Адам Маккэй
27.10.2010
Детектив Аллен Гэмбл (Уилл Феррелл) предпочитает раскрывать правонарушения за компьютером, не выходя из полицейского участка, – он считает себя специалистом по экономическим преступлениям. Его напарник Терри Хойц (Марк Уолберг), напротив, мечтает противостоять реальным бандитам с оружием в руках. Когда им случайно становится известно о многомиллиардной банковской афере, как нельзя кстати приходятся и бухгалтерские навыки, и умение стрелять. Таков сюжет новой комедии Адама Маккэя «Копы в глубоком запасе», вышедшей в российский прокат 30 сентября.
Детектив Аллен Гэмбл (Уилл Феррелл) предпочитает раскрывать правонарушения за компьютером, не выходя из полицейского участка, – он считает себя специалистом по экономическим преступлениям. Его напарник Терри Хойц (Марк Уолберг), напротив, мечтает противостоять реальным бандитам с оружием в руках. Когда им случайно становится известно о многомиллиардной банковской афере, как нельзя кстати приходятся и бухгалтерские навыки, и умение стрелять. Таков сюжет новой комедии Адама Маккэя «Копы в глубоком запасе», вышедшей в российский прокат 30 сентября. Четыре фильма, поставленные Маккэем,— «Телеведущий» (2004), «Рики Бобби: король дороги» (2006), «Сводные братья» (2008) и «Копы в глубоком запасе» (2010) — собрали в мировом кинопрокате почти полмиллиарда долларов. Прокат «Копов» продолжается, и в ближайшее время Маккэй наверняка возьмет полумиллиардный рубеж. Каким образом ему удается работать без осечек? Режиссер, сценарист и продюсер делится секретами успеха.
- «Копы в глубоком запасе» — одна из редких современных комедий, в которой нет туалетного юмора. Как вы определяете для себя грань, за которую не нужно заходить?
— Для меня важно, чтобы шутка казалась смешной мне самому. Если меня это забавляет — отлично. Я не люблю слишком похабные приколы. Мы с Уиллом Ферреллом полагаемся на свое чувство юмора. Если шутка нравится нам обоим, мы, скорее всего, ее используем. Мы стараемся обкатывать шутки на других людях, проверять, будут ли они смеяться. Конечно, грань между смешным и похабным очень тонкая, и в каждой стране разные стандарты. В США публика очень настороженно относится к шуткам на тему секса, но никто не переживает из-за насилия. Иногда я позволяю себе шутку, которая звучит немного вульгарно,— но только если она действительно смешна, и если в ней есть элемент сюрприза. Мне нравятся комедии, в которых намешано много разного. В таких фильмах зритель не знает, откуда на него обрушится следующая шутка и что случится в следующем кадре. Я считаю, что одним из важнейших элементов комедии является элемент сюрприза. Когда зритель удивлен, он охотнее реагирует на юмор.
— По словам сценариста Криса Хенчи, на стадии идеи у вас был только один персонаж, которому надоела бумажная работа в полицейском управлении. Но в результате получилась история о двух прямо противоположных по характеру людях.
— Сначала мы прикидывали версию, в которой оба напарника хотят быть крутыми героями. Но потом поняли, что это было бы слишком банально. А как только мы сделали персонаж Уилла героем поневоле, сразу стало интересно. Между напарниками возник конфликт. Детектив Гэмбл не хочет участвовать в перестрелках и погонях — и Уилл забавно обыграл его стремление работать в офисе.
- Интересно, что по роду деятельности герои отлично дополняют друг друга.
