Мы за то, чтобы пробовать новые подходы Сергей Демчев
26.09.2024

3 октября в кинотеатральном показе стартует фильм «Формула воды» от киностудий «Союзмультфильм» и Magic Factory. Прокатом занимается кинокомпания «Атмосфера кино». 

В центре сюжета – история девочки-подростка Даны, живущей на одном из островов планеты-океана среди мутантов. Героиня становится целью пиратов-головорезов, которые считают ее ключом к легендарному сокровищу – источнику питьевой воды. Спасаясь от пиратов, Дана знакомится с труппой бродячих артистов – вместе им предстоит пережить яркие и опасные приключения, стать настоящими друзьями и разгадать тайну сокровища.

Кроме приключенческой составляющей, лента также затрагивает актуальную для всего мира экологическую проблематику. О работе над картиной нам рассказал генеральный директор компании Magic Factory Сергей Демчев.

Корр.: Дефицит пресной воды - казалось бы, не самая актуальная тема, особенно для мультфильма. Почему вы решили об этом рассказать?

Сергей Демчев: Здесь, в России, обычное дело - включить воду и выйти из комнаты, заняться своими делами, не думая о бережном отношении к использованию воды. Однако во многих странах этот вопрос стоит уже очень остро: по данным экспертов, уже почти половина населения нашей планеты в той или иной степени страдает от нехватки пресной воды. Это уже сейчас обсуждается во всем мире и, как говорят эксперты, если сейчас ничего не предпринимать, эта проблема будет критически ощутима через лет 20.

История с дефицитом воды родилась у нас в пандемию. Нам захотелось сделать кино о том, что кажется незыблемой данностью, но может в один миг исчезнуть. Это может быть что угодно - семья, дружба, любовь, беспрепятственное общение с близкими, вода. И эти, казалось бы, естественные вещи могут быть утрачены в один миг - и только утрата демонстрирует нам всю важность этих ценностей. Похожие смыслы Magic Factory будет развивать и в своем следующем фильме «Царевна Лягушка», где мы покажем мир, в котором исчезла любовь.

В «Формуле Воды» перед зрителем предстает некая планета, которая уже столкнулась с проблемой дефицита пресной воды. Она покрыта соленым океаном, а острова населены мутантами. Но главная героиня Дана явно отличается от всех ее обитателей.

- Для кого этот мультфильм? Кто его зритель?

- Наша лента - для широкой семейной аудитории. Здесь есть и яркая, богатая на детали картинка, и приключенческий сюжет, и глубокий смысл. Кроме того, мы затрагиваем подростковую проблематику, поскольку главная героиня Дана является подростком, которая ощущает себя «не такой, как все», чужой в этом мире. А это состояние более чем знакомо каждому подростку. Ну и в фильме показано, как с помощью смелости, дружбы, любви, высокой цели можно найти себя и помочь другим.

- У «Формулы воды» очень запоминающийся визуальный ряд. Есть ли у этого мира какие-либо референсы?

- Когда мы только начинали работу, визуально-настроенческими референсами были «Пятый элемент», «Первому игроку приготовиться», «Валериан и город тысячи планет». Мы ставили себе задачу создать с чистого листа оригинальный мир с собственными правилами, культурой, народами, историей. И в этом смысле нам было интересно поработать с опытными концепт-артистами из десятки лучших мировых специалистов. Это такие профессионалы, как Майкл Кутше, Иван Уэйтман, Андрей Рябовичев, Калум Александер Уотт. Вы спросите: разве у нас в России нет таких специалистов? Конечно, есть. И я верю, что в ближайшие годы их станет больше. Но в случае с «Формулой» нам был интересен именно опыт работы с международными звездами. Российская анимация развивается по индустриальному пути всего каких-нибудь 20-25 лет, до этого она шла совсем по иному - скорее, по авторскому направлению, поэтому изучать подход зарубежных коллег для нашей команды очень важно, чтобы создавать собственный стиль с учетом того, что было придумано до нас.

Так вот, на основе наших описаний международная команда авторов разработала концепты, которые легли в основу нашей вселенной. Здесь продумывалась каждая мелочь, каждая деталь - от элементов одежды до природных ландшафтов. Возьмите любой механизм в этом фильме - даже если на экране не показано, как он работает, наш режиссер Артем Минаков досконально расскажет принцип его действия, как будто сам там бывал ежедневно. Мы даже придумали название этому морскому механизированному стилю, который у нас получился – coralpunk, по аналогии со steampunk.

Наша команда буквально «поселилась» внутри этого мира. Это очень богатый, вовлекающий, красивый, фантазий мир, аналогов которому у нас в России еще нет.

- Почему вы выбрали такой способ создания анимационной ленты - с помощью захвата движения?

- Наша студия изначально собиралась как команда единомышленников, которые смотрят на шаг вперед. Мы начали применять Unreal Engine и захват движения (motion capture) еще несколько лет назад при производстве мультсериала «Тайны медовой долины», а затем продолжили при создании полнометражного фильма «Чинк: Хвостатый детектив» и далее - в работе над «Формулой воды». И это совсем другой способ режиссерского мышления, поскольку создание анимационного фильма таким способом больше походит на кинопроизводство с акцентом на актерскую работу. Только актеры играют в этом случае в виртуальном мире, и у режиссера всегда есть возможность переместиться в любую его точку, чтобы, например, переснять сцену, что-то в ней поправить. Человеческая пластика, Unreal Engine, motion capture — это в данном случае инструменты, с которыми можно и нужно научиться работать, и которые в руках талантливых людей могут производить шедевры. Мы за то, чтобы пробовать новые подходы, искать новые инструменты для того, чтобы добиться высокого качества в сокращенные сроки — от нас этого требует современность, сама индустрия, в которой требуется все больше контента. 

