Об уникальном проекте «Зеленый экран», призванном обеспечить экологичность всех сфер киноиндустрии, рассказывает его вдохновительница, руководитель центра развития кинопроизводства мурманской области, продюсер Светлана Солдатова.
Корр.: Почему, будучи продюсером, вы решили заняться экологией? Что вдохновило вас на создание проекта «Зеленый экран»?
Светлана Солдатова: Интерес к экологическим съемкам возник у меня еще несколько лет назад. И не только у меня, но и у моих коллег из Швеции, Норвегии, Финляндии. Мы решили объединиться, чтобы понять, как надо снимать кино на Крайнем Севере. Когда в регион стала приходить большая индустрия, ситуация с природой на Крайнем Севере стала меняться. Мы выяснили, что киноиндустрия оказывает серьезное воздействие на природу и меняет ландшафты. Например, популярные точки, такие как водопад в Териберке, неожиданно превратились в вытоптанную территорию. Изучая международный опыт, мы увидели, что экологичные съемки - это не только охрана территорий. Это еще и вовлечение в производство местного бизнеса, сокращение авиаперелетов, привлечение местных специалистов. Пять лет назад, когда мы начали думать об этом проекте, на Кольском полуострове практически не было специалистов в области киноиндустрии. Значит, нужно было их учить. Именно поэтому мы провели целый комплекс мероприятий перед запуском проекта.
- Уникальная природа Крайнего Севера - это удивительные природные явления, суровые скалы, долгие периоды съемок. Как природные условия влияют на киноиндустрию?
- На Крайнем Севере удивительный свет: летом солнце не садится, и длинные лучи пронизывают сопки, деревья, кустарники в тундре. Получается очень долгий период съемок. У нас суровые скалы, почти без растительности, которые отражают характер жизни человека на Крайнем Севере. И конечно, люди, которые здесь живут: у них есть свое доброе отношение друг к другу, потому что на Севере без помощи невозможно. Мы очень много снимали на Крайнем Севере и в Мурманской области, и мы понимаем, что природа дает возможности для раскрытия характера героя, переживаемых испытаний. И здесь заметно бережное отношение местных людей к природе. Люди стараются убирать мусор, когда уходят из тундры, чтобы оставить природу девственной. Приход индустрии, в том числе кино, должен быть незаметным для природы, способствовать ее сохранению.
- Какие задачи вы ставите перед «Зеленым экраном»? Как вы оцениваете текущее состояние экологичного производства в России?
- Проект «Зеленый экран» - это не только о сохранении природы, но и о развитии киноиндустрии. Мы хотим вовлечь в этот процесс больше людей, обучить специалистов, создать новые возможности для местных жителей. Я надеюсь, что люди, снимающие кино, действуют в соответствии с законами Российской Федерации, которые вынуждают их быть очень аккуратными во время съемок. Но мы хотим большего. Мы хотим, чтобы экологичные практики стали нормой, а не исключением.
- Какие изменения «Зеленый экран» должен внести в киноиндустрию?
- «Зеленый экран» - это не только набор правил, а целый комплекс мер. Мы должны учить кинематографистов работать в соответствии с принципами устойчивого развития, поощрять использование «зеленых» технологий, создавать инфраструктуру, которая будет способствовать экологичным съемкам. И это задача не только киноиндустрии, но и всего общества.
- Расскажите, пожалуйста, об инструментах, которыми пользуются кинематографисты в рамках «Зеленого экрана». Как это работает?
- Мы создали калькулятор углеродного следа, где задаются вопросы, которые, возможно, никогда не возникали в голове у продюсеров, у людей, которые снимают кино. Например, «Как вы обустраиваете раздельный сбор мусора на киноплощадках?», «Есть ли у вас человек, который отвечает за экологическую повестку?». Эти вопросы заставляют кинематографистов помнить о своем влиянии на окружающую среду. Они начинают задумываться о том, как сделать свои съемки более экологичными, как привлекать людей на свои съемки. Этот калькулятор, созданный в рамках проекта, помогает закрепить в сознании кинематографистов принцип «не навредить, не наследить».
