Незадолго до выхода в прокат комедии «Здрасьте, я ваш папа!» мы встретились с исполнителем главной роли в этом фильме, участником «Квартета И», актером и музыкантом Александром Демидовым.
«Кинобизнес сегодня»: Вы уже видели готовый фильм?
Александр Демидов: Я видел первоначально смонтированную версию, но мне сказали, что потом в нее были внесены изменения. Так что окончательного варианта я не видел. Промежуточным авторы были не очень довольны, и что-то пришлось переделать, однако главная суть истории, я думаю, осталась. Сюжет картины незамысловатый, но с претензией на некую «закрученность». По жанру это комедия, хотя я считаю, что скорее трагикомедия - по крайней мере, то, что я посмотрел.
- Что же в этой картине трагического?
- Там не так все весело, как бывает в традиционной комедии. Главного героя предает девушка, он уходит из театра, остается без работы, начинает спиваться. Падает на дно, можно сказать, выпадает из социума. А друг, которого играет Алексей Панин, пытается его из этой ямы как-то вытащить.
Но вот приходит известие о том, что умер отец моего персонажа - миллионер, который всячески пытался сделать из сына бизнесмена. Отпрыск не захотел идти по его стопам, видя себя только в творчестве. А теперь юристы показывают герою документ, в котором говорится, что если до сорока лет он не женится и не заведет детей (а папа-миллионер очень хотел внуков), то окажется лишен наследства.
Благодаря своему другу мой герой вдруг вспоминает, что когда-то сдавал сперму в специальный банк, чтобы получить немного денег и на них купить кольцо для возлюбленной, той самой, которая его потом предала. Получается, что у него, возможно, есть ребенок. Друзья крадут в клинике документы и узнают адреса оплодотворенных дам... Не стоит, наверное, открывать все тайны и хитросплетения сюжета. Но в итоге, конечно, случается хэппи-энд, и герой строит себе на папины деньги театр.
Что же касается трагического - там есть несколько сцен полного отчаяния, когда мой персонаж близок к суициду. Он уже практически готов повеситься. Слезы, переживания, нежелание возвращаться в социум, ходить по кастингам, чтобы заработать на жизнь... Так что в фильме присутствует трагедия творческой личности.
- Расскажите, как вы попали в этот проект. Ведь режиссер, например, далеко не самый известный...
- Продюсеры Светлана Соловьева и Татьяна Дубинина и режиссер Владимир Чубриков предложили мне поэкспериментировать, и я согласился. Кстати, Владимир оказался очень хорошим человеком и неплохим постановщиком. Они подкупили меня тем, что для меня это первая главная и самостоятельная роль. Ведь до этого я снимался только с «Квартетом». Сколько уже можно?! В кинематографическом мире даже существует мнение, что «Квартет» не снимается по отдельности.
- А это действительно так?
- Это неправда. В самом деле, до недавнего времени я снимался только в фильмах «Квартета»,
и мне это было интересно, наши ленты пользовались популярностью. И вдруг, после сорока лет, мне стало немножко тесно в рамках «Квартета И». Кто это, Александр Демидов? А, один из четверки, такой кудрявенький, или, там, рязанский...
Захотелось индивидуальности, собственной карьеры. Я ушел в музыку и занимаюсь ею уже пять лет (разговор происходит в гримерке клуба «Радио Сити» как раз перед концертом Демидовa. - Прим. ред.). У меня сейчас новый состав музыкантов. А параллельно пытаюсь пробиваться в кино самостоятельно.
Понятно, что «Квартет И» может жить еще долго - десять, пятнадцать, двадцать лет. Будут ли они успешными или пойдет спад, покажет время. Но «Квартету» уже двадцать лет...
У нас сформировалась стабильная схема. Раз в два-три года мы выпускаем спектакль, который придумывают ребята (Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин и Сергей Петрейков. - Прим. ред.), раз в два-три года - фильм. Мне кажется, что у меня осталось не так много времени: ну сколько при таком графике выйдет фильмов и спектаклей «Квартета И»?
