Мы встретились с продюсерами компании RSS Production Бинке Анисимовым, Владимиром Масловым и Ибрагимом Магомедовым, чтобы расспросить их о планах компании и обсудить прокат праздничной комедии «Новогодний переполох».
Евгений Володин: Расскажите, пожалуйста, о своей компании.
Бинке Анисимов: Наша компания называется RSS Production. Она появилась на российском кинорынке в 2014 году, когда мы с режиссером-дебютантом Евгением Шелякиным сняли и выпустили в прокат фильм «Ч/б» с Алексеем Чадовым, Мерабом Нинидзе и Сергеем Маковецким в главных ролях. В 2016 году наша компания выпустила комедию «Пятница» с Данилой Козловским, которую также снял Евгений Шелякин. Сегодня в широком прокате следующая наша лента, праздничная комедия «Новогодний переполох» с Владимиром Меньшовым (беседа состоялась 20 декабря. - Прим. ред.). Ее режиссером стал Кирилл Папакуль, известный по своим телевизионным работам. Закончено производство еще одной дебютной картины - комедии Тимура Тании «Спасибо деду за Победу».
- Кроме этого фильма, у вас в производстве наверняка есть еще несколько проектов?
Владимир Маслов: Да, у нас много проектов, мы постараемся рассказать о них по порядку. «Спасибо деду за Победу» мы планируем выпустить к 9 мая, это картина о подвиге наших дедов и прадедов. Через юмор мы затрагиваем тему Великой Отечественной: дед рассказывает внуку истории про войну, которые тому представляются полной фантазией, но в конце оказывается, что все рассказы деда были правдивыми. Это добрая семейная лента, снятая с большим уважением к ветеранам и к той великой войне.
- Кино для вас - это бизнес или искусство?
- Искусство. Мы, конечно, стараемся заработать и верим, что это нам удастся на наших будущих крупных проектах, но мы все втроем решили, что будем делать фильмы, за которые в первую очередь нам не должно быть стыдно. Это решение нам помогла принять наша первая лента «Ч/б», которой мы по-настоящему гордимся.
- Однако вы идете при этом по пути наименьшего сопротивления, делая картины в жанре, всегда востребованном зрителями, - в жанре комедии...
- Да, до недавнего времени мы «тренировались» на комедиях. Но в ближайшее время мы планируем взяться за несколько совершенно иных проектов, которые должны вывести нашу компанию на принципиально новый уровень. Для того чтобы реализовать свои грандиозные, не побоюсь этого слова, планы, мы установили партнерские отношения с крупной прокатной компанией «Централ Партнершип», выпустившей две наши предыдущие ленты. Наши амбиции подразумевают создание фильмов-событий, крупных проектов, из которых два уже находятся в стадии активной разработки. Первый из них - это приключенческая авантюрная комедия, которая будет отличаться от наших предыдущих комедий более серьезным, что ли, отношением к истории. В этой картине будет сделан акцент на главные семейные ценности, хотя, повторюсь, по жанру это авантюрная комедия.
Ибрагим Магомедов: Она называется «Миллиард», и в центре ее сюжета - ограбление банка. Это масштабная история с большим количеством экшен-сцен. Ближайшими ориентирами для этой ленты можно назвать «Ограбление по-итальянски» и «Одиннадцать друзей Оушена». Сейчас мы ведем переговоры с постановщиком обеих частей «Духless» Романом Прыгуновым. Нам нравятся его стиль и идеи, и мы надеемся, что он встанет за штурвал нашего корабля под названием «Миллиард».
- А не могли бы вы назвать несколько имен, кого бы вы хотели видеть в ролях, - так сказать, «команду мечты»?
- Пока мы получили только второй набросок сценария и планировали занять в главных ролях молодых и малоизвестных актеров, хотя и ведем переговоры с Владимиром Машковым о его участии в этой ленте. Сценарий нам пишет Андрей Золотарев, известный по работе над такими фильмами как «Ледокол», «Притяжение» и выходящий в будущем году «Лед». Нам очень комфортно и приятно с ним работать.
- Если я правильно понял, съемки «Миллиарда» запланированы на 2018 год, а прокат - на 2019-й?
Б.А.: Да, вообще 2018 год у нас будет очень насыщенным, потому что на этот год у нас запланировано сразу несколько очень амбициозных проектов.
И.М.: И следующий - это историческая драма про военное соединение времен Первой мировой войны, известное под названием «Дикая дивизия». В этом соединении служили выходцы из нескольких регионов Российской империи, в том числе Кавказа, а командовал им брат царя. Эта страница нашей истории почему-то мало кому известна, и очень хочется сделать из нее настоящий фильм-событие. Это будет действительно большая картина, и мы рассчитываем создать ее совместно с компанией «Централ Партнершип».
- В каком состоянии работа над этим проектом находится сегодня?
В.М.: У нас есть первый вариант сценария, который мы буквально на днях будем обсуждать с руководством «Централ Партнершип», и мы надеемся, что к концу года будем понимать сроки производства и определим бюджет.