- Почему это важно для вас?
- Нам важно, чтобы принцип «не навредить, не наследить» проникал в головы людей, которые в своих фильмах доносят очень важные смыслы. Например, если в кадре человек предпочитает бумажный стаканчик пластиковому, если он едет на работу на автобусе, а не на личном транспорте, - эти маленькие моменты, которые срисовываются нашим молодым поколением, появляются в кадре и в эфире. Мне кажется, что таким образом мы воспитаем нашего зрителя. Посмотрите, мы уже практически отучили народ активно дымить на улицах, потому что в кадре современных фильмов запрещается курение, если это не оправдано художественными задачами.
- Какие самые важные аспекты экологического кинопроизводства вы бы могли отметить?
- Минимизация отходов, использование возобновляемых источников энергии, сокращение выбросов, ответственный выбор материалов - все это очень важно. Но для нас очень важен смысл. Смысл исходит от человека, от его понимания того, что он встроен в огромную систему мироздания, в систему взаимоотношений с природой.
- Какие еще аспекты вы считаете приоритетными?
- Необходимо продвигать экологические идеи для зрителей, бережно относиться к ресурсам. Важно учитывать интересы местного населения, особенно коренных малочисленных народов.
- Кто поддержал вашу инициативу в Мурманской области?
- Я очень рада, что инициативу мурманских кинематографистов по внедрению принципов экологического кинопроизводства поддержал губернатор Мурманской области А.В.Чибис. Благодаря его поручению стало возможным разработать такой сложный и технологичный проект «Зеленый экран», включающий разработку руководства по устойчивым съемкам, создание калькулятора углеродного следа кинопроекта и организацию конкурса «Зеленый экран». Очень активно включилось в работу по созданию проекта Министерство культуры Мурманской области, проект курировала лично министр культуры Ольга Обухова. Я высоко ценю ее слова, сказанные на подведении итогов конкурса «Зеленый экран»: «Уникальность, красота и характерные ландшафты Крайнего Севера, вместе с комплексом мер, направленных на развитие креативной экономики региона, создали удивительную творческую атмосферу в Мурманской области и большие возможности для роста местных предпринимателей. Однако, развивая одну из самых перспективных отраслей креативной экономики, мы должны гарантировать, что съемочный процесс не окажет негативного влияния на хрупкую экосистему Арктики. Первым шагом на этом важном пути стало внедрение в Мурманской области инициативы «Зеленый экран». Думаю, что данная программа привлечет интерес как крупных компаний, так и начинающих режиссеров. А участие в конкурсе станет стимулом для предприятий киноиндустрии организовывать свою деятельность наиболее устойчивым образом».
- Как «Зеленый экран» помогает развивать местные кадры?
- Мы обучили за несколько лет в Мурманской области более 200 специалистов второго состава. Это помощники гаферов, помощники режиссеров, операторы бэкстейджа, локейшен-менеджеры и так далее. Теперь мы можем найти этих специалистов здесь, не нужно их везти из Москвы или Питера. Они будут работать и жить здесь, им не нужно покупать билеты на самолеты. Это хорошо влияет на развитие местного сообщества и киноиндустрии в регионе. Специалисты будут расти вместе с кинопроектами.
- С какими трудностями вы столкнулись в реализации проекта?
- С точки зрения смыслов, никаких препятствий не было. Все наши коллеги, представители власти, кинематографисты восприняли нашу инициативу с энтузиазмом. Сложнее было придумать и запрограммировать калькулятор углеродного следа. Мы обратились к компании «Заповедное посольство», которая делала подобный калькулятор для пользователей мобильных сетей. Но нам нужно было учесть все нюансы киноиндустрии, собрать информацию о технологических процессах съемок. В итоге получился калькулятор, который оценивает углеродный след в килограммах, а также дает оценку проекту по принципу «Зеленого экрана».
- Как «Зеленый экран» связан с фестивалем «Северный Характер»?
