Наш корреспондент побеседовал с организаторами KinoPoisk Film Market - главой кинокомпании Tvindie Евгением Гиндилисом, руководителем Reflexion Films Константином Нафиковым и главным редактором сайта «КиноПоиск» Михаилом Клочковым.
Евгений Володин: В чем цель организации нового кинорынка?
Евгений Гиндилис: Все участники этого проекта занимаются вопросами продвижения российского кино достаточно долго. С одной стороны, это компания Reflexion Films, которая в течение многих лет устраивает различные мероприятия для профессионалов кинобизнеса. C другой - компания Tvindie, которая также достаточно давно организует рынок CentEast Moscow, цель которого - встраивание российских кинопроектов в систему международной дистрибьюции. Третьим партнером стал «КиноПоиск», который по праву можно считать крупнейшей платформой по продвижению российского кино. В течение нескольких лет мы проводили CentEast в октябре, в 2012 году в это же время в Москве прошли показы в рамках Red Square Screenings, многие наши иностранные партнеры неоднократно посещали эти форумы и высоко оценили нашу работу. Так получилось, что в 2016 году по разным обстоятельствам в столице не проводилось ни одного мероприятия, связанного с продажами российского кино за рубеж. Поэтому было решено объединить наши усилия и организовать кинорынок в уже привычное для многих партнеров время, но на новой площадке и на совершенно другом уровне. Потребность в подобном мероприятии представители индустрии ощущают очень сильно, потому что в отсутствие международных кинорынков в России многие контакты оказались потерянными. У иностранных партнеров есть желание приобретать российский контент, но нет полноценного инструмента, который позволял бы это делать, - участие в разнообразных кино- и телерынках не дает возможности посмотреть на всю индустрию в целом.
- Что мешает иностранным партнерам принимать активное участие в российских Кинорынках?
- Дело в том, что, хотя наши Кинорынки и называются международными, они мало приспособлены для работы с иностранными участниками, оставаясь по сути ориентированными исключительно на внутренний рынок. Мы же стремимся выстраивать коммуникации между нашей киноиндустрией и возможными потребителями ее продукции (агентами по продажам и закупкам, дистрибьюторами и фестивальными отборщиками) за рубежом. У наших показов есть большой потенциал для того, чтобы превратиться в серьезный международный кинорынок. Таким образом, наша первоочередная задача сегодня - представить отечественный контент в максимально комфортных условиях и в современной «упаковке» иностранным потребителям. При этом мы имеем богатый опыт презентаций продуктов, которые еще далеки от завершения. Мы организуем программу питчингов проектов, находящихся на стадии производства и имеющих потенциал для копродукции, что для многих зарубежных партнеров представляет наибольший интерес. Мы предоставляем им возможность посмотреть не только на то, что уже готово, но и на то, во что можно инвестировать и что можно совместно развивать.
Константин Нафиков: Кроме того, хочется заметить, что российская киноиндустрия остро нуждается в интеграции в международный кинопроцесс, потому что в отсутствие взаимосвязи мы замыкаемся на продукции для «внутреннего потребления», что негативно сказывается на качестве контента и уже выражается в резком снижении количества российских фильмов в конкурсных программах ведущих мировых фестивалей.
- В чем заключается интерес «КиноПоиска»?
Михаил Клочков: Как вы знаете, сайт «КиноПоиск» родился в 2003 году, пережил много интересных этапов в своей истории и в течение всего этого времени плотно работал с российской киноиндустрией. Однако последние несколько лет эта деятельность проходила весьма однообразно, и мы решили выйти на принципиально новый уровень: наши силы, наша компетенция, наша экспертиза могут приносить индустрии пользу на самых разных направлениях. Наше участие в международном кинорынке заключается в создании цифровой платформы для всех его участников - видеобиблиотеки, онлайн-каталога компаний и фильмов. На этой платформе участники рынка смогут связываться между собой, устанавливать контакты и получать всю необходимую информацию.
Задача «КиноПоиска» заключается, в том числе, и в сокращении разрыва между киноиндустрией и кинозрителями, который пока живут в параллельных мирах. Мы же хотим эти миры сблизить и сделать их более понятными друг другу: зрителю должно быть ясно, для кого, в конце концов, все это снимается, а индустрии важна обратная связь с потребителем.
- Это будет своего рода социальная сеть для участников международного кинорынка?
