ее положений, ни в обсуждении их высшими судами. Разрозненные попытки повлиять на ситуацию через Министерство культуры, и создать положительные для кинотеатров судебные прецеденты, ни к чему не привели. Понятно, что это также произошло из-за отсутствия единства в рядах кинотеатров. А ведь слаженные и продуманные действия в рамках серьезной организации могли бы давно привести к решению данной проблемы и предотвратить многомиллионные потери! Очень надеюсь, что это послужит для всех нас уроком, что кинотеатры не повторят этих ошибок и наконец-то поймут, для решения общих проблем нужно объединиться.
- Одна из ключевых проблем отечественной киноиндустрии – небольшая «жизнь» фильма в прокате. В связи с этим некоторые ленты выходят на DVD меньше, чем через месяц после их кинотеатрального релиза. Какое «окно» между выходом фильма на экраны и его появлением в видеомагазинах вы считаете оптимальным?
- Мы настаиваем на сохранении эксклюзивного «окна» для кинотеатральной демонстрации кинофильма продолжительностью не менее 6 недель. Общеизвестно, что для наших зарубежных коллег и этот срок представляется слишком коротким, но учитывая российские реалии, мы едва ли можем рассчитывать на более длительный период «эксклюзива» для кинотеатров. Мы направляли обращение в АНКО по данному вопросу еще в прошлом году, и в большинстве случаев дистрибьюторы стараются выдерживать данные сроки.
- Осуществляет ли сейчас «Киноальянс» взаимодействие с такими зарубежными ассоциациями кинотеатров, как NATO, UNIC и т. д.?
- Поскольку Россия является в данный момент одним из важнейших мировых рынков кинопроката, международное сотрудничество с NATO и UNIC (то есть, с американской и европейской ассоциациями кинотеатров) может способствовать достижению важнейших целей для отечественных кинотеатров — особенно тех, что касаются взаимодействия с дистрибьюторами фильмов. Не исключаю, что в случае необходимости «Киноальянс» может поставить вопрос о создании международной конфедерации кинотеатров. Так, летом 2009 года в рамках Европейского киносаммита «Киноальянсом» были проведены переговоры с руководством UNIC, а президент этой организации Эд Уэстсрэйт стал гостем форума «Кино Экспо»-2009 и принял участие в деловой встрече кинотеатров. NATO оказывает нам консультативную поддержку, и мы активно перенимаем опыт данной организации по всем ключевым вопросам.
- И последний вопрос: вы – директор Международного форума и выставки «Кино Экспо». Что можно сегодня сказать о том, какими будут эти важнейшие для отечественной киноиндустрии мероприятия в текущем году?
- 12-й Форум и выставка «Кино Экспо» пройдут с 20 по 24 сентября в выставочном комплексе «Ленэкспо», в павильоне № 7 в Санкт-Петербурге (там же, где и в 2008 году). Кстати, на 19 сентября запланирован съезд организации кинотеатров. По мере развития киноиндустрии роль форума и выставки «Кино Экспо» приобретает все большее значение для участников рынка. Традиционно помимо презентаций и показов фильмов, мы представим мощную деловую программу. Ожидается, что в этом году выставка станет крупнейшей за всю историю проведения; к этому есть все предпосылки. Как и прежде, нас поддерживают ключевые партнеры – Coca-Cola (генеральный спонсор), Christie Digital (партнер по цифровым кинотехнологиям), «Невафильм» (генеральный партнер по кинотехнологиям). Форум пройдет под эгидой Министерства культуры РФ. Пользуясь случаем, хочу вновь пригласить всех представителей киноиндустрии принять участие в работе форума и выставки «Кино Экспо» 2010 в Санкт-Петербурге.
Кто:
Дмитрий Казуто