- «Северный Характер» - это место встречи для кинематографистов. В рамках фестиваля мы рассказываем о «Зеленом экране», о том, как он устроен, и почему мы хотим, чтобы кинематографисты, приезжая на Север, снимали кино экологически устойчивым способом. Мы стараемся создать на фестивале такую атмосферу, чтобы кинематографисты очаровались Кольским полуостровом, Мурманской областью, чтобы у них родились идеи для новых картин. Мы всегда готовы помочь им реализовать эти идеи, чтобы они снимали кино на Севере.
- Расскажите о конкурсе «Зеленый экран». Кто может принять в нем участие? Какие факторы учитываются при выборе победителей?
- Конкурс открыт для абсолютно всех кинопроектов со всей страны. Главное - желание продюсеров и кинематографистов принять у нем участие, пройти сложную процедуру подготовки заявки. Нужно не только ответить на вопросы, но и заполнить калькулятор углеродного следа. Если у вас большой проект, то, возможно, на это потребуется больше часа - ведь там 148 вопросов. При выборе победителей мы смотрим, чтобы люди, которые участвуют в проекте, действительно хотели сделать его более экологичным, а не просто формально пройти процедуру. Мы смотрим на их стремление внедрить «зеленые» практики, на их желание делиться опытом и вдохновлять других.
- Как вы планируете развивать проект «Зеленый экран»?
- Мы бы очень хотели, чтобы «Зеленый экран» стал популярным в России, чтобы в этом проекте приняли участие все кинопроекты и продюсеры, разделяющие наши взгляды на экологичное кинопроизводство. Кроме того, мне бы очень хотелось, чтобы те, кто никогда об этом не задумывался, увидев эффект от «Зеленого экрана» у своих коллег, тоже вовлеклись в эту историю. Мы бы хотели расширить влияние нашего конкурса на всю Россию. Предполагаем, что это будет происходить с помощью фильмов, которые участвуют и побеждают в нашем конкурсе.
- Почему для вас важно, чтобы кинематографисты делали свои проекты экологичными?
- Мы приглашаем принять участие в проекте всех, кто снимает на Кольском полуострове, но, к сожалению, пока не все понимают его важность. Между тем для молодых зрителей очень важны маркеры того, что производство продукта, услуги экологически чистое. «Зеленый экран» - это такой знак, который говорит молодому зрителю, что производство фильма не нанесло ущерба природе и сделано экологически устойчивым способом. Это дополнительный резон для молодого зрителя пойти в кинотеатр или купить фильм на онлайн-платформе. Если об этом будет сказано в картине, в сценарии или в упреждающем ролике, это тоже привлечет молодых зрителей. Когда они вырастут, они станут продвигать эти идеи и будут благодарны этому фильму и тем историям, которые он рассказал.
- Какие изменения вы наблюдаете в сознании кинематографистов в отношении экологических практик?
- Мне кажется, что все движется в правильном направлении. Кинематографисты считают деньги. Экологические технологии иногда бывают чуть более затратными, но в глобальном смысле, когда фильм выходит в эфир или в прокат, они окупаются количеством зрителей. Когда известно, что фильм сделан экологически безвредным способом, он привлекает больше молодых людей. Они мотивированы современными идеями, которые сейчас внедряются по всей стране, потому что идеи энергосбережения, сохранения ресурсов, бережного отношения к природе - это смысл многих индустрий и смысл жизни для многих людей. Это сочетание общего настроения общества и желания молодых зрителей потреблять экологически чистые продукты.
- Какие ожидания у вас от первой премии «Зеленый экран»?
- Мы надеемся, что информация об этом конкурсе разойдется как круги на воде. Фильмы и продюсеры, получившие этот знак, смогут постоянно говорить об этом: «Мы сняли первый в России игровой фильм, документальный фильм, видеоклип, который получил знак экологического совершенства». Это дополнительный способ для продвижения. Люди сами заинтересованы в том, чтобы говорить об этом. Они работают для своего зрителя, для своей аудитории. Мы надеемся, что это привлечет внимание других проектов и кинематографистов к участию в следующем году.
- Какие советы вы могли бы дать начинающим кинематографистам, которые хотят снимать экологичное кино?
