2 февраля 2023 года на экраны страны выйдет новый российский полнометражный фильм «Легкое знакомство». Он стоит несколько особняком среди других отечественных лент, как по художественному почерку и маркетинговой стратегии, так и по составу ее создателей: картину снял режиссер, не обучавшийся этой профессии - Александр Крестников.
Первый раз в жизни он побывал на съемочной площадке на своем же собственном фильме, на которую привел много дебютантов. Тем не менее многие кинокритики, посмотревшие картину, отзываются о ней весьма положительно и прогнозируют фильму успешную судьбу.Александр Крестников: Порой мы и сами не знаем, почему совершаем тот или иной поступок. Но в данном случае сомнений нет: во всем, так сказать, виноват драматург Валентин Красногоров. Мне очень понравились тонкая ирония и психологизм его пьесы «Легкое знакомство», то, как автор, словно под микроскопом, изучает в ней отношения своих героев, то, как через мастерски построенные диалоги он вырисовывает их характеры. И еще мне понравилось, что в произведении затронуты, что называется, вечные темы, которые волновали, волнуют и будут волновать людей. Многие сейчас снимают о том, что в тренде, привязывают картины к тому или иному событию, а мне хотелось снять о том, что интересует людей во все времена. Стоит ли доверять понравившемуся человеку, если тебя уже много раз обманули и предали? Следует ли признаваться в своих чувствах незнакомцу? Как легко можно потерять то, что с превеликим трудом было найдено, как трудно выйти из своего «шкафа» - привычного образа жизни? И, наконец, существуют ли те законы, по которым зарождается и живет любовь, почему люди, становясь взрослее, все больше ее страшатся - вот лишь небольшая часть нюансов этой истории.
- Как получилось, что вы, не имея специального образования, осмелились сесть в режиссерское кресло?
- Вы, наверное, знаете, что в английском языке режиссер зовется директором. Что такое директор? Человек, который отвечает за все. Как капитан корабля. Именно он берет на себя всю ответственность. Режиссер, а не продюсер, на мой взгляд, рождает кино, именно в его руках находится руль съемочного корабля. Продюсер - скорее, владелец судна, и он не имеет права указывать кэпу, как крутить штурвал. Взяв режиссера, я бы мог только давать ему советы, и история, которая меня задела, могла бы вырулить в том направлении, которое мне не интересно. В любом случае, в итоге это было бы другое кино, не мое.
В отличие от оператора, который должен разбираться в законах светотени, композитора, который не создаст музыку, не зная нот, режиссеру, согласитесь, в чем-то проще. Он всего лишь должен собрать специалистов своего дела, до каждого донести его личную задачу и в дальнейшем просто контролировать, как она выполняется. Важно лишь, чтобы ты в самом начале сделал верный выбор, и прежде всего, нашел «правильных» актеров, которые бы оживили имеющиеся в твоей голове образы.
- Как подбиралась команда? Почему в ней так много дебютантов?
- Я немного фаталист, и потому команда набиралась спонтанно: я просто пытался понять, любит ли человек, который мне попадался, свою работу - фактически, это был главный критерий. Честно говоря, в итоге я взял всех, кто пришел или «попался под руку». Первым, с кем мы подписали договор, оказался актер Сергей Чугин, в нескольких картинах он работал вторым режиссером. Мы с ним познакомились в компании общих приятелей в баре, а дальше, как говорится, понеслось. Возможно, этот проект никогда бы и не состоялся, если бы не Сергей и не красное вино, которые мы с ним пили в тот вечер. Я считал, что люди из мира кино, особенно актеры, не захотят со мной работать: ведь я даже не знал, как выглядит съемочная площадка и кто должен на ней находиться. Но в тот вечер после пятого бокала он внушил мне мысль об обратном.
Что касается засилья дебютантов… Вспомните слова режиссера народного театра в картине «Берегись автомобиля»: «Насколько бы лучше играла Ермолова вечером, если бы днем она работала у шлифовального станка! Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира!» Мне очень нравится, когда у людей горят глаза. К сожалению, часто у крутых профессионалов взгляд скучающий и скептический, как у футболистов сборной России по футболу. Они все знают и все умеют, и им ничего не интересно.
Для Жени Макарова наш фильм стал первым полным метром, в котором он выступил в качестве оператора-постановщика. Серега Чугин нашел его в записной книжке, позвонил ему вечером из Сочи, а на следующий день мы уже обходили с Женей выбранные мною локации на набережной. Меня в нем подкупила готовность быть ко всему готовым - к сьемкам в дождь, на воздушном шаре, на воде и под водой. Ну, и конечно, то, что он оставлял право финального решения, как будем снимать тот или иной кадр, за мной. Он большой работяга, постоянно настаивал на как можно большем количестве дублей. Интересные визуальные решения - визитная карточка нашего фильма.
С певицей Дайной Казак мы познакомились на… улице. Она пела под гитару, в ее футляр прохожие клали вознаграждение. Мы положили больше других, и вскоре выяснили, что и музыка, и слова песен - ее собственные.
- Где вы нашли Лизу Климову?
