Глава «Киноплана» Анатолий Кузьменко прокомментировал восемь лет работы компании на рынке и рассказал о приоритетных направлениях ее деятельности.
Евгений Володин: «Киноплану» исполнилось восемь лет. Почему восемь лет назад вы решили посвятить себя именно этой сфере деятельности - автоматизации кинотеатров?
Анатолий Кузьменко: Мы начали заниматься автоматизацией процессов деятельности кинотеатров потому, что, как это ни покажется сегодня странным, комплексных систем управления кинотеатром на российском рынке не было. На тот момент в нашей стране существовало несколько различных билетных систем и совсем немного программных пакетов по автоматизации, но это были совершенно разрозненные, сложные в использовании и очень несовершенные продукты. Репертуарное планирование велось, как правило, вручную, когда в специализированных изданиях раз в неделю публиковались списки ближайших релизов, а букеры расписывали свои залы с использованием примитивных средств - электронных таблиц или даже простых бумажных блокнотов!
Будучи адептами тотальной автоматизации всего, что теоретически можно автоматизировать, мы увидели в этой индустрии огромные перспективы для внедрения комплексной системы управления кинотеатрами. Начали мы с создания эффективной системы автоматизированного репертуарного планирования. Выпущенная на рынок восемь лет назад база данных автоматически обновляемых релизов по сей день пользуется огромным спросом, фактически став стандартом для всех участников индустрии.
- За прошедшие с тех пор годы «Киноплан» вырос в авторитетнейшую компанию с широким спектром продуктов автоматизации. Насколько высоким спросом пользуются ваши разработки? Есть ли на рынке аналогичные системы и в чем специфика вашей продукции?
- Сейчас наша компания считается безоговорочным лидером в своем сегменте российской киноиндустрии. В той или иной форме нашими системами на повседневной основе пользуются более 70 % участников рынка. Комплексных систем, аналогичных нашей, на отечественном рынке не существует; более того, и за рубежом сегодня нет технологических решений, позволяющих автоматизировать абсолютно все аспекты деятельности современного кинотеатра. Нам удалось создать уникальный продукт, в котором, подобно пазлу, все эти аспекты собираются в единую систему - от репертуарного планирования и продажи билетов до автоматического управления кинопоказом и динамического формирования рекламных блоков.
Использование продуктов «Киноплана» позволяет существенно снизить издержки и повысить эффективность и прозрачность процессов.
- Вы сказали, что вашими системами пользуются 70 % участников рынка, а значит, с остальными 30 % ведут дела ваши конкуренты. Какие продукты у них?
- Во-первых, для управления некоторыми небольшими независимыми киноплощадками не требуется полномасштабной системы автоматизации - им хватает какого-то базового функционала. Во-вторых, в России существует одна крупная кинотеатральная сеть, которая несколько лет назад стратегически выбрала в качестве средства автоматизации зарубежную систему. Однако, несмотря на это, даже наши прямые конкуренты не оспаривают тот факт, что системы «Киноплана» лидируют на российском рынке. Все наши новинки, которые мы традиционно представляем каждый год на «Кино Экспо», в течение следующего года в том или ином виде внедряются и в другие системы, присутствующие на рынке. Таким образом, мы задаем вектор развития для всей индустрии.
- Какие новые решения «Киноплана» пользуются особым спросом?
- Из главных новинок этого года хотелось бы особо выделить «Кинопульс» - систему динамической аналитики, позволяющую отслеживать показатели деятельности кинотеатра в режиме реального времени, тестировать гипотезы по увеличению выручки и выявлять точки низкой эффективности. Еще один предмет нашей гордости - система «Кинозрение», которая делает возможным исключить из штата кинотеатра контролеров и поручить проверку посещаемости залов искусственному интеллекту.
- У этой системы есть зарубежные аналоги?