И.М.: Наша компания - это своего рода «ракета на старте», потому что на следующий год у нас запланировано несколько действительно крупных картин. Помимо уже названных, это будет музыкальный фильм «Волшебник», съемки которого начнутся в апреле. Мы уже получили на него государственную субсидию. Снимать ленту будет режиссер-дебютант Михаил Морсков, на главные роли утверждены Семен Трескунов и Максим Суханов. Это комедийная драма о подростке, страдающем ДЦП, который очень хочет научиться играть на гитаре, чтобы удивить любимую девушку, и просит помочь ему спившегося музыканта. Нам бы хотелось сделать ее в духе кинохита «1+1».
- Вы упомянули о господдержке. Это ваш первый проект, к финансированию которого были привлечены государственные средства?
- Нет, первым таким фильмом был «Спасибо деду за победу», получивший поддержку от Минкульта на дебютную работу. Естественно, кроме государственных денег, мы вкладываем в свои картины и собственные средства компании.
И еще один наш проект, который, как мы надеемся, даст начало целой франшизе, - «Руссо туристо». Это комедия, которая будет состоять из трех новелл, снятых в Намибии, в Турции и в России - на Кавказе. Актерский состав пока не определен, есть только предварительная договоренность с Николаем Басковым, который согласился сыграть в одной из историй. У каждой новеллы будет свой режиссер: это Марюс Вайсберг, Флюза Фархшатова и Павел Руминов.
Б.А.: Фильм будет насыщен простым, доступным юмором. Должна получиться очень яркая комедия.
- Однако комедия в России - это не тот жанр, который собирает в прокате большие деньги...
И.М.: Смотря за сколько ее снимать. Все упирается в бюджет: снял задорого - не заработал, снял не задорого - заработал.
Б.А.: Я вам скажу честно: может, это и покажется нескромным с нашей стороны, но до сих пор мы не сделали ни одной работы, за которую нам было бы стыдно. И в случае с этой картиной мы надеемся удержать тот уровень, который сами для себя однажды установили.
- Раз уж мы заговорили о деньгах - как вы оцениваете старт «Новогоднего переполоха»?
И.М.: Он стартовал весьма неплохо, особенно с учетом того, в какой «мясорубке» ему пришлось начинать. К моменту дебюта нашей ленты третью неделю в кинотеатрах очень хорошо шел фильм-событие, созданный при участии крупной отечественной студии, - «Легенда о Коловрате», а одновременно с нами вышли «Звездные войны». Но наша картина - новогодняя, и ее необходимо было поставить именно в декабре - хотя ближе к Новому году стартуют новые «Елки» и еще один отечественный блокбастер, «Движение вверх». То есть мы отдавали себе отчет в том, что нам придется работать в окружении очень крупных релизов.
Б.А.: Тем не менее, наша лента имеет отличную от них целевую аудиторию. Наша публика - те, кому неинтересны «Звездные войны». Я взял своих старших детей, пошел с ними в кинотеатр и попросил сына посчитать зрителей: в 300-местном зале сидело 200-220 человек, то есть зал был практически полон. Примерно треть из них составляли молодые парочки, а около 70% - взрослые люди со своими детьми.
- Эти люди пришли на Владимира Меньшова?
- Они пришли на семейную комедию с Меньшовым. Последний раз я видел такое количество детей 12-14 лет с родителями, когда ходил на «Иронию судьбы. Продолжение». Кстати, вот вам пример комедии, собравшей в прокате очень большую сумму.
Таким образом, мы отдавали себе отчет в том, с каким окружением придется столкнуться «Новогоднему переполоху», и считаем, что он стартовал очень неплохо.
- Если вы намерены снимать фильмы-события, то наверняка захотите продавать их на другие территории, тем более что интерес к российской кинопродукции в мире тоже находится сегодня в состоянии «ракеты на старте»...
- Понятно, что новогоднюю комедию мы не будем пытаться продавать на зарубежные рынки. Зато все шансы преуспеть в этом есть у «Дикой дивизии»: это масштабная историческая лента с большим количеством батальных сцен, с серьезным бюджетом и отличной историей.
- Если не ошибаюсь, у «Централ Партнершип» есть собственное подразделение, которое занимается международными продажами?
В.М.: Да, и оно очень хорошо работает! Они отлично продали на множество территорий «Викинга», сейчас того же самого добиваются с «Легендой о Коловрате», прокатное название которой для зарубежных рынков - Furious. Я бываю на многих международных кинорынках и отмечаю, каким огромным спросом пользуются крупные проекты «ЦПШ».
Б.А.: Возвращаясь к нашим комедиям, хочу вспомнить наш первый фильм «Ч/б», который, несмотря на отсутствие коммерческого успеха, стал нашей визитной карточкой. Мы были с ним на нескольких кинофестивалях, в том числе международных, и видели, как реагировали на него иностранные зрители. Тема межнациональных отношений волнует сегодня всю Европу, и мне особенно запомнилось, какое воздействие производила картина на французов, немцев...
И.М.: Нам удалось с комедией «попасть» в аудиторию: у жителей Европы появилось много иноязычных соседей-иммигрантов, и им было нетрудно понять наш «межнациональный» юмор.