- В интернете… Я сделал на компе файл, в который занес всех ведущих российских актрис, которые бы могли сыграть главную героиню фильма. И понял, что ни одна из них не отражает того, что я бы хотел получить от исполнительницы этой сложнейшей роли. Прежде всего, я хотел, чтобы она обладала даром выдавать диаметрально противоположный диапазон эмоций - от самых позитивных до максимально негативных. Плюс за каждой из, так скажем, маститых актрис тянулся шлейф ее предыдущих ролей, и у зрителей уже сложился определенный образ.
После этого я начал смотреть актерские визитки на Youtube и случайно обнаружил Лизу. Она оказалась внешне похожей на мою супругу, и я понял, что это знак.
На Дмитрии Орлове я тоже остановился не сразу. Мы встречались с Константином Хабенским, он заинтересовался сценарием, его не смутило, что я директор PR-агентства и редактор журнала о туризме. Хабенский попросил показать ему режиссерский сценарий, когда он будет готов, а также предупредил, что вряд ли сможет сняться в ближайшее время, поскольку только что был назначен худруком МХТ.
Я понял, что, если главную роль будет исполнять Хабенский, главную женскую роль должна будет исполнить другая актриса - не Лиза Климова.
У нее с Константином слишком разная энергетика. Орлов же мне показался именно тем мужчиной по внешности и органике, в которого как раз и могла влюбиться героиня фильма в исполнении Лизы. Хотя Дмитрий сыграл более чем в 70 фильмах, эта роль кардинально отличается от всех других его работ. Он сыграл человека с совершенно другим внутренним миром, чем все его предыдущие герои - чеховского персонажа, углубленного в себя.
- Насколько сюжет фильма отличается от сюжета оригинальной пьесы?
- В пьесе практически две локации - в ресторане и в номере. Я же задействовал улицы Сочи, парки, набережную, море, ввел несколько эпизодических персонажей. Честно говоря, до сих пор не решаюсь отправить пока не финальную версию Валентину Красногорову, опасаюсь его расстроить. Мы с ним по-разному смотрим на актерскую игру, на флэшбеки. Это одна из его любимых пьес, он, само собой, к ней очень ревнив, и я отношусь к этому с большим уважением. В свое время несколько кинорежиссеров обращались к нему с предложением экранизировать «Легкое знакомство», и я не понимаю, почему он в итоге разрешил это сделать именно мне.
- А что будет, если драматург будет настолько огорчен вашим прочтением его работы, что откажется признать ее экранизацию удачной?
- Не знаю даже, что и ответить вам на этот вопрос. Хочу верить, что этого не произойдет. При всей разнице наших взглядов, в одном мы точно абсолютно схожи: оба в творческом плане стараемся делать только то, что нам интересно. Мне показалось интереснее снять фильм именно так, как я его снял. Этим, к слову, объясняется и подбор актеров. Я с самого начала понимал, что, не взяв в картину знаменитостей, получу большие сложности с продвижением картины на экраны и вниманием к ней на рынке. Но я сделал это сознательно. Творческие решения для меня были важнее маркетинговых. Тем не менее, я верю в успех нашей картины.
- Что для вас как дебютанта оказалось самым сложным во время работы над картиной?
- Пить на площадке красное вино из стаканчиков кофе на вынос. Я все же старался не рекламировать перед съемочной группой мой любимый напиток. Конечно, кто-то пытался подсказывать мне на площадке, что обозначает на киноязыке тот или иной термин, но таких «умников» я жестко обрезал: «Не надо меня учить!»
- Что вы планируете делать с готовым фильмом - показывать на фестивалях или сразу запускать в прокат?
- С 2 февраля ближайшего года мы планируем запустить фильм в прокат - вместе с дистрибьюторским отделением Ассоциации владельцев кинотеатров и его директором Романом Исаевым. Я благодарен ему за то, что он поверил в нашу картину и за то, что предпочитает сухие вина. Честно говоря, мне интереснее узнать, как примет картину зритель, чем выслушивать, что о ней думают профессионалы, хотя в фестивалях мы тоже, конечно, планируем участвовать.
- Из каких средств складывался бюджет картины?
- Пришлось отложить на год ремонт новой квартиры. Я очень благодарен своей супруге Ирине, которая, подобно жене Семена Горбункова из фильма «Бриллиантовая рука», произнесла: ремонт подождет! Плюс, конечно, заемные средства - затраты на фильм оказались значительно выше, чем я предполагал. Все стоящее в мире стоит дорого, особенно женщины и искусство.
- Как вы оцениваете свой первый режиссерский опыт? Будете продолжать или, может быть, поступите на режиссерские курсы?
- Поступать мне куда-либо поздно, разве что в консерваторию. Но туда меня точно не примут из-за полного отсутствия слуха. Я с детства старался придерживаться принципа, что лучше познакомиться с девушкой и пожалеть, чем пройти мимо и еще больше пожалеть. В общем-то, фильм как раз еще и об этом: не бойтесь проиграть, а если проиграете, будет, что вспомнить.
- Есть ли какие-то планы продолжать кинематографическую деятельность?
- Если фильм получит грандиозный успех у зрителя, то вряд ли. А если просто успех, то возможно. Будет куда стремиться.