— Верно. Мы хотели показать, что старые методы полицейской работы не всегда применимы в нынешней ситуации. Полицейские, которые работают на улицах, стреляют, догоняют и хватают злоумышленников, иногда не могут справиться с преступниками нового типа. Сегодня банки воруют у людей огромные суммы денег. Может быть, для борьбы с преступниками нового типа нужны полицейские нового типа? Гэмбл любит бумажную работу, любит возиться с цифрами. Многие считают такую работу скучной — но в конечном итоге благодаря бумажной работе героям удается разоблачить аферу. Именно это мы и хотели сказать — что старые герои не всегда оказываются на высоте, и сегодня нам нужны новые герои. Герои-бухгалтеры.
- Вы всегда работаете с Уиллом Ферреллом. Как вы подбираете ему партнеров? Вы писали сценарий, уже зная, что напарником Уилла будет Марк Уолберг, или же он пришел в проект позже?
— Я знал, что героев будут играть Уилл Феррелл и Марк Уолберг еще до того, как начал писать сценарий.
- Вы всегда начинаете проект с актеров?
— Нет, в первых наших двух фильмах — «Телеведущий» и «Рики Бобби: король дорог» — мы начали подбирать партнеров для Уилла уже после того, как были написаны сценарии. Сочиняя «Сводных братьев», мы знали, что хотим снова поработать с Джоном Си. Райли, потому что он очень понравился нам в «Рики Бобби…», и мы разрабатывали проект с прицелом на него. Чтобы посмотреть и почувствовать, как сработаются Марк Уолберг и Уилл Феррелл, я пригласил их на обед. Мне понравилась возникающая между ними динамика — они были очень разные, но в них было что-то общее. И я начал думать, что они просто обязаны сняться вместе. Вначале я не собирался ставить этот фильм или писать сценарий — я просто думал, что «эти парни обязаны сняться вместе!» Но постепенно мои мысли оформились в сценарий.
- Кому в голову пришла идея, что герой Уилла Феррелла имеет огромный успех у женщин? Вам или Уиллу Ферреллу?
— Думаю, это была моя идея. Я хотел, чтобы у героя была красивая жена. Сочиняя сценарий, мы говорили друг другу: «У него должна быть жена, похожая на Еву Мендес». Но нам и в голову не приходило, что Ева согласится у нас сниматься!
- А Ева Мендес не спрашивала у вас, почему ее героиня влюбилась в такого невзрачного типа?
— Думаю, она с самого начала восприняла эту идею просто как прикол. А потом, когда она обнаружила, что в молодости герой Уилла был сутенером поневоле, она сказала, что теперь ей все понятно: у него есть темная сторона, а девушкам это нравится. Я всегда считал, что идеальная комбинация — когда человек умен, обладает чувством ответственности, но при этом в нем есть немного того, что называют «темной стороной».
- Вы разрешали актерам импровизировать на съемках или требовали, чтобы они строго придерживались сценария?
— Обычно мы снимали первые два-три дубля строго по тексту. Актеры разогревались, и после этого начинались импровизации. Иногда получалось замечательно. Например, смешной монолог Уилла про тунца — во многом импровизация. То, что Марк много раз переспрашивает Уилла: «Это действительно твоя жена?» — тоже результат импровизации.
- Были ли какие-то забавные или необычные происшествия на съемочной площадке?
— Мы смеялись каждый день, на съемках каждой сцены. А самым безумным был день съемок на Стейтен-Айленд с участием всех трех звезд — Евы, Уилла и Марка. Помните сцену, когда Марк приходит к Уиллу в гости, а потом долго прощается с Евой на крыльце? На улице собралась огромная толпа — человек пятьсот! Это было настоящее сумасшествие!
- Случались ли какие-то опасные ситуации во время съемок трюков?
Снимать трюки всегда опасно и страшно. Тем более когда ты делаешь комедию — я не хотел, чтобы кто-нибудь пострадал из-за комедии. Мы пригласили отличного продюсера вспомогательной съемочной группы, которая снимала трюки. Пэт Кроули — опытнейший профессионал, он снимал фильмы о Джейсоне Борне и отлично знает, как делать трюки. Мы планировали каждый трюк очень тщательно, до мельчайших деталей. Пару раз мы были на грани несчастного случая — но, к счастью, все обошлось.