- Отчасти это похоже на жизнь рок-группы, играющей много лет. Возникает момент, когда музыканты расходятся, потом сходятся...
- Да, но мы не расходимся. Никаких обид и конфликтов нет. Я - в «Квартете». Но если ставить приоритеты, то у меня на первом месте сейчас музыка, на втором - кино, на третьем - театр. Я потратил на театр много времени и слегка от него устал. В музыке же задействованы совершенно другие «мышцы», она дает мне новую энергию, драйв, который у меня был в театре, когда мы только начинали. А кино - это другой процесс. Например, Слава с Лешей категорически не хотят сниматься нигде, что бы им не предлагали. Их устраивает, что они драматурги, сами пишут, выпускают спектакли. Камиль еще как-то смотрит, выбирает...
Меня же все это не устраивает. Я считаю, что мне мало оставшихся в моей жизни «квартетных» историй, театральных или киношных. И потом, мне очень интересен сам процесс съемок. Часто, конечно, говорят, что в кино много непрофессионалов, что успех фильма зависит от режиссера, от команды - а нормальных режиссеров и команд мало. Но все равно этот процесс мне нравится больше.
К тому же он занимает определенное, ограниченное время. Спектакль порой приходится играть десять-двенадцать лет, как «День радио». От этого устаешь. А фильм, если это не сериалы, в которых я не снимался, - это разовая история.
- Кстати, вам поступают предложения поработать в сериалах?
- Постоянно поступают, но обычно это какая-то пустышка, калька с зарубежных телешоу. Я на такие предложения не соглашаюсь. Мне это либо неинтересно творчески, либо сама история невысокого уровня. Хотя, говорят, что у нас уже научились снимать сериалы...
- Вы же, наверняка, много смотрите и комедий, и сериалов, и юмористических шоу? Что вам кажется интересным или, наоборот, слабым?
- Мне абсолютно не нравится Comedy Club. Они тоже регулярно выпускают картины со своими резидентами, но мне их творчество не близко. А вот понравился фильм «На море» (режиссер Ярослав Чеважевский. - Прим. ред.), в котором большая компания людей приезжает на курорт, чтобы отдохнуть, и им постоянно что-то мешает собственно к морю попасть.
Конечно, в свое время «Особенности национальной охоты» были знаковым прорывом после великой плеяды комедиографов - Гайдая, Рязанова (правда, последние его комедии я не могу смотреть). Марк Захаров, на мой взгляд, вовремя остановился после «Формулы любви», сняв прекрасные комедийные фильмы.
И вот «старая школа» ушла, появились «Особенности национальной охоты», которые потом были слишком сильно растиражированы и потому даже начали раздражать. Потом пришел «кавээновский» юмор и фильмы с участием резидентов Comedy Club. Вот что есть сейчас на комедийном рынке. Мне понравился фильм «Горько!» - простой, понятный, ироничный, где-то трагичный. Ну, и есть еще фильмы «Квартета». Все остальное в плане комедии меня как-то не особенно трогает.
- Во всей нашей комедийной индустрии, как мне кажется, «Квартет И» напоминает остров...
- Потому что мы добивались этого годами. Десять лет нас никто не знал. Потом был успешный спектакль «День радио». Потом пошла фильмография, начиная с «Дня выборов». И вот - успешные десять лет. Картина «Быстрее, чем кролики» не очень хорошо прошла в прокате, но я все-таки считаю, что это успешный кинопродукт.
Мы всегда были в стороне, зациклены на себе. Может, это и плохо? Мы же окончили эстрадный факультет ГИТИСа, но на эстраде нас считают театром, а в театре нас тоже не принимают: вышли четыре мужика и разговаривают - это не театр. Мы же просто считаем, что изобрели новый жанр. Нечто подобное делает еще Евгений Гришковец. Мы создали новое, современное театральное действо, которое и не мюзикл, и не театр, и не разговорный жанр, а все это вместе. У нас и музыки много, и какие-то киновставки, и декорации, и подтанцовка, и все равно присутствует некая общая драматургическая линия.
- И тут вы попадаете в ситуацию чистого жанрового кино...
