О своей деятельности в рекламном бизнесе и опыте работы независимых частных кинотеатров нам рассказывает основатель компании «Студия Доброфф» и совладелец сети кинотеатров «Облака» Александр Добров.
Евгений Володин: Расскажите, пожалуйста, о своей компании.
Александр Добров: В этом году наша компания «Студия Доброфф» отмечает 17-летие своей деятельности. Все начиналось с небольшой дизайн-студии, организованной в начале 2000-х. Мы занимались дизайном, брендингом - всеми формами креатива - и организовывали для своих клиентов полный цикл производства рекламных материалов.
В 2007 году на базе дизайн-студии было создано рекламное агентство, а совсем недавно, в 2014-м, мы открыли собственную типографию интерьерной и широкоформатной печати, которая может производить в том числе и широкоформатную печать для наружной рекламы. В 2012 году параллельно запустили отдельный проект по мобильному маркетингу для организации выставочных пространств, зон продаж и т.п. Таким образом, сегодня в структуре компании - четыре подразделения, которые занимаются рекламными услугами и дизайном.
- Можно ли сказать, что вы стали рекламной компанией полного цикла - от разработки дизайн-проекта и фирменного стиля до печати рекламных материалов, в том числе наружных?
- Совершенно верно. Хочется добавить, что, кроме собственной типографии, мы на многолетней основе сотрудничаем с рядом полиграфических предприятий абсолютно разной направленности, от штучной цифровой печати до крупных офсетных тиражей .С некоторыми работаем более 15 лет. Благодаря этому сотрудничеству мы имеем возможность осуществлять печать больших тиражей материалов любой сложности.
- Вы работаете только на рынке Москвы или в регионах тоже?
- Наши услуги по дизайну, брендингу и другим творческим направлениям доступны в любой точке мира (в числе наших клиентов есть и зарубежные). Если говорить про услуги нашей типографии, то это, конечно же, преимущественно Москва, потому что, как вы понимаете, возить из московской типографии материалы в далекие регионы невыгодно с точки зрения логистики.
- Вы могли бы примерно оценить, сколько компаний, подобных вашей, работает на московском рынке, и какую долю на нем занимаете вы?
- Мы - скромная компания, и таких, как мы, на рынке одной Москвы - десятки, если не сотни. Я никогда не пытался оценивать долю нашей компании, да и не очень ясен критерий оценки.
- Хорошо, давайте изменим постановку вопроса. Какими крупными клиентами вы можете гордиться?
- Мы гордимся всеми своими клиентами - и крупными, и не очень. Отвечая на ваш вопрос, могу назвать компанию Lego, для которой мы осуществляем цикл разработки и реализации рекламных и маркетинговых инструментов. Мы гордимся сотрудничеством с компаниями Bazelevs, WDSSPR, IMAX и «АКМ», с которыми работаем уже много лет. Среди наших постоянных клиентов - европейская инвестиционно-строительная компания Ghelamco и отечественные «Интурист Отель Групп» и Внешэкономбанк. Наши клиенты заняты в самых разных сферах бизнеса и общественной жизни: например, мы сотрудничаем с музеем ИРРИ (Институт русского реалистического искусства), для которого оформляем экспозицию и делаем очень много материалов, и с издательской группой «Азбука Аттикус», прибегающей к нашей помощи для оформления мест продаж книжных новинок.
- Вы упомянули несколько компаний, имеющих непосредственное отношение к сфере деятельности нашего журнала. Расскажите поподробнее, в чем заключается ваше сотрудничество с ними?
- Одним из основных направлений работы нашей студии с самого начала была локализация иностранных материалов на русский язык. Мы готовим все графические материалы по всем видам носителей - и для наружной, и для кинотеатральной рекламы, для презентаций, премьер, и так далее. Кроме того, разрабатываем и производим сопутствующую продукцию, такую как, например, буклеты и раздаточные материалы для Кинорынков, оформление стендов и все кинотеатральные материалы - от постеров до пригласительных. Сюда же можно добавить и всю брендированную канцелярскую продукцию - папки, пакеты, визитки.
- О каких тенденциях на рынке рекламы можно сегодня говорить? Он растет, падает или стагнирует? Как меняется число игроков?