- В фильме есть необычная сцена — панорамный и объемный стоп-кадр в баре, когда герои напиваются с горя. Кто придумал этот кадр и трудно ли его было снять с технической точки зрения?
— Его предложил наш оператор Оливер Вуд. Перед этим я посмотрел в Интернете экспериментальный короткометражный фильм «Клоуны против полиции», сделанный таким же образом,— он произвел на меня потрясающее впечатление! Обязательно найдите его в Интернете и посмотрите — это просто фантастика! И мы решили тоже попробовать снять похожий план-кадр — пусть не такой эффектный, но все-таки. И получилось забавно. Мы снимали с помощью захвата образа в движении, использовали камеру, которую можно запрограммировать на повторение одинаковых движений. Ты по очереди снимаешь актеров, бутафорию, а потом совмещаешь в постпродукции. Можно добавить пули, воду, огонь — что угодно. Мы сняли эту сцену всего за полдня еще до начала основных съемок. И обошлась она недорого. С учетом всех эффектов в постпродукции, думаю, она встала нам примерно в $50 тыс.
- Бюджет вашего фильма, по оценкам экспертов, составил около $100 млн. Не слишком ли дорого для комедии?
— На самом деле бюджет ближе к $90 млн, чем к $100 млн, потому что мы получили налоговые льготы. Мы сняли дешевле, чем планировали,— этим могут похвастаться очень немногие режиссеры! Но в данном случае мы с самого начала хотели снять большое кино, которое было бы популярно не только в США, но и во всем мире. Мы хотели, чтобы наша лента была самой большой комедией года! Но не забывайте, что $95-$100 млн по сегодняшним меркам — не так уж и много. Я понимаю, что это звучит безумно, но по-настоящему крупнобюджетные фильмы сегодня — те, бюджет которых составляет $200-$250 млн. Думаю, мой следующий фильм будет стоить меньше, чем «Копы в глубоком запасе». Мне было интересно снять крупнобюджетное кино — но только один раз!
- Вас беспокоило, что некоторые из отсылок к поп-культуре потеряются при переводе на другие языки?
— Я боялся, что в других странах не поймут две шутки. Первая — про группу TLC. У нас в стране зрители очень смеялись, потому что у нас все знают TLC. И вторая — когда Марк подстреливает Дерека Джетера, очень популярного в Америке бейсболиста. Вряд ли кто-нибудь в вашей стране знает Дерека Джетера. А про группу TLC мы придумали предысторию: герой Майкла Китона, комиссар полиции, ездит в машине сына, и тот постоянно слушает TLC, и поэтому крутой полицейский невольно цитирует девчоночью поп-группу.
- Недавно в прессе появилось сообщение, что вы продюсируете комедию «Дом моего отца», в которой Уилл Феррелл будет играть на испанском языке.
— Да, весь фильм будет на испанском и выйдет в США с субтитрами. В это трудно поверить, но я говорю чистую правду. Все партнеры Уилла – испаноговорящие: Диего Луна, Гаэль Гарсия Берналь. Уилл сейчас напряженно занимается с преподавателем испанского языка. Съемки должны начаться через три недели (интервью состоялось 13 сентября. – Прим. ред.).
— Вы уже наметили следующий режиссерский проект?
— Я хотел бы снять адаптацию комиксов «Парни» (The Boys) англичанина Гарта Энниса. Есть еще один интересный проект, называется «В курсе происходящего» (In the Loop) — о Ли Этуотере, знаменитом американском политтехнологе, благодаря которому Джорджа Буша выбрали в президенты. Этуотер умел вести грязную игру с невинным лицом — многие считают, что именно он подорвал американскую политическую систему — но при всем том он был очень забавным человеком. Я бы хотел снять о нем фильм, хотя не уверен, материализуется ли это желание.
Кто:
Адам Маккэй