- Как вы подбирали артистов для работы над образами героев, над пластикой и мимикой?

- Какие-то персонажи изначально создавались под конкретную звезду. Например, так было в случае с Эвелиной Бледанс, пластику и мимику которой можно узнать в строгой капитанше Клэр. Niletto появился тоже почти сразу - нам был нужен спортивный, харизматичный парень на роль Маго - и поп-звезда здесь вписался идеально. Тем более, вместе с ним в картине появились прекрасные романтические песни. И надо сказать, Данил нас очень впечатлил своей простотой, открытостью и трудоспособностью. Дело в том, что работа в motion capture - занятие довольно «потное»: по требованию режиссера тебе приходится в энный раз выполнять какой-либо трюк или, например, часами висеть под потолком, пока нужное качество движения не будет достигнуто. И прославленный Niletto с полной самоотдачей выполнил все требования, часами работая в зале. Здесь пришлась ко двору и его серьезная физическая подготовка, и танцевальная пластика. Идеальный циркач! И это при том, что, я вас уверяю, мы на своем веку видели множество даже именитых звезд кино, театра, медиа, у которых получалось работать только голосом в озвучке или только пластикой в зале motion capture. Niletto справился и с тем, и с тем.

Сложности возникли только с актрисой на роль главной героини Даны - здесь нужна была именно такая юная, угловатая, подростковая пластика, которую никак не могли передать наши более возрастные актрисы. Однако, когда в проекте появилась 20-летняя популярная блогер Юля Гаврилина, мы получили то, что хотели.

«Вишенкой» на «мокап-торте» стал известный танцор и хореограф Мигель, который блестяще справился с ролью Проныры.

- Главу пиратов, Командора озвучивает Сергей Гармаш. Знаменитый актер тоже работал в технике motion capture?

Нет, Командора в motion capture сыграл другой актер. Это визуально массивный, основательный, царственный герой, и мощная харизма Сергея Леонидовича великолепно наполнила его образ в процессе озвучки. Наш фильм украсили и другие звездные голоса. К примеру, Борис Смолкин прекрасно подошел на роль мудрой Акулы, а Александр Олешко добавил «плюшевого» добродушия образу еще одного фактурного члена группы циркачей - великану Дину.

- Можно ли сказать, что «Формула воды» — это пример того, как стираются границы между кино и анимацией?

- Да, этот процесс особенно очевиден в мировом контексте. Стираются границы между кино, анимацией, компьютерными играми, дополненной реальностью. В последние годы мы видим множество франшиз, часть из которых, например, «Аркейн» или «Кастлвания», имеют в первоисточнике компьютерную игру. И наоборот, по популярным десятилетиями хитам Disney и Pixar продолжают выходить все новые и новые компьютерные игры.

У современного поколения формируется свое особое восприятие реальности, весомая часть которой постигается посредством гаджетов, а значит, с помощью цифрового изображения. У молодого поколения формируется своя визуальная эстетика, свойственная духу времени.  Именно с этой аудиторией нам нужно вести диалог. Чтобы донести полезные и важные смыслы на понятном им языке и в привычной для них визуальной форме, мы должны использовать актуальные инструменты повествования.

«Формула воды» в этом смысле - актуальный проект. В работе над фильмом мы совместили богатый, насыщенный вымышленный мир и живую актерскую игру. И этот мир оставляет простор и для развития различных сюжетных линий, и для перемещения в иные мультимедийные форматы: одновременно с созданием ленты мы начали также работу и над компьютерной игрой.

Вероятно, в будущем традиционные форматы кино будут трансформироваться в какие-то другие формы, поскольку привычки потребления контента будут стремительно меняться, как и способы его создания. Смотрите, еще несколько десятилетий назад мы, по сути, знали только два формата в анимации – короткометражки для ТВ и полнометражные фильмы для кинотеатров. Сейчас же зрителю предлагается масса разноформатного контента от мини-веб-сериалов до масштабных многосерийных франшиз и фильмов в формате VR.

- Говоря о развитии технологий, нельзя не упомянуть возрастающую роль искусственного интеллекта. Работа в анимации - творческая, однако, здесь весомую роль играют также и сугубо технологические процессы. Поэтому, вероятно, что часть профессий уйдут в прошлое ....

- И не надо этого бояться! Таких революций наша история знала великое множество. Каждое меняющее уклад жизни технологическое обновление меняло рынок труда, будь то электричество, фотоаппарат или ИИ. И я думаю, рынок труда в очередной раз трансформируется. Да, какие-то профессии уйдут, но на их месте возникнут новые.

Magic Factory можно назвать ИИ-позитивной компанией – мы сами разработали ИИ-приложение для создания анимации, которое позволяет по текстовому запросу создавать анимированную сцену с персонажами. Оно уже применено нами при создании массовых сцен. Сейчас мы продолжаем заниматься обучением этого ИИ.

В целом, я думаю, что в будущем ИИ подтолкнет нас к тому, что креативность человека будет становиться все более востребованным качеством. Ведь сам по себе ИИ генерирует контент из того, что уже было создано ранее. А человек может создать по-настоящему новые, уникальные идеи и мысли.

- Чего ждать зрителям от грядущей премьеры, к чему готовиться?

- Готовиться отвлечься от всех дел и на час с лишним погрузиться в сказочную и очень красивую вселенную, пережить приключения – ну, и задуматься о том, как может быть ценно то, к чему мы давно привыкли.

 


Кто:  Сергей Демчев

Возврат к списку

Полная версия сайта