И в жизни, и в деньгах главное - движение! Алена Мареева
06.01.2019

На весеннем Кинорынке в Москве «Русская Фильм Группа» под руководством Алексея А. Петрухина представила большой пакет проектов, позиционируя себя как амбициозная компания с широким спектром предложений. Спустя полгода журнал «Кинобизнес сегодня» решил расспросить продюсера «РФГ», а теперь еще и руководителя «РФГ Дистрибуции» Алену Марееву о том, как реализуются проекты, анонсированные компанией в апреле, и каковы ее ближайшие планы.

Мария Безрук: Сюжет первой «Училки» был довольно абстрактным. Почему в основу второй части - «Последнее испытание» - компания решила положить реальную трагедию?

Алена Мареева: Сюжет первой «Училки» был далеко не абстрактным, она была снята в жанре фарса. Мотивом для этого сюжета послужили тысячи подобных случаев, которые происходили и по сей день происходят в мире. Важно понимать, что кино не основано на реальных событиях, а снято по мотивам. В основу второй части действительно положена трагедия «Норд-Оста», и про эти события сейчас говорят лишь потому, что это единственный теракт в нашей стране, совершенный в театре. «Последнее испытание» - это не документальный жанр, и мы ни в коем случае не претендуем на реставрацию тех событий, а рассказываем совсем о другом, о более глобальном - о природе терроризма, о реальных и надуманных конфликтах, о вторых шансах, которые люди не дают друг другу, о большой любви. Поэтому правильнее будет говорить, что фильм снят по мотивам.

И мотивом для кино действительно послужил «Норд-Ост», как план реконструкции всех событий в картине.

- Был ли кто-нибудь из участников «Норд-Оста» консультантом на ленте «Последнее испытание»?

- Несколько человек из них во время съемок находились в зале и очень деликатно уточняли и подсказывали режиссеру детали той трагедии. Режиссер пригласил на площадку своих знакомых, которые стали участниками тех событий, как со стороны заложников, так и со стороны спецназа, поэтому для него это история чуть больше, чем личная, и имеет «обзор на 360 градусов». Алексей сам из силовых структур, поэтому уделял особое внимание точности в отображении захвата, плана действий террористов, переговоров и силовой операции. Еще в 2005 году сценарий был написан именно под «Норд-Ост», но его не стали реализовывать по определенным соображениям, и вот только сейчас за него взялись и интегрировали в него героев первой «Училки».

- На какую аудиторию рассчитан фильм и какие инструменты продвижения вы планируете использовать для ее привлечения в кинотеатры?

- Те, кто смотрел «Училку» и знают ее персонажей, называют фильм «Училка-2». Но правильно называть его «Последнее испытание». А для тех, кто не смотрел первую часть, это точно такое же автономное, независимое кино, после просмотра которого будет любопытно вернуться к первой картине.

Лента рассчитана на разную аудиторию. Первая часть была хорошо принята как учителями, так и учениками, людьми абсолютно разных поколений. Так же и здесь - фильм рассчитан на разные поколения. Мы уже показали его молодежи 14-17 лет, было пять показов, пять полных залов, больше тысячи человек уже посмотрели его как фокус-группы. И им кино понравилось.

Первую «Училку» посмотрели в прокате не так много человек - около 100 тысяч, потому что не было рекламной кампании. Но мы вместе с артистами проехали 26 городов России, где показали ленту, у нас было 32 фестиваля, и аудитория была колоссальная. Только на торрентах количество скачиваний уже перевалило за 10 миллионов. Рецензии на 95% положительные, и вне зависимости от того, как наши критики отзываются о кино, зритель часто не согласен с их мнением. А кино мы снимаем для зрителя.

Да, большая трудность для дистрибьюции состоит в том, как привлечь зрителей, предпочитающих торренты, в кино. Вот над этим мы сейчас плотно работаем, хотя инструментов для этого, к сожалению, не так много. Но нет безвыходных ситуаций, и дорогу к зрителю можно найти всегда.

- Лента «Прощаться не будем» прошла незамеченной в прокате, несмотря на ее активное продвижение вашей компанией. С чем вы связываете этот факт - с падением интереса публики к военной тематике в кино, с домашним чемпионатом мира по футболу или с качеством самого фильма?

- Действительно, было активное продвижение, и вы сами видели - и кастинг, и рекламную кампанию, и саму картину. И все способствовало тому, чтобы зритель пришел и посмотрел наш фильм. До сегодняшнего дня мы участвуем во многих фестивалях, залы полные, и мы видим, как эмоционально зритель реагирует на это кино. Это действительно тот фильм, с которого не следовало начинать работу по дистрибьюции, особенно в тот самый период - период футбола и летнего спада интереса к походам в кино. За майские праздники зритель насмотрелся военного кино, и в июне им нужно было лето, пиво и футбол, а не патриотические ленты. Вы и сами знаете, что посещаемость кинотеатров упала на 80% и что они все еще пытаются восстановиться после летнего затишья. По просьбе Министерства культуры мы выходили в знаковую дату и даже сделали светскую премьеру в Музее Победы на Поклонной горе. Рискнули, немного проиграли, признаем. Но кто не падал, тот не поднимается. Так что первые шишки набиты, готовы к следующим. Картина не в убытке, она продана на телевидение, пользуется спросом в Интернете, сейчас неплохо реализуется на зарубежных рынках, особенно азиатских, что позволяет нам окупить производство и уйти в небольшую прибыль. Так что жить будем.

