В последнее время владельцы независимых кинотеатров и небольших сетей все чаще обращаются за услугами росписи к независимым букерам, объединяющим по пять-десять кинотеатров. Недавно на рынке появилась компания «Оптима кино», которая, кроме традиционной росписи, предоставляет расширенный набор услуг по комплексному управлению кинотеатром. Мы задали несколько вопросов директору компании Елене Костюкович и ее коллеге Елене Хажинской.
В последнее время владельцы независимых кинотеатров и небольших сетей все чаще обращаются за услугами росписи к независимым букерам, объединяющим по пять-десять кинотеатров. Недавно на рынке появилась компания «Оптима кино», которая, кроме традиционной росписи, предоставляет расширенный набор услуг по комплексному управлению кинотеатром. Мы задали несколько вопросов директору компании Елене Костюкович и ее коллеге Елене Хажинской.
«Кинобизнес сегодня»: Вы обе давно и плодотворно трудились в разных областях кинобизнеса. Как вам пришла в голову идея об объединении усилий и создании компании?
Елена Хажинская: Как всегда, все хорошее случается спонтанно. У Елены давно зрела идея создания своей компании, но не было достаточных ресурсов. Я поддержала эту идею, выступив своего рода катализатором, и мы быстро набрали команду профессионалов, необходимых для выполнения поставленных перед нами задач.
- Расскажите поподробнее, чем занимается ваша компания?
Елена Костюкович: Наша компания не только предоставляет стандартные услуги по росписи фильмов в кинотеатрах, но и полностью организует процесс кинопоказа в кинотеатре. Мы начинаем с составления репертуара - без этого не может прожить ни один кинотеатр. Помимо этого, мы сами считаем сеансы и настаиваем на том, что это чрезвычайно важно. От правильно распланированных сеансов того или иного фильма сильно зависит его валовой сбор на конкретной площадке. Также мы ведем документооборот, сопровождающий процесс кинопоказа и финансовые отчеты перед прокатчиками.
- В чем преимущество именно вашей компании? Не лучше ли иметь собственного букера в штате?
Елена Хажинская: С нами работать выгоднее по ряду факторов. Во-первых, мы гарантируем отказоустойчивость своих услуг. Букер кинотеатра может заболеть, уволиться, уйти в отпуск; имея договор с компанией, руководитель кинотеатра всегда будет уверен, что ему не придется в один «прекрасный» момент искать срочную замену или самому заниматься насущными вопросами проката. Во-вторых, с компанией можно вести официальные расчеты, сокращая в разы затраты на содержание собственного штата сотрудников. В-третьих, мы предоставляем более широкий спектр услуг в «одном окне».
- Какой именно?
Елена Костюкович: Кроме букинга, мы поддерживаем все жизненно важные процессы работы кинотеатра: контролируем предоставление жестких дисков, цифровых ключей, фильмокопий, рекламных материалов, поддерживаем веб-сайт кинотеатра в актуальном состоянии, организуем онлайн-продажи билетов, занимаемся аудитом ценообразования и внедрением систем лояльности.
Елена Хажинская: Хочу добавить, что деятельность нашей компании можно разделить на четыре направления. Елена сейчас подробно рассказала про первое и главное: букинг и сопровождение процесса кинопоказа. Второе наше направление - это полное или частичное управление concession-барами, включая переговоры с поставщиками, заключение договоров поставки, постоянный аудит ассортимента и изучение спроса, организация акций для повышения продаж, тренинги персонала и т.д. Третье направление - привлечение клиентов для размещения коммерческой рекламы в кинотеатре и организация мероприятий. И четвертое - это консалтинг по открытию и строительству кинотеатров. И я, и Елена за многолетнюю работу в кинобизнесе участвовали в открытии большого количества кинотеатров. В этом году наша компания помогла запустить уже два новых кинотеатра.
- А можно поподробнее про строительство? Очень интересно, как две хрупкие девушки занимаются стройкой?
Елена Костюкович (улыбается): Нет, мы, конечно, сами ничего не строим. Мы консультируем наших клиентов, как это лучше делать. Вот есть, например, хозяин торгового комплекса, и ему очень хочется иметь у себя еще и кинотеатр, а как это сделать, он не знает. Крупные сетевики к нему не пойдут - он для них «мелковат», а частного инвестора найти тоже непросто, так как этот бизнес не быстроокупаемый, да и инвестор может побояться вкладывать деньги в сферу, в которой не разбирается. Вот тут мы и пригождаемся. Мы рассказываем хозяину торгового центра о том, с чего начать, как построить, с кем сотрудничать.
Елена Хажинская: На этапе консультирования мы выступаем в интересах заказчика с целью оптимизации затрат на открытие кинотеатра. В качестве следующего шага мы предоставляем услуги по управлению кинотеатром.
