О специфике кинопроката в Республике Беларусь и о собственных уникальных наработках нам рассказывают соучредители кинопрокатной компании «Медиа Траст» Вячеслав Розум и Инна Козырева.
Евгений Володин: Вячеслав, что изменилось в вашем бизнесе за год, прошедший после нашей предыдущей беседы?
Вячеслав Розум: В марте 2019 года в состав учредителей нашей компании «Медиа Траст», которая до этого занималась рекламной деятельностью, вошла опытный и авторитетный на белорусском рынке букер Инна Козырева.
Инна Козырева: Вместе со мной перешел ряд ключевых сотрудников компании «Интерфильм Дистрибьюшн», которая на протяжении последних нескольких лет представляла на белорусском рынке фильмы студии Universal и ряда других правообладателей. Фактически мы были первым национальным дистрибьютором в Республике Беларусь. Я стала первой, кто использовал маркетинг в кинодистрибьюции на территории РБ. Теперь, с нашим приходом, ООО «Медиа Траст» готово к кинодистрибьюции полного цикла, включая букинг, маркетинг, логистику, мониторинг и формирование отчетности.
- У вас уже есть контракты с какими-нибудь правообладателями или вы находитесь в процессе переговоров?
В.Р.: У нас есть предварительная договоренность о сотрудничестве с рядом российских правообладателей.
- Почему возникла потребность в создании совместной компании? Насколько я могу судить, рекламное агентство Вячеслава, равно как и упомянутая прокатная компания, вели свою деятельность вполне успешно...
И.К: Мы решили объединить свои знания и трудовой опыт для оптимизации кинопрокатной деятельности. Команда, работавшая ранее в «Интерфильме», лучше, чем кто-либо другой, разбирается в особенностях рынка кинопроката РБ, тогда как созданное Вячеславом программное обеспечение не имеет аналогов ни в нашей стране, ни за ее пределами. Наша цель - обеспечить полную прозрачность работы с правообладателем на территории Беларуси, чтобы наши российские партнеры (которым принадлежат права на кинопрокат в странах СНГ) могли спокойно доверять белорусским кинотеатрам свой контент. К сожалению, до сих пор ни один из действующих на территории республики игроков в сфере кинопроката не мог обеспечить достаточной прозрачности.
- Вячеслав, что изменилось за последний год в вашей программе? В ней появились какие-нибудь новые уникальные функции?
В.Р.: Не так давно в вашем журнале было опубликовано интервью с главой российского офиса comScore Романом Исаевым, в котором он рассказывал о тестировании разработанной совместно с WDSSPR системы формирования отчетности для кинотеатров. Между тем в моей программе такая система реализована еще пять лет назад. Заметим, что над софтом comScore работает крупная международная корпорация, тогда как свою программу я написал и обкатал сам.
Еще одна функция, которую тестирует comScore и которая реализована у нас, - это прогноз сборов фильма в зависимости от даты старта, конкурентного окружения и сборов аналогичных картин.
Также немаловажное место в программном обеспечении играет полная открытость маркетинговой логистики. Правообладатели могут просматривать в реальном времени, где, когда и по какой статье были израсходованы средства по согласованным расходам на рекламу, а также ознакомиться со всеми подтверждающими документами и результатами проведенных рекламных кампаний, что гарантирует абсолютную открытость взаимоотношений.
И наконец, мы внедрили во все разделы своего софта договоры о полной конфиденциальности информации. Это сделано для того, чтобы никто, кроме правообладателя, не мог получить доступ к итоговым данным о прокате. К нам, как к компании, которая собирает эти данные, часто обращаются представители белорусских СМИ с просьбой раскрыть сборы той или иной ленты, но российские правообладатели по разным причинам не хотят называть точные цифры.
- Но какой смысл скрывать эти цифры, если их можно посмотреть в отчетах comScore?
И.К.: Дело в том, что итоговые данные comScore могут содержать ряд ошибок. Республика Беларусь - это единственная территория на постсоветском пространстве, где программные модули comScore на 90% подключены не напрямую к кассам кинотеатров, а через серверы билетных операторов. В связи с этим возможно множество ошибок, таких как незагрузка или, наоборот, задвоение данных. Бывает, что данные одного кинотеатра накладываются на цифры из другого с похожим названием. Таким образом, информация о кинопрокате Беларуси, публикуемая в отчетах comScore, не всегда верно отражает реальную картину, что, естественно, не нравится правообладателям.
В программе, разработанной Вячеславом, кинотеатры сами загружают и передают данные о проданных билетах, и российские правообладатели могут наблюдать динамику кассовых сборов в реальном времени.