- Наверное, можно и так сказать. Мы начнем с каталога, но наши планы на этом не заканчиваются, и мы рассчитываем развивать цифровую платформу до профессионального международного ресурса для кинематографистов со всего мира. Ну и, конечно, нам хочется заявить о себе как о непосредственном участнике киноиндустрии, поскольку мы больше не можем оставаться лишь наблюдателями.
- Вы выступаете в этом проекте самостоятельной организацией или подразделением «Яндекса»?
- «Яндекс» не вмешивается в этот проект, в котором мы выступаем как полностью самостоятельный ресурс, поскольку мы были и остаемся главными экспертами по кино внутри корпорации.
- Как среди партнеров оказалась сеть кинотеатров «КАРО» и как была выбрана именно эта площадка - киноцентр «Октябрь»?
Константин Нафиков: С начала года сеть кинотеатров «КАРО» развивает новое направление репертуарной политики «КАРО.Арт», в рамках которого проходят различные независимые кинофестивали, показы альтернативного контента. Основной площадкой «КАРО.Арт» служит именно кинотеатр «Октябрь». Проект уже очень успешен и привлекает большое количество зрителей. Так что проведение кинорынка является логичным продолжением этого направления.
Евгений Гиндилис: У «Октября» с точки зрения помещений есть очень большой потенциал. Уже открыт новый Белый зал для проведения выставок и презентаций. После введения в эксплуатацию помещений, где, собственно, и пройдет кинорынок, можно будет говорить о создании целого кинокластера.
Одной из главных проблем при организации кинорынков в Москве всегда была острая нехватка мест, где можно организовать параллельные просмотры киноматериалов. До недавних пор единственной такой площадкой был ГУМ. Когда в 2012 году мы проводили там Red Square Screenings, нашим главным международным партнером и консультантом выступала компания Marche du Film, ответственная за деловую программу Каннского кинофестиваля. Мы тогда привезли в Москву исполнительного директора Marche du Film Жерома Пайара и показали ему ГУМ, и он был поражен тем, что нам удалось устроить международный кинорынок в «главном супермаркете страны». Сегодня наша главная задача - поразить Жерома Пайара еще раз, потому что по своим возможностям «Октябрь» ничем не уступает фестивальному дворцу в Каннах - особенно когда к 11 существующим сегодня залам прибавится еще несколько, оборудованных специально для KinoPoisk Film Market.
- Сколько дополнительных залов в итоге будет организовано в «Октябре»?
- Наверное, правильно называть эти помещения не залами, а просмотровыми комнатами. Их будет четыре, каждая рассчитана на 20-30 мест.
- Но в них будет установлено настоящее кинопроекционное оборудование или обычные «бытовые» проекторы?
Константин Нафиков: Эти помещения будут оборудованы профессиональной кинопроекционной техникой. Только кинорыночные просмотры будут идти одновременно минимум в шести залах, и мы уверены, что киноцентр на сто процентов оправдает возлагаемые на него надежды.
Михаил Клочков: Хочется добавить, что в следующем году киноцентру «Октябрь» исполняется 50 лет, и нам очень приятно, что первый KinoPoisk Film Market станет отправной точкой программы мероприятий, приуроченных к юбилею.
- Будет ли «Октябрь» закрываться для обычной публики на время рынка?
Евгений Гиндилис: Нет, не будет. Планировка здания позволяет разделить его на зоны таким образом, чтобы показы в рамках кинорынка не препятствовали сеансам регулярного проката. Более того, мы заинтересованы в том, чтобы кинотеатр работал в обычном режиме, и наши иностранные гости наверняка это оценят.
Константин Нафиков: Уникальность нашего кинорынка еще и в том, что довольно большая часть его программы ориентирована именно на зрителя. Запланированы гала-премьеры, круглые столы и мастер-классы, в которых могут участвовать обычные зрители - в первую очередь, наиболее активные пользователи «КиноПоиска».
- Как вы планируете привлекать участников? Есть ли у вас маркетинговая стратегия по продвижению кинорынка?
Константин Нафиков: Для привлечения зарубежных участников нам не требуется какая-то специальная маркетинговая кампания. KinoPoisk Film Market - единственная сегодня площадка, способная за несколько дней показать то, что создано российским кинематографом за несколько лет, и это, безусловно, вызывает живой интерес у фестивальных отборщиков и закупщиков контента. Кроме того, большинство наших иностранных партнеров работают с нами не первый год.