- Как обстоит ситуация с продолжением «Вия»? Состоится ли путешествие в Китай, и на какой стадии находится сейчас проект?

- Фильм «Вий-2», как его называют в народе (а официальное и правильное название - «Тайна Печати Дракона»), полностью завершен. Вы знаете, что выпуском картины занимается «Наше кино», так что на этом я замолкаю, потому что подписала с ними договор о неразглашении информации. И если я вам что-то скажу, то осчастливлю «Наше кино» на несколько миллионов, а они мне самой пригодятся. Могу только сказать, что по срокам выпуска нас ограничивает соглашение с Китаем: они назначают дату проката, а в России лента не может выйти раньше, чем в Китае, иначе мы их должны будем озолотить еще больше, чем «Наше кино».

На данный момент китайская сторона подбирает максимально выгодную с точки зрения коммерции дату, чтобы реализовать весь потенциал фильма на территории материкового Китая. Так как сейчас эта лента - самая дорогая в истории российского кино, то, конечно, емкость отечественного рынка не позволит ее окупить. Даже если в России будут абсолютные рекорды, картина все равно не окупаема. И мы вместе с нашими сопродюсерами, компанией «СТВ», вынуждены считаться с этим и снова передвигать дату во вред себе и болеть не только за свой рынок, но и за китайский.

Могу сказать, что кино получилось крутое и понравилось не только мне и нашей команде, но и Джеки, Арни и Джейсону (Джеки Чану, Арнольду Шварценеггеру и Джейсону Флемингу. - Прим. ред.). Они готовы вкладываться в продвижение фильма и обязательно приедут в Россию на премьеру. С картиной, как только определится дата ее выхода, будет связано много других интересных событий. А дата должна определиться у Китая уже в ближайшее время, так что следите не за нашими новостями, а за китайскими.

- Комедия «Грецкий орешек» ориентирована на публику среднего возраста. Вы пытаетесь развенчать миф, который устоялся в индустрии за последние лет десять, - о том, что в кино ходит только молодежь, - или аудитория за это время «повзрослела»?

- Это теплая комедия с элементами драмы. Публика на сегодняшний день «выросла», статистика показывает, что основные посетители кинотеатров - это «28+», то есть аудитория примерно моего возраста, а когда я училась, в 2014 году, это еще были «22+». Зритель растет вместе с нами - я же зритель, и я тоже взрослею...

После летнего упадка, к сожалению, мы немного утеряли доверие кинотеатров, и не только мы, работать стало сложнее. Так что задача у меня сейчас не из легких, но и плечи у меня не хрупкие.

По «Грецкому орешку» мы делаем много маркетинговых ходов, производим много контента, занимаемся пиаром. Все происходит адекватно той росписи, которая есть сейчас. У многих кинотеатров возникли насчет этой картины сомнения, развенчать которые у нас не было возможности. Но о ленте многие знают, о ней пошел хороший «сарафан», и надеюсь, что все же, несмотря на «Фантастических тварей», кинотеатры продержат «Орешка» на втором уик-энде. На то он и орешек (смеется).

- Какие проекты находятся у компании в производстве?

- У компании начинается абсолютно иной цикл, мы приступаем к совместному производству - как с другими странами, так и с регионами нашей страны. Впереди у нас «Преступление и наказание», «Путешествие в Индию. На пороге бессмертия» - третья часть франшизы «Вий» (часть фильма уже снята, часть будет сниматься чуть позже), молодежная драма «Выйти из группы», «Старый хулиган» с Андреем Смоляковым в главной роли, «Отряд С» - подростковая драма с элементами научной фантастики, комедия «Я не такой, я не такая», документальный фильм «Вокзалы России», музыкальная драма «BEEF. Русский хип-хоп», в которой снялись 99 отечественных рэперов, военный вестерн «Красный призрак» (заканчиваем производство), «Королевство 13-й ведьмы» - семейное фэнтезийное кино - и еще многие проекты, которые в задумках, в работе.

- Каким образом вашей компании удается выживать на рынке в условиях жесткой конкуренции, ограниченных возможностей рынка и непредсказуемой экономики?

- Мы не выживаем. Мы работаем, идем вперед, боремся. Вырабатываем правильные стратегии, стараемся их соблюдать, иногда выбиваемся из графика, но амбиции и страсть побеждают.

Один из наших продюсеров Алексей А. Петрухин где-то находит на все это деньги. Про него говорят, что «этот пузырь скоро лопнет», но он все никак не лопается. Видимо, он счастливчик по жизни. Я с Алексеем работаю больше четырех лет и до сих пор не понимаю, как это все происходит, как он снимает фильмы за 50 млн долларов и умудряется содержать в штате самых востребованных и дорогих специалистов. Но я думаю, что с такой везучестью мы вместе и дистрибьюцию запустим.

Вы знаете, я из Саратова, а это тоже о многом говорит. У нас тут своя некая саратовская мафия собралась. У армян существуют диаспоры, которые поддерживают друг друга, а у меня мафия саратовская. А если серьезно, то чем жестче конкуренция, тем меньше расслабляешься. У нас абсолютно непредсказуемая экономика, но это не значит, что не нужно ничего делать. И в жизни, и в деньгах главное - движение!    

Кто:  Алена Мареева

Возврат к списку

Полная версия сайта