В.Р.: Возможно, именно из-за того, что правообладатели до сих пор получали из Беларуси не слишком достоверные цифры, они и решили их «засекретить». Поэтому в нашей программе мы отдельной строкой прописали конфиденциальность всей обрабатываемой информации. Если в будущем правообладатели, сотрудничая с нами, убедятся в точности и достоверности получаемых данных о бокс-офисе и дадут нам разрешение предоставлять эти сведения профильным СМИ - таким, например, как ваш журнал, то мы сможем открыть эти цифры. В конечном итоге мы рассчитываем прийти к открытому рынку, на котором все данные о кассовых сборах были бы общедоступны, - так, как это сделано у вас в России, где внедрена система единого кинобилета ЕАИС.
И.К.: А я хочу еще рассказать, что в результате проведенного глобального исследования кинопроката Беларуси нами была собрана полная аналитика рынка, которой нет ни у одного из существующих на территории республики игроков. Мы именно те, кто знает каждый кинотеатр, все его особенности, как говорится, все, чем он «дышит». Поэтому нам всегда ясно, какие рекламные материалы и на какой площадке лучше размещать, какие жанры предпочитает аудитория разных кинотеатров, какие сеансы лучше работают и т.д.
- Вы говорите, что обладаете полной аналитикой рынка кинопроката Республики Беларусь. Расскажите про специфику этого рынка, в чем его отличие от рынка Российской Федерации и других стран СНГ?
И.К.: Для нашего рынка характерна конкуренция между дистрибьюторами, а не между кинотеатрами, потому что 90% кинотеатров (77 из 88) принадлежит государственным предприятиям. 64 кинотеатра - однозальные, что существенно влияет на возможности букинга. Рекламно-маркетинговая поддержка фильмов (кроме релизов нашей компании, конечно) в основном носит локальный характер, наружная и медийная реклама используется слабо, PR-продвижение отсутствует. Реклама, размещаемая дистрибьюторами в российском медиапространстве, на территории Республики Беларусь не демонстрируется.
Ментальность целевой аудитории отличается от других стран СНГ в целом и варьируется между различными регионами внутри республики (западные и восточные области, Минск и Минская область).
Бокс-офис в масштабе всего государства не подсчитывается и не публикуется.
Только два крупных российских дистрибьютора - UPI и «Централ Партнершип» - представлены на белорусском рынке национальными прокатчиками. Некоторые компании, например, WDSSPR и «Каропрокат», представлены в РБ офисами российских дистрибьюторов. Другие правообладатели, скажем, «Каро Премьер» и «Двадцатый Век Фокс СНГ», вовсе не имеют в РБ своего представителя, и кинотеатры вынуждены заключать контракты напрямую с московскими офисами компаний. Отсутствие национального дистрибьютора лишает правообладателя возможности полностью контролировать процесс кинопроката: правильно выбрать кинотеатр, рассчитать необходимое число и время сеансов, требуемый вид и количество рекламных материалов, проследить за их размещением. Работая без национального прокатчика, российский правообладатель лишается возможности проведения медийной рекламной кампании, не говоря уже о событийном маркетинге, что не может не сказываться на сборах фильмов.
- А какова ситуация в республике в сфере защиты интеллектуальной собственности правообладателей? Расскажите, пожалуйста, о возможностях вашей компании в этой области.
В.Р.: Ряд бывших сотрудников «Интерфильма», которые вошли в штат нашей компании, имеют богатую практику защиты контента. К сожалению, сегодня в Беларуси спокойно действуют торренты, по местным телеканалам транслируются фильмы, права на которые у этих телеканалов отсутствуют. Зачастую достаточно просто переименовать тот или иной блокбастер, чтобы не опасаться юридического преследования за его показ. Например, «Крепкий орешек» можно назвать «Умри тяжело», а «Мстителей» - «Игроками Марвел», и можно ставить ленту в сетку вещания.
- Это оказывает огромное негативное влияние на культуру кинопросмотра, приучая зрителей к «халяве»...
- Естественно. Кроме того, многие юридические лица в Республике Беларусь весьма небрежно обращаются с чужими авторскими правами в рекламных целях. В результате, например, в рекламе «второсортных» кафе используются образы Капитана Марвел или Миньонов. Этот «рекламный беспредел» негативно отражается на имидже правообладателей и принижает ценность соответствующих брендов.