- Рынок начал проседать в 2008 году в результате глобального кризиса. За последнее десятилетие ряд компаний закрылись, появились новые - конкуренция не ослабевает. В целом можно сказать, что в последние годы выживать на рекламном рынке становится труднее, особенно после 2014 года.
- Наверное, в этом виноват резкий скачок курса основных валют?
- Да, очень сильно подорожало производство. Все, что мы используем для печати, - материалы, краска, бумага - только импортное. Поэтому, когда в начале 2015 года произошел резкий скачок курса, мы, как и многие другие, понесли существенные убытки. Ведь даже дизайн-студия, которая, казалось бы, зарабатывает своим интеллектуальным трудом, работает на зарубежном оборудовании и программном обеспечении. В нашем бизнесе обновление компьютерного оборудования и периферии необходимо проводить не реже, чем раз в полтора года, и вы понимаете, что покупать следующее поколение техники приходилось вдвое дороже. Конечно же, накладные расходы выросли очень сильно, что отразилось на прибыли. Но мы, как видите, смогли приспособиться к изменившимся условиям рынка.
- Давайте поговорим о ваших кинотеатрах. Как вы попали в киноиндустрию?
- Я родился и вырос в городе Мценск Орловской области. Несмотря на то что Мценск - районный центр, в нем не было кинотеатра. И не так давно,
в 2012 году, я предложил своему хорошему знакомому Роману Исаеву совместно открыть в моем родном городе кинотеатр. Роман эту идею с большим энтузиазмом поддержал, и в 2013 году мы открыли в Мценске, на центральной площади города, в здании Дворца культуры однозальный кинотеатр «Облака». Хочется выразить благодарность администрации Мценска за поддержку и содействие в открытии нашего первого кинотеатра.
- На какие средства вы оборудовали этот кинотеатр?
- Мы не привлекали сторонних инвесторов. Проект частично финансировался из наших личных с Романом средств и частично - за счет кредитов.
- Ваш общий бизнес с Романом Исаевым не ограничился одним этим кинотеатром?
- Да, вдохновившись успешным опытом открытия и запуска кинотеатра в Мценске, три года назад мы начали искать новую площадку. В итоге выбор пал на подмосковный город Пушкино, где - кстати, тоже на центральной площади - на месте бывшего советского кинотеатра «Победа» был недавно возведен современный торгово-развлекательный центр. Мы обратились к руководству этого ТРЦ с предложением о постройке кинотеатра, и оно было встречено согласием. Последние полтора года мы много сил отдали этому проекту, и 24 февраля нынешнего года состоялось торжественное открытие трехзального кинотеатра «Облака» в городе Пушкино.
- Какая проекционная аппаратура используется в этом кинотеатре?
- Мы выбрали для всех трех его залов современные цифровые проекторы Christie и пассивные 3D-системы GetD.
- Кто разрабатывал дизайн внутренних помещений?
- Мы пригласили для разработки дизайна компанию «Кинокреатив», которая справилась с поставленной задачей на «отлично».
- А кто занимается букингом - вы сами или привлекаете для этого независимых специалистов?
- Как вы понимаете, мы не первый год работаем в российской киноиндустрии, поэтому все вопросы репертуарного планирования для своих кинотеатров успешно решаем силами своей команды.
- Расскажите, пожалуйста, о своих дальнейших планах - ведь наверняка развитие сети «Облака» не остановится на открытии кинотеатра в Пушкино?
- У нас есть предложения об открытии кинотеатров сразу из нескольких городов. Чтобы никого не обижать, не хочу пока их называть.
- А какова возможная география? Первый кинотеатр вы открыли в Мценске Орловской области, второй - в Подмосковье...
- С учетом опыта предыдущей работы, требований логистики и оперативности мы рассматриваем в качестве возможных мест для запуска новых кинотеатров только ближайшее Подмосковье. Кстати, в том же пушкинском ТРЦ мы с Романом рядом со своим кинотеатром планируем открытие собственного кафе. Для разработки меню мы уже привлекли известного в Москве шеф-повара, так что надеемся преуспеть и в этой области.