Б.А.: Глава нашей компании Рашид Селимович Сардаров, финансирующий все наши проекты, считает «Ч/б» лучшим из того, что мы сделали. Мы тоже понимаем, что если бы мы не сняли такое кино вначале, то, возможно, и не состоялись бы как продюсеры.
- Вы все время говорите «мы», «наш», «у нас». А как в вашей продюсерской команде распределяются роли? Кто за что отвечает?
И.М.: Давайте я отвечу. Я в нашей команде отвечаю за креатив и сценарии, Беня за производство, а Володя - за продажи. Хотя, конечно, каждый из нас занимается всеми вопросами, но у каждого существует и специализация.
- Давайте вернемся к вашим крупным проектам 2018 года...
В.М.: В свете разговора о международных продажах можно, пожалуй, сказать, что для картины «Дикая дивизия» мы планируем очень крупный бюджет, и у нас есть серьезные намерения пригласить на одну из главных ролей Джейсона Стэйтэма.
Б.А.: Сегодня мы ведем переговоры с рядом известных артистов, которых не хотелось бы упоминать, чтобы никого ненароком не обидеть.
Кстати, мы не ограничиваем сферу своих интересов только игровым кино: нас привлекает и документалистика, и телевизионные жанры. Наша компания располагает очень солидной производственной базой, фактически мы - компания полного цикла. У нас есть свои специалисты в области 3D-технологий, и я надеюсь, что «Дикую дивизию» мы будем снимать в 3D или даже в IMAX 3D. У нас есть свои студии озвучивания и цветокоррекции, множество монтажных линий.
И.М.: Да, мы можем полностью организовать все производство у себя, за исключением технологий Dolby.
Б.А.: Два с половиной года назад мы сняли короткометражный документальный 3D-фильм о Байкале, а сегодня ведем множество переговоров о его дистрибьюции. Дело осложняется тем, что 15-минутная лента не попадает ни в одну из распространенных категорий; например, китайцы просят увеличить хронометраж до 30 минут. А мы сделали его в таком формате потому, что изначально были договоренности с телеканалами о съемках этой картины в 3D специально для каналов, которые начинали 3D-вещание.
В.М.: В итоге лента была снята в самых передовых форматах 4К и 4К 3D, и сегодня в России запускается телеканал 4К, который планирует использовать ее в качестве своей «визитки».
Б.А.: Кроме документального кино, мы сделали три телевизионных «пилота», которые сейчас предлагаем телеканалам. Один из них - это детское скетч-шоу «Каракули», второй - юмористическо-туристическая программа «Патриот за границей», в которой простой русский мужик (в исполнении популярного кавээнщика Дмитрия Колчина) ездит по миру и комментирует увиденные достопримечательности через призму своего представления о том, как должен выглядеть мир. Третий телепроект - это юмористическое скетч-шоу «Можно всех посмотреть?», которое мы создавали для канала «СТС».
Помимо этих готовых продуктов, на стадии идеи или сценария у нас есть огромное количество ситкомов, сериалов, телефильмов, которые ждут момента, когда их запустят. Все это составляет ту самую «ракету», о которой говорил Ибрагим. У нас очень много планов.
В.М.: Кроме того, мы договорились о совместном производстве с компанией братьев Андреасянов и Армена Ананикяна «Большое кино», с которыми в будущем году представим наш первый «хоррор» «Фото на память». Еще одна история - это комедийная лента про робота-«гопника», этакого «робота с нашего двора». По этой картине, которая отчасти напоминает известный фильм «Робот по имени Чаппи» (только действие происходит в России), мы заканчиваем переговоры с инвестором.
И.М.: Также ведутся переговоры по военно-исторической драме «99-й». События в этой ленте будут разворачиваться вокруг вторжения на территорию Республики Дагестан международной террористической группы. Эта реальная история, к сожалению, не слишком хорошо известна, а между тем подвиг липецкого ОМОНа, который без подкрепления в течение долгого времени сдерживал прорвавшихся боевиков, достоин воплощения в кинематографе.
Б.А.: Так что, как видите, мы не собираемся ограничиваться только комедийным жанром. Мы с самого начала хотели снимать умное, интересное и социально значимое кино, и это наше желание воплотилось в фильме «Ч/б», о котором мы сегодня так много говорили. Нам важно найти золотую середину между теми картинами, которые нам нравятся, и теми, которые смогут зарабатывать деньги в прокате. Кстати, с «Ч/б» связана одна интересная история. Однажды на заседании у президента России В.В. Путина, посвященном межнациональным отношениям, министр культуры упомянул нашу ленту, сказав, что в кино еще не все потеряно, пока снимаются такие фильмы как «Ч/б». Между тем картина была снята целиком на частные средства, без какой-либо поддержки со стороны государства. Когда мы приступаем к переговорам с потенциальными партнерами, нам часто задают естественный в таких случаях вопрос: «А что вы снимали?» Мы начинаем перечислять свои ленты, называем первую из них - «Ч/б», и в большинстве случаев достаточно упоминания одного этого фильма, который дает нам вполне исчерпывающую характеристику как продюсерам.