Продюсер Екатерина Яроцкая, работавшая над фильмом Кирилла Серебренникова «Лето», делится с нами своими взглядами на критерии успеха кино в России и в Америке.
Евгений Володин: Как вы попали в кино?
Екатерина Яроцкая: По первому образованию я журналист, закончила факультет журналистики МГУ, но в кино влюбилась еще за два года до поступления в университет. В девятом классе я пришла в школу юного журналиста, в которой два тогда еще очень молодых режиссера Борис Хлебников и Андрей Зайцев вели класс "кино и телевидение". Я бесконечно благодарна им за то, что они открыли мне волшебный мир кино. Но журналистом я все-таки стала: очень хотелось быть режиссером или сценаристом, но не хватило смелости. Однако кино осталось моей специализацией, и за много лет, именно благодаря журналистике, мне удалось пообщаться со многими продюсерами, режиссерами, сценаристами и актерами, работой которых я восхищаюсь. И это был очень полезный опыт. Потом был PR, как естественное развитие журналистской профессии. И уже работая в Sony Pictures Television в Москве, наблюдая за своими коллегами, я стала делать свои первые шаги как продюсер. Это оказалось очень увлекательно.
- С чего началась ваша продюсерская деятельность? Какой фильм стал первым?
- Моим самым первым фильмом стала американская комедия «Паранормальный отряд». С точки зрения бизнеса, для независимого малобюджетного кино эту картину вполне можно назвать успешной. Еще на этапе производства она была продана дистрибьютору Orchard за минимальную гарантию, которая полностью покрыла производственный бюджет. В России, например, такое до сих пор вряд ли возможно.
- В чем, на ваш взгляд, заключается разница между американской и русской бизнес-моделью?
- Финансово успешный проект в Америке создать гораздо легче, чем в России. Во-первых, потому, что покупателей на англоязычный контент гораздо больше. И даже если американская картина не выходит в кинотеатрах или попадает лишь в ограниченный прокат, как было у нас с «Паранормальным отрядом», то это совсем не значит, что фильм убыточный. К сожалению, российские платные онлайн-сервисы еще не располагают такими бюджетами, как у Netflix, Amazon и Google Play. В основном, конечно, из-за огромной популярности торрентов и пиратских сайтов, и поэтому меня очень расстраивают и возмущают коллеги, которые, работая в киноиндустрии, используют пиратские ресурсы. В России же продюсеры возлагают главную надежду на прокат, и уже в меньшей степени - на ТВ-продажи.
- Каковы критерии успеха фильма в Америке и в России? В чем разница?
- Любой фильм начинается с истории. Неважно, в России или в Америке. Если у продюсеров есть классный сценарий, уникальная и интересная история - это уже половина успеха. Хороший сценарий привлекает и актеров, и режиссеров, и инвесторов. А дальше все зависит от того, какие цели ставят перед собой продюсеры: Оскар, Канны, «Кинотавр» или финансовый успех. Во многих случаях это две разные задачи. Бывает, что высоким сборам в прокате сопутствует признание академий и фестивалей, и тогда это идеальный вариант как для русского, так и для американского фильма. Например, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» - идеальный пример успешной картины. Из отечественного кино можно привести в пример наше «Лето», хорошо принятое в Каннах.
Для короткого метра успех определяется количеством зрителей. Я очень рада, что мой фильм «Кругосветка», снятый очень талантливым молодым сценаристом и режиссером Александром Фоминым, вошел в программу фестиваля всемирного уличного кино и его увидят в 1100 городах. Это тоже успех.
- Вы упомянули «Лето», в титрах которого упомянуты 16 продюсеров. За что отвечали лично вы?
- Будучи поклонницей творчества Кирилла Серебренникова, я посмотрела почти все его спектакли в Гоголь-Центре. Он, безусловно, очень талантливый режиссер с широким и очень интересным взглядом на мир. С компанией «Hype» и продюсером Ильей Стюартом я уже работала на фильме Блокбастер, и когда мне представилась возможность поучаствовать в новой картине режиссера, я не стала ее упускать. «Лето» - безусловно, очень амбициозный и рискованный проект, и я очень рада быть частью этой очень большой и замечательной команды. 16 продюсеров на картине - совсем не предел, бывает и больше. Кино - это коллективное творчество, два или три продюсера бывают очень редко даже у совсем небольших картин. Моей задачей на этом фильме было финансирование. Результат же работы нашей команды, надеюсь, все видели, и он говорит сам за себя.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Только что мы закочнили постпродакшн фильма Bushwick Beats. Это очень интересный и очень важный для меня проект. От идеи до реализации прошло почти два года, тысячи писем, сотни звонков. Это альманах, состоящий из историй про безусловную любовь. Два русских продюсера (я и Алексей Агеев), два американских (Джули Кристеас, с которой мы работали на «Паранормальном отряде» и Лоуренс Матис из компании Circle of Confusion), шесть режиссеров, сотни актеров. Я горжусь слаженной работой продюсерской команды: на всех этапах, от утверждения сценариев до шрифта титров все решения мы принимали вместе, несмотря на то, что находились все в разных частях света. Как же хорошо, когда есть интернет и можно работать, не выходя из дома! Сегодня лента практически готова, и все мы очень волнуемся, выпуская ее на суд зрителей. Наш фильм вошел в число 50 самых ожидаемых американских картин 2018 года по версии Filmmakers magazine. Теперь главное оправдать ожидания.