Лазерная проекция IMAX выводит технологии кинопоказа на качественно новый уровень Джон Шрайнер
07.07.2015

Заместитель главного редактора «Кинобизнеса сегодня» обсудил новые технологии лазерной проекции с вице-президентом корпорации IMAX по развитию бизнеса на территории России, СНГ и в странах Ближнего Востока Джоном Шрайнером.

Евгений Володин: В апреле этого года корпорация IMAX продемонстрировала работу собственного лазерного проектора на огромном экране голливудского кинотеатра TCL Chinese Cinema. В чем заключается уникальность этого проектора?

Джон Шрайнер: Начиная разрабатывать собственную технологию лазерной проекции, специалисты IMAX создавали ее в расчете на большие кинозалы. Перед нашими проектировщиками стояла задача оптимальным образом «растянуть» свет из лазерного источника, чтобы равномерно распределить его по всей поверхности большого экрана.

В результате было найдено оригинальное решение конструкции проектора, позволившее отказаться от оптического блока. Во всех современных цифровых проекторах белый свет, испускаемый источником, направляется на призму, где расщепляется на пучки красного, зеленого и синего цветов, которые формируют цветное изображение. Эта технология неудобна тем, что при прохождении света через оптический блок в нем происходит выделение большого количества тепла, которое надо куда-то отводить. Кроме того, наличие оптического блока снижает яркость и контрастность изображения.

Исключив из конструкции проектора призму, нашим разработчикам удалось в значительной степени повысить два различных типа контраста: ANSI-контраст (различие между белым и черным) и последовательный цветовой контраст (зависимость цвета объекта от цвета окружения). Для воспроизведения качественного изображения очень важны не только разрешение или яркость - необходимо также соблюсти баланс между двумя видами контраста. Поскольку мы давно сотрудничаем с ведущими кинематографистами, наши специалисты хорошо представляют себе, насколько важен для них этот баланс, и лазерная проекция IMAX выводит технологии кинопоказа на качественно новый уровень.

- Лазерные проекторы, предлагаемые другими производителями, также рассчитаны на большие экраны. В чем, кроме отсутствия оптического блока, принципиальное отличие проекторов IMAX?

- Как я уже сказал, от другого представленного сегодня на рынке лазерного оборудования проекторы IMAX отличаются более высокой контрастностью. Кроме того, наши проекторы специально разрабатывались для работы в залах IMAX с учетом всех особенностей их конфигурации.

- Для осуществления публичного показа с использованием лазерных технологий необходимо сертифицировать оборудование, чтобы оно удовлетворяло санитарным нормам той или иной страны. Кто занимается этим вопросом в России?

- У нас в корпорации существует специальный отдел, который взаимодействует с контролирующими санитарными органами стран, где мы работаем, и решает подобные вопросы. Вся аппаратура IMAX удовлетворяет международным стандартам в области безопасности. К настоящему моменту нам удалось сертифицировать лазерное оборудование в нескольких странах; сегодня лазерные проекторы работают в четырех залах IMAX в Северной Америке, в ближайшее время мы открываем такие залы в Лондоне, в Дубае и в ряде других азиатских стран. Кстати, один лазерный проектор уже осенью этого года заработает и в России!

Естественно, мы уделяем особое внимание вопросам безопасности, в том числе и безопасности лазерного показа. Наши проекторы оборудованы специальными защитными приспособлениями, которые полностью исключают вероятность того, что кто-либо сможет заглянуть непосредственно в источник лазерного света.

- Вы сказали, что уже в этом году в России откроется первый кинотеатр IMAX с лазерной проекцией. Можете назвать этот кинотеатр?

- Да, конечно, это уже не секрет. Первый в России кинотеатр IMAX с лазерной проекцией будет открыт в кинокомплексе «Формула Кино» рядом со станцией метро «Славянский бульвар». Ввод его в эксплуатацию ожидается в октябре-декабре 2015 года.

