В российский прокат вышла военная драма «Естественный свет», отмеченная на последнем Берлинском кинофестивале призом за лучшую режиссерскую работу. Корреспондент нашего журнала побеседовал с режиссером и сценаристом фильма Денешем Надем о съемках, названии ленты и работе с многонациональной командой.
«Кинобизнес сегодня»: Почему вы решили рассказать именно эту историю?
Денеш Надь: Для меня самым главным была не война. Я хотел показать человека, который входит в неизведанное, в мир, где нет ничего похожего на то, к чему он привык в своей повседневной жизни. Человека, оказавшегося в ситуации, похожей на ситуацию сталкера в Зоне у Тарковского. Это такое место, в котором вы не знаете, где находится противник и с какой стороны опасность. Мне было интересно наблюдать в таких обстоятельствах за лицом человека, который постоянно оценивает все вокруг себя, постоянно колеблется и всегда опаздывает с выводами. Понимание приходит к нему только тогда, когда уже слишком поздно что-то менять, поздно решать.
- Где проходили съемки?
- У нас было 30 съемочных дней, и 90 процентов съемок проходило в Латгалии на востоке Латвии осенью 2019 года. Большинство наших объектов находились недалеко от городов Зилупе и Лудза, всего в нескольких километрах от латвийско-российской границы. Очень важно было снять фильм в реальной дикой природе. Это создавало множество трудностей и неудобств, поскольку приходилось работать весь день в суровых условиях - на открытом воздухе, когда холод и дождь, в грязи, иногда в настоящих болотах. С другой стороны, пребывание в таких сложных условиях, вдали от городов и изолированность в этой недружелюбной природе создавали чувство солидарности и единства среди съемочной группы, включая, конечно, и актеров. Мы действительно чувствовали себя в лагере, из которого нельзя бежать, а единственный способ выжить - держаться друг за друга. Мы также снимали три дня в моем родном городе Будапеште. Это были сцены в конце ленты: госпиталь и кабинет военного коменданта.
- Мы до сих пор много говорим, смотрим и читаем про Вторую мировую. Только ли для того, чтобы помнить ее уроки и никогда больше не допускать подобного?
- Я хотел рассказать эту историю с точки зрения неизвестного солдата, простого крестьянина, которого призвали в армию, забрали из семьи и переместили за тысячу километров от дома, в другую страну, другую культуру. Это война глазами человека, ничего не смыслящего в мировых вопросах, не разбирающегося в политике, не понимающего цели этой войны и не знающего, что он на неправильной стороне конфликта. Я хотел показать точку зрения людей, которые не являются победителями в войне, героями или жертвами, а, наоборот, считаются злодеями и преступниками. Я хотел понаблюдать за этими человеческими существами, которые устали, голодны, замерзли и скучают по дому. Но они следуют приказам. Они попадают в ситуации, когда им нужно решить, кого они ставят на первое место - себя или другого человека. Для меня также было важно рассказать о тех зверствах, которые венгерская армия совершила против советских мирных жителей во время Второй мировой войны. Эта тема мало известна в Венгрии, историки затрагивали ее совсем немного, особенно в последние 15 лет.
- У вашей картины очень притягательное название. Как оно было придумано?
- Название «Естественный свет» происходит от одноименного романа, написанного в 2014 году известным венгерским писателем Палем Завадой. Эта 600-страничная книга повествует о судьбе разных персонажей на фоне венгерской истории с 1930-х по конец 1950-х годов. Из этих двадцатилетних временных рамок я использовал в картине всего три дня, а из множества героев романа выбрал только одного - Иштвана Шеметку, который и стал главным действующим лицом фильма.
- Лента снята при естественном освещении - это непростой и трудоемкий процесс. С какими еще трудностями вы столкнулись во время работы над ней?
- Нельзя сказать, что картина полностью снята при естественном освещении: мы использовали и осветительное оборудование, хотя и весьма немного. Название не следует понимать как техническую характеристику фильма. Естественный свет для меня имеет значение, когда я сравниваю его с искусственным. Искусственный свет - это свет, в котором вы можете проявлять себя так, как хотите, а естественный - это свет, в котором вас показывают таким, какой вы есть, и вы не можете солгать о себе.
Конечно, на съемках у нас возникло много проблем. Если говорить о свете, то самой большой проблемой стала нехватка дневного света, ведь длительность светового дня иногда составляла менее восьми часов в сутки. Это означало, что мы должны были быть действительно сосредоточенными и быстрыми, чтобы сделать все, что мы хотели. К тому же человеку, приехавшему из Венгрии, где обычно сухие и мягкие зимы, было непросто снимать целыми днями и неделями на улице, на открытом воздухе, в морозных и влажных погодных условиях.
- Как ленту приняли в Венгрии и других странах, принимавших участие в ее создании? Какая у «Естественного света» фестивальная история?
- Везде, где фильм уже был показан, его встретили с большим вниманием и теплотой. После Берлинале он получил главный приз 38-го Международного кинофестиваля в Тегеране. Недавно его показали на крупных кинофестивалях в Иерусалиме, Лондоне, Генте и Бергене. В ноябре премьера картины состоится в Греции на кинофестивале в Салониках, а затем она отправится в Италию - на кинофестиваль в Турине.
- Ваша лента была удостоена приза Берлинале за лучшую режиссерскую работу. Как вы считаете, что именно в ней привлекло внимание жюри?
- Как заявило жюри Берлинале на церемонии награждения, их привлекло то, что повествование в фильме выходит за рамки исторического контекста и что в нем говорится о необходимости выбора между пассивностью и личной ответственностью в нашем современном мире. Я лично был очень доволен этим заявлением, ведь такая оценка совпала с моим самым сокровенным желанием - через эту военную историю, произошедшую 70 лет назад, в прошлом, рассказать о мире так, как я его вижу, отразить мои переживания по поводу него сегодняшнего.
- На картине работала многонациональная команда. Это усложняло съемочный процесс?
- Работать с людьми, которых ты не знаешь, только на первый взгляд кажется пугающим занятием. Хотя мы были из разных стран, языковые барьеры, к счастью, не были для нас проблемой, так как все говорили по-английски. В целом же могу сказать, что привлечение многонациональной команды обогатило фильм, позволило мне взглянуть на него шире. Было действительно интересно посмотреть, как люди, не имеющие отношения к венгерскому контексту истории, понимают и находят что-то важное в этой ленте.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Я работаю над разными проектами. Прямо сейчас я начал снимать документальный фильм. Я считаю важным делать документальные картины, помимо художественных: они позволяют забыть о себе, погрузиться в реальный мир и свободно наблюдать за происходящим вокруг. Для меня также важно, что создание кино, особенно документального - процесс неудобный. Это заставляет вас оставить свою обычную, комфортную и контролируемую жизнь и открыть для себя нечто другое, неизвестное в настоящий момент.