- Как распределяются между вами сферы деятельности компании?
Елена Костюкович: На мне лежит, в первую очередь, вся творческая составляющая. Ну и еще я генеральный директор.
Елена Хажинская: Ну а мне достается все рутина документооборота и финансов.
- Как вы оцениваете последние новости о поддержке в первом чтении квотирования российского кино?
Елена Хажинская: Я думаю, что многие наши коллеги знали меня как директора по прокату компании «Наше кино» и помнят, как я с пеной у рта зачастую доказывала необходимость демонстрации того или иного российского фильма. Я до сих пор уверена, что российскому кино в кинотеатрах предоставляется недостаточно места. У нас перед глазами сейчас прекрасный пример фильма «Легенда №17». Во всех наших подопечных кинотеатрах, кроме однозальников, он идет уже пятую неделю. И мы будем его продлевать еще и еще, потому что интерес к нему не угасает. Соглашусь с коллегами, которые утверждают, что большинство российских фильмов не дадут возможности кинотеатру заработать максимально возможное количество денег. Если предположить, что одинокий, не сетевой, однозальный кинотеатр будет отдавать хотя бы 20% ежедневного кинопоказа российскому кино, то проще его просто закрыть. Законопроект отправили на доработку, но мне, честно говоря, видится только один выход по возможности введения квотирования - это общегодовой подсчет доли показа в кинотеатре, а не ежедневный или ежемесячный. Один новогодний период с обилием русских блокбастеров уже может помочь однозальнику выполнить годовой план. Хотя, конечно, сказала и сама ужаснулась: какой может быть план для кинотеатра?..
- Каковы ваши прогнозы на летний период?
Елена Костюкович: Мне очень нравится перспектива показа этим летом. Каждую неделю или через неделю выходит блокбастер. Несмотря на отток населения из городов, мы надеемся, что выручка останется на уровне зимних месяцев.
- Как вы оцениваете динамику электронной покупки билетов?
Елена Хажинская: Это очень быстрорастущий сегмент, поэтому независимым кинотеатрам необходимо срочно налаживать продажу билетов через Интернет. Мы, естественно, в этом нашим клиентам тоже помогаем.
- Как вам кажется, не «умирает» ли 3D-формат в кинотеатрах?
Елена Костюкович: Во время показа весенне-летних блокбастеров, особенно анимационных, об этом говорить однозначно преждевременно. Мы, конечно, всегда даем зрителю возможность посмотреть фильм в обеих версиях, так как некоторые уже не хотят смотреть «кино в очках». Но многие фильмы, не буду называть какие, чтобы никого не обидеть, совсем не нуждаются в 3D-формате.
- Как вы оцениваете стремление многих кинопрокатных компаний выпускать кино только в цифровом формате?
Елена Костюкович: Нам сложно как-то это оценивать. Прокатчики констатируют факт наличия только цифрового носителя, и мы, к сожалению, для некоторых наших неоцифрованных клиентов вынуждены зачастую отказываться от той или иной картины. Но тенденция очевидна - скоро мы все перейдем на цифру.
- Вы рекомендуете владельцам кинотеатров как можно быстрее переходить на «цифру»?
Елена Хажинская: Если у хозяина кинотеатра есть такая финансовая возможность, то это необходимо делать. Но мы своим клиентам советуем все-таки в одном зале оставлять и пленочный проектор, для возможности показа ретроспектив или фильмов школьной программы, которые у нас еще не все оцифрованы.
- По вашему мнению, возможно ли объединение разрозненных несетевых или мелкосетевых кинотеатров в единую сеть?
Елена Хажинская: Есть несколько попыток удачной и неудачной консолидации кинотеатров. Киноальянс рассказывает об успехах в обсуждении и решении насущных проблем кинобизнеса. Мне доподлинно известно, что это успех не только киноальянса, а также кинопродюсеров и других представителей киносообщества. Хотелось бы в первую очередь научиться друг друга слушать и слышать, после этого возможна некая общность. А по сути вопроса хочу заметить, что мы, как компания, представляем для прокатчиков некую мини-сеть «под крылом» «Оптима кино» именно независимых и мелкосетевых кинотеатров. И прокатчикам выгоднее иметь дело с одной компанией, которая будет представлять 50 кинотеатров, чем расписывать фильмы с каждым кинотеатром отдельно. Мы ведем с прокатчиками разговор на профессиональном языке, контролируем документооборот и своевременные проплаты.
- Испытываете ли вы конкуренцию?
Елена Костюкович: Рынок достаточно большой, и конкуренции мы не чувствуем. Места хватит всем. Мы только рады, что рынок становится цивилизованнее и что кинобизнесмены на местах начинают понимать, что бизнес надо доверять профессионалам. Кинорынок вошел в такую фазу, когда несетевыми кинотеатрами становится востребованной услуга по комплексному управлению.