- Самый простой способ понять, как снять кино экологически устойчивым способом, - это зарегистрироваться на сайте Green Screen Russia (greenscreenrussia.ru) и заполнить калькулятор углеродного следа кинопроекта. Там есть много вопросов, которые помогут сориентироваться, на что обращать внимание при создании кинопроектов, от идеи и организации офиса до съемочной площадки и постпродакшена. Кроме калькулятора, на сайте есть руководство по экологически устойчивым съемкам, его тоже можно прочитать. Там описаны действия, ссылки на законы, на организации, которые могут в этом помочь. Если, допустим, вы осознаете, что своей деятельностью нанесете серьезный ущерб природе, и захотите его компенсировать, высадив лес - есть организации, которые могут вам это организовать.
- Расскажите о вашем пути в киноиндустрии. Как вы стали продюсером?
- Я много лет работала на телевидении. В молодости пришла работать журналистом в государственную радиокомпанию «Мурман», потом стала работать в частной компании «21 Мурманск» и стала директором телеканала. Будучи директором, придумала кинофестиваль «Северный характер», который впервые прошел в 2008 году. Мне понравилось сообщество кинематографистов. Мы с коллегами стали снимать не только телевизионные документальные фильмы, но и уже вполне «киношные» документальные фильмы без закадрового текста. Затем я окончила курсы сценарного мастерства в школе Александра Митты и стала писать сценарии короткометражных игровых фильмов. Но до сих пор остаюсь организатором производства.
Мое сердце всегда принадлежало и телевидению, и кинематографии - примерно пополам. Кино привлекало меня возможностью делать серьезные, глубокие исследования. Телевидение - это работа «здесь и сейчас», тележурналистика дает срез сегодняшнего дня, тогда как кино помогает проанализировать то, что произошло, и высказать свое мнение, найти художественный образ эпохи.
- Что для вас лично значит работа в кино?
- Кино - это возможность поделиться с большой аудиторией важными мыслями, смыслами жизни и поступков, рассказать о нравственных принципах, которые я исповедую.
- Как вы видите будущее киноиндустрии в России?
- Российская киноиндустрия сейчас активно развивается, стараясь удовлетворять потребности разных зрителей. Фэнтези, сказки, социальные драмы - для каждого зрителя найдется свое кино. Сегментация рынка становится все более четкой. Понимание целевой аудитории позволяет кинематографистам и продюсерам создавать сценарии, которые действительно зацепят зрителей. Важно, что российский контент становится все более интересным и качественным, с отличным звуком, прекрасной актерской игрой. Благодаря этому аудитория расширяется, и фильмы, которые раньше казались нишевыми, начинают смотреть даже те, кто никогда не интересовался этим жанром.
Победители Первого конкурса экологического кинопроизводства «Зеленый экран»
Гран-при конкурса получил полнометражный игровой фильм «Белый пароход» режиссера Инги Шепелевой (продюсеры Янна Буряк, Жан Просянов).
Лучшим полнометражным игровым фильмом был назван «Мой Север» (ООО «Кинозавод», режиссер Юлия Крылова, продюсер Денис Фелюков), в номинации «Полнометражный документальный фильм» награда досталась проекту «Дельные люди. Арктика» (ООО «Арт Медиа Сервис», режиссеры Елена Васюкова, Никита Чисников, продюсер Светлана Осминина). В блоке короткометражных неигровых фильмов победила картина «Ленин наоборот» (режиссер Никита Чисников, продюсер Мария Самушева). В номинации «Короткометражный документальный фильм» приз достался картине «Можно всё» (режиссер и продюсер Ксения Резниченко). В секции музыкальных клипов жюри отметило видео «Гордый» (Barbara Vido, режиссер, продюсер Варвара Видо), а среди видеоблогеров победителем стала работа «Путь в Заполярье. Арктическая скейтборд-экспедиция» (Производство: «Кинокомпания СБ» и Ferma Production, Россия, 2024, режиссёры и продюсеры Артём Владимиров и Сергей Бастрыкин).