Евгений Гиндилис: Мы действительно занимаемся организацией подобных мероприятий несколько лет, заработали определенную репутацию, международные участники рынка нас хорошо знают и прекрасно представляют, что мы можем им предложить. Период проведения нашего рынка попадает в промежуток после окончания Каннского телерынка и до начала American Film Market, а также нескольких азиатских международных кинорынков, и довольно большому количеству участников индустрии, интересующихся российским контентом, будет удобно приехать в Москву в октябре. Наша задача - оправдать ожидания этих людей. Мы заявили, что привезем в столицу порядка 50-70 зарубежных профессионалов, и более 30 гостей уже подтвердили свое участие.
- Рынок будет представлять исключительно кинопродукцию или телевизионный контент тоже войдет в его программу?
Константин Нафиков: Скажем так: контент, который будет представлен на нашем рынке, увидят и телевизионные закупщики. Но это будет кинопродукция, хотя, возможно, мы сможем устроить в рамках кинорынка и ряд гала-премьер российских телесериалов.
Евгений Гиндилис: Мы отбираем наиболее, на наш взгляд, конкурентоспособное российское кино (игровое, неигровое, анимационное), но не исключаем организации премьер заметных телевизионных проектов, ориентированных на внешний рынок.
- Какова предположительная география участников рынка?
Константин Нафиков: Как правило, наибольшую заинтересованность в приобретении российского контента проявляют партнеры из Европы и Азии (Корея, Китай, Япония).
Евгений Гиндилис: Если в 2012 году среди зарубежных участников Red Square Screenings были представители Северной и Южной Америки и даже Австралии, то сегодня мы сконцентрировались на том, чтобы пригласить именно тех, кто реально заинтересован в заключении сделок, - а это в большинстве своем представители Европы и Азии. Хотя единственный реальный фактор, влияющий на приглашение того или иного представителя индустрии на наш рынок, - это опыт покупок им российского контента.
- Из чего складывается финансирование кинорынка?
- Каждый из трех организаторов мероприятия имеет собственные ресурсы, и мы также договорились объединить наши усилия по привлечению финансирования.
- Как реагирует на организацию нового рынка российская киноиндустрия?
Евгений Гиндилис: Мы встречаем полную поддержку со стороны представителей российской киноиндустрии, которые прекрасно понимают необходимость предлагаемого нами инструмента для международных продаж. Отечественные кинематографисты, заинтересованные в продвижении своего продукта за рубежом, остро ощутили отсутствие в 2016 году каких-либо других мероприятий в этой области. Кстати, и иностранные партнеры тоже не в восторге от такой паузы.
- Но ведь российская продукция как-то была представлена на Каннском, Берлинском и других кинорынках?
- Это совершенно другой формат, там нет единой системы представления российского контента. Мы же предлагаем инструмент, который позволяет выстраивать прямые взаимоотношения между теми, кто покупает кинопродукцию, и теми, кто ее продает. Мы создаем инфраструктуру, которая в значительной степени облегчает поиск, изучение и приобретение контента. И в этом смысле особую важность приобретает то, о чем говорил Михаил Клочков, - создание цифровой составляющей нашего рынка, которая в принципе не привязана ни ко времени, ни к месту. Это будет онлайн-ресурс, который работает в течение всего года и гарантирует всем заинтересованным сторонам простой и удобный доступ ко всей необходимой информации.
Константин Нафиков: Мы предоставим доступ к нашей онлайн-базе более чем 500 ведущим зарубежным дистрибьюторам и фестивальным отборщикам. Поэтому мы призываем всех участников активно добавлять фильмы в видеобиблиотеку. Защита картин будет обеспечена системой водяных знаков, и пользователи всегда смогут отследить, кто смотрел ту или иную ленту.
- Будет ли на кинорынке представлен какой-либо иностранный контент?
- Да, мы планируем показать небольшое количество зарубежных материалов, права на дистрибьюцию которых на территории России пока никому не принадлежат. Надеемся заинтересовать этими материалами российских закупщиков из числа, например, независимых кинотеатров или телеканалов.
- Место и время проведения кинорынка определены, в помещениях, предназначенных для просмотров, идет ремонт. На какой стадии сегодня работа по созданию цифровой составляющей рынка?
Михаил Клочков: Мы уже запустили первую фазу цифровой платформы и начали сбор заявок на питчинги. В ближайшие две недели (беседа состоялась в середине августа. - Прим. ред.) открываем вторую фазу и начинаем аккредитацию российских компаний и представителей прессы. Основную часть портала мы запустим непосредственно перед началом рынка, примерно за неделю. Это будет самостоятельный ресурс на домене «КиноПоиск», сейчас он работает по адресу market.kinopoisk.ru.