Мы планируем самым серьезным образом бороться с любыми посягательствами на авторские права наших партнеров-правообладателей и располагаем для этого всеми необходимыми ресурсами. Заметим, что правовая основа для защиты интеллектуальной собственности у нас в стране имеется, и иногда достаточно отправить нарушителю официальное письмо, чтобы нарушение было устранено.
- Значит, вы располагаете штатом сотрудников, которые будут работать, что называется, «на земле» - проверять кинотеатры, посещать площадки, на которых незаконно используются принадлежащие правообладателям образы, и т.д.?
И.К.: Да, необходимые специалисты во всех областях - букинга, маркетинга, логистики, правовой защиты и мониторинга - или имеются в штате компании, или сотрудничают с нами на договорной основе. Давно работая в кинопрокате, мы привыкли достаточно плотно заниматься проверками кинотеатров и смогли добиться относительного порядка в отношении своего контента.
- Что ваша дистрибьюторская компания может сделать для развития национальной киноиндустрии?
В.Р.: К сожалению, кинопроизводство в Республике Беларусь находится в упадке, в стране создается крайне мало национальных фильмов, и те кинематографисты, которые все же снимают кино и хотят его прокатывать на большом экране, приходят к нам за советом. Инна консультирует их по части росписи, а я - по отчетности и рекламе в Интернете. Мы всегда с удовольствием и абсолютно безвозмездно уделяем нашим, белорусским киношникам столько времени, сколько требуется.
И.К.: Кстати, с приходом на студию «Беларусьфильм» нового директора она начала оживать. Студия стала уделять больше внимания молодым авторам, появились первые питчинги, и я очень надеюсь, что в скором времени кинопроизводство в стране начнет подниматься, как это не так давно произошло в России и Украине. Мы видим, как компания Disney в России и лично Марина Жигалова-Озкан поддерживают молодых российских кинематографистов, и стараемся брать с них пример, поддерживая белорусскую кинематографическую молодежь.
В 2019 году наша компания планирует представить вниманию зрителей республики комедию молодого белорусского режиссера Сергея Гиргеля «Казановы», сделанную в сопродюсерстве с Евгением Сташевским. Уверена, что лента понравится публике.
В.Р.: Могу сказать без ложной скромности (и это могут подтвердить сотрудники прокатных организаций), что на сегодняшний день Инна - лучший букер в Республике Беларусь, она обладает огромным багажом знаний обо всех тонкостях кинопроката в стране. Она всегда готова подсказать своим партнерам, как лучше расписать фильмы, чтобы они собирали хорошую кассу и не конкурировали друг с другом. К Инне часто обращаются букеры кинотеатров с просьбой помочь в расстановке по сеансам и залам нескольких картин, и она всегда идет им навстречу.
- Давайте попытаемся вывести резюме, перечислив преимущества вашей компании перед другими игроками рынка.
В.Р.: Мы - команда единомышленников, которая опережает свое время, как в маркетинге, так и в операционной деятельности. За последние годы мы успели поработать более чем с 340 фильмами, их суммарная касса превышает $37 млн, а посмотрели их более 12 миллионов человек. У нас очень много энергии, и мы не остановимся на этих цифрах!
Наши преимущества можно сформулировать в нескольких тезисах:
- активный букинг с учетом целевой аудитории, технических возможностей каждого кинотеатра, кассового потенциала фильмов и конкурентной среды;
- агрессивное продвижение контента в масс-медиа и наружной рекламе с использованием кросс-промо и PR-активностей при оптимизации финансовых вложений;
- размещение indoor-рекламы в приоритете и оптимальном количестве, с учетом технических возможностей каждого кинотеатра;
- оптимизация расходов на логистику фильмокопий и рекламных материалов;
- постоянный мониторинг и оперативное влияние на ситуацию.
И.К.: Кроме того, за несколько лет активной работы на белорусском рынке Вячеслав сформировал уникальную базу активных кинозрителей для таргетинга и ретаргетинга в интернет-пространстве, сгруппированных по жанрам, возрасту, половой принадлежности и другим параметрам. Для тех правообладателей, которые будут работать с нашей компанией, эта база, а также уникальное программное обеспечение, разработанное Вячеславом, будут предоставляться бесплатно, что позволит максимально эффективно использовать средства, вложенные в рекламное продвижение фильмов, и подчеркнуть открытость и прозрачность взаимоотношений.
Подытоживая все вышесказанное, хочу резюмировать: если провести аналогию с автомобилями, мы можем сравнить себя с современной иномаркой премиум-класса, тогда как другие игроки - это старые «жигули». А уж правообладатель сам выберет, на чем ему приятнее ездить!