- На той же голливудской презентации была представлена и новая система объемного звучания IMAX. Чем она отличается от премиальных звуковых систем Dolby Atmos и Barco Auro?

- Как вы знаете, у IMAX всегда был особый подход к воспроизведению не только изображения, но и звука. Наша новая 3D-система объемного звучания использует больше акустических систем, расположенных как на стенах, так и на потолке кинозала, чем другие аналогичные системы. Лично я считаю, что любая звуковая система субъективна; невозможно построить такой звук, который удовлетворял бы запросам каждого слушателя. Мне очень нравятся и Atmos, и Auro - эти системы воспроизводят великолепный звук, но после нашей презентации многие наши клиенты подходили к нам и признавались, что ничего подобного они еще не слышали. Но, повторюсь, я считаю, что все эти ощущения очень субъективны. Звуковые системы IMAX создавались не для того, чтобы конкурировать с продукцией Dolby или Barco, - мы проектировали наш звук специально для огромных залов IMAX с лазерной проекцией, и наша акустика построена с учетом всех особенностей таких залов.

- Кстати, о конфигурации. Действительно ли планируется вернуть в кинотеатры IMAX соотношение сторон экрана 4х3?

- Так исторически сложилось, что в кинотеатрах IMAX использовались оба формата изображения - 4х3 и 16х9. Первый из них применялся, как правило, в некоммерческих кинозалах, таких как музеи и университетские лекционные аудитории, тогда как 16х9 использовался в коммерческих кинотеатрах. Мы могли бы продвигать формат 4х3 и дальше, но для показа кино в этом формате нужно, чтобы в зале был намного более высокий потолок, чем для экрана формата 16х9. Кроме того, в случае массового распространения экранов с соотношением сторон 4х3 многим кинематографистам пришлось бы переделывать свои произведения под такой формат экрана: ведь большинство камер сегодня снимают в «широкоэкранном» формате.

Таким образом, в дальнейшем мы продолжим производить научно-популярный и альтернативный контент для показа на экранах формата 4х3. Однако большинство кинофильмов, снимаемых камерами IMAX или преобразуемых в наш формат, будут рассчитаны на экраны с соотношением сторон 16х9.

- Как будет распространяться лазерная проекция IMAX в мире в течение ближайших года-полутора?

- Сегодня у нас подписаны контракты на установку до конца 2015 года 35 лазерных проекторов по всему миру (включая те, что уже работают). Оценить, какое количество лазерного оборудования мы сможем поставить в 2016-м, довольно сложно, потому что мы только недавно представили эту технологию широкой публике и не можем предполагать, как будет расти спрос на нее в течение ближайшего года. Приведу такой пример. Один из наших клиентов с Ближнего Востока был готов подписать контракт на строительство кинотеатра с цифровой проекцией, но, побывав на презентации в Голливуде, изменил свои планы и загорелся желанием заполучить лазерный проектор. Его примеру могут последовать (и, я уверен, последуют) многие другие, поэтому дать даже приблизительную оценку количеству лазерных проекторов IMAX к концу 2016 года крайне затруднительно. Могу сказать только, что на данный момент мы подписали контрактов на установку лазерного оборудования больше, чем какая-либо другая компания.

И я думаю, что к концу следующего года мы будем приятно удивлены!

- Каковы ваши субъективные ощущения от новых технологий IMAX?

- Я работаю в киноиндустрии уже два десятка лет, 15 из которых - в IMAX, и за эти годы посетил множество презентаций разнообразного проекционного и звукового оборудования. На презентации лазерных проекционных систем IMAX я был уже дважды, и каждый раз мои ощущения можно было передать одним словом - «восторг». Надеюсь, что и миллионы зрителей в России и в мире разделят мои впечатления от этой поистине потрясающей технологии.          


Кто:  Джон Шрайнер

Возврат к списку

Полная версия сайта