- И тут я попадаю в ситуацию «Здрасьте, я ваш папа!». Конечно, нельзя сказать, что я на сто процентов доволен этим фильмом. Это был эксперимент, и честно признаюсь, не скажу, что это моя удача, моя победа, что я вырвался из рамок «Квартета» и теперь обо мне заговорят как о самостоятельном актере. Уход в это «путешествие» нужен был для разнообразия.
Вообще я не считаю себя только смешным артистом. Для меня примером творческой реализации является Юрий Владимирович Никулин. Вот пример артиста, который от Балбеса, дурачка, подобного тому, какого я играю в «Дне радио» и «Дне выборов», прошел путь к фильмам «Двадцать дней без войны», «Они сражались за Родину», «Чучело». При этом был еще общественным деятелем, возглавлял цирк, выступал в костюме клоуна и везде чувствовал себя органично.
Я много про него читал и сейчас хочу сделать программу в память о нем. Это не мюзикл, не антреприза, скорее такой «трансформер». Есть сценарий, который уже прочитал сын Никулина. И я хочу не сыграть Никулина, а рассказать историю клоуна через себя. Будет некий нелепый человек, который хочет реализоваться, попадает то в кино, то в театр, то в цирк и проходит свой путь.
Так вот, читая про Никулина, я узнал, что он всегда сомневался. Он пишет, как к нему подошел один старик и сказал: вы играли в таких серьезных фильмах, а продолжаете валять дурака, как вам не стыдно?! Никулин серьезно задумался и в конце концов решил: нет, я все-таки клоун, это вершина актерского мастерства - и только потом я артист, общественный деятель и директор Цирка на Цветном бульваре.
- Никулин прошел долгий путь, чтобы сформулировать эту мысль. А у вас как?
- Я стремлюсь пройти такой же путь. Насколько у меня это получится, можем поговорить лет через двадцать. Считаю себя просто творческим человеком, не только лицедеем, хотя и им тоже. Я могу играть и драматические роли, и трагикомические. Мне очень помогает музыка. Моя музыкальная программа - это тоже, в сущности, моноспектакль. Я читаю отрывки из спектаклей, монологи, общаюсь с публикой и пою песни, подавляющее большинство из которых серьезные - о любви, о вечности, о каких-то личных проблемах. И это не дань моде - мол, все запели, пойду-ка я тоже попою. Я двадцать лет пишу стихи и музыку, выпустил два альбома, и это серьезное увлечение.
- Но согласитесь, что для актера «поход в музыку» - довольно типичная история.
- Поверьте, никто из тех, кто «пошел», включая меня, не достиг пока таких высот, как Андрей Миронов, Михаил Боярский или Николай Караченцов - блестящие актеры, снявшиеся в огромном количестве фильмов; их песни пела (и до сих пор поет) вся страна. А про Миронова есть мнение, что его песни вообще невозможно перепеть, хотя он и не обладал сильными вокальными данными.
Не хочу никого обидеть, но ни Гоша Куценко, ни Павел Майков, ни Дмитрий Певцов, ни Иван Ургант, никто таких высот не достиг. Это все выглядит как хобби, более или менее профессиональное.
- Для вас это не так?
- Для меня это не хобби, а очень серьезно. На шестом году увлечения музыкой я понимаю, что такое сведение, для чего нужен мастеринг. Я понимаю, почему Земфира, «Океан Эльзы» или «Би-2» записываются за границей. Понимаю, что такое плэйбеки, зачем надо петь с наушником. Я всегда пел - и в студенческие годы, и в спектаклях, считал, что у меня нормальные данные, но когда вышел на музыкальную сцену и начал петь сольно, вылезло много ляпов. Регулярные репетиции и концерты за последний год сделали глотку немножко луженой, и если раньше я мог охрипнуть на второй песне, то теперь, какой бы я ни был уставший, голоса хватает на полтора часа нормального вокала.
Я думаю, мне понадобится лет пять, чтобы добиться широкого вовлечения публики в мою музыкальную историю. И год-два нужно, чтобы люди в киноиндустрии поняли, что я готов и хочу сниматься в разных фильмах, играть разные роли.