- За рубежом предпринимались попытки создания подобных продуктов, но все они окончились неудачей по причине того, что такое технологическое решение не может существовать обособленно. Оно обязательно должно функционировать в комплексе с остальными элементами управления кинотеатром, такими как билетно-кассовая система, системы управления кинопоказом и контроля выхода трейлеров, - и лишь тогда это дает необходимый синергетический эффект. Все, кто пытается создать отдельную систему автоматизации видеонаблюдения, сталкивались с непреодолимыми сложностями при интеграции ее с другими продуктами, тогда как наше «Кинозрение» с самого начала разрабатывалось как элемент единой комплексной системы управления большим кинотеатром.
- Какие направления деятельности «Киноплана» вы считаете самыми приоритетными?
- Пожалуй, самым интересным и перспективным направлением сегодня можно назвать повышение эффективности кинотеатра: выявление в схеме его функционирования слабых мест и фокусировка на них внимания управленческого персонала. По моему глубокому убеждению, в современном мире строить бизнес без воздействия на неэффективные процессы невозможно, особенно в нынешней, стрессовой для рынка ситуации. Очевидно, что наибольшую прибыль будет приносить самое эффективное предприятие, и наша задача - помочь владельцам кинотеатров сделать свой бизнес таковым.
- Это то, что Михаил Жванецкий называл «изысканием внутренних резервов»?
- Не совсем. Во времена, когда Жванецкий сочинял свои бессмертные произведения, мир был менее динамичным, и пресловутые резервы можно было спокойно искать месяцами. В современных же условиях возникает необходимость, например, быстро проанализировать, почему выручка в баре сегодня снизилась по сравнению со вчерашним днем. Если оперативно не сделать правильных выводов и не скорректировать рабочие процессы, то проблема будет усугубляться, а доходы станут падать.
- Какие из решавшихся вами задач вам особенно запомнились своей оригинальностью, необычностью или изящностью решения?
- По сути, каждая задача, с которой мы сталкивались, была в своем роде революционной. За восемь лет работы на рынке мы создали огромное количество продуктов, принципиально изменивших подход к автоматизации работы кинотеатров.
В качестве одного из самых свежих и ярких примеров можно привести решение по автоматизации рекламы. Оно предусматривает подстройку рекламного блока в режиме реального времени к возрастным, гендерным и количественным характеристикам аудитории, собравшейся в кинозале. Это была весьма сложная и интересная задача, с которой нам удалось справиться.
- Какие цели вы ставите перед компанией сегодня? Расскажите, пожалуйста, о ее ближайших планах.
- Сейчас главной задачей для нас является перевод рынка на новую билетно-кассовую систему «Премьера 5». На мой взгляд, это лучшая программа такого рода не только в России, но и в мире. За годы работы на отечественном рынке наша «Премьера» зарекомендовала себя как высокоэффективная, удобная и надежная билетная система, через которую проходят миллионы транзакций и миллиарды рублей. Выход новой версии позволяет вывести все эти процессы на качественно иной уровень и знаменует первый шаг на пути к революционным преобразованиям в автоматизации кинопоказа.
- Чем новая, пятая версия отличается от четвертой и требуется ли дополнительная стажировка персонала для работы с ней?
- Интерфейс новой версии не содержит каких-либо принципиальных отличий от предыдущей, четвертой, равно как и не требует дополнительного обучения персонала. Напротив, мы учли все недостатки предыдущих версий и «скруглили острые углы», в результате чего система стала еще более интуитивно понятной и прозрачной.
- Вы говорите о выпуске новой версии и необходимости перевода на нее ваших клиентов. Это означает, что «Премьера» не обновляется в автоматическом режиме, как, например, приложения для смартфона или операционная система на компьютере?
- Если четвертая версия «Премьеры», появившаяся много лет назад, не позволяла автоматически обновлять продукт, то начиная с пятой версии мы заложили в нее функцию регулярного обновления. Мы планируем ежемесячно выпускать апдейт-пакеты, которые будут оперативно учитывать все изменения на рынке, например новые законодательные требования, касающиеся лицензирования той или иной продукции. Планируется, что пакеты исправлений будут упрощать существующие и вносить в систему новые функции, которые сделают ее еще более удобной.
Что касается планов, то главным нашим устремлением в 2022 году станет внедрение «Премьеры 5». Кроме того, мы рассчитываем широко распространить пакет аналитики «Кинопульс». Есть у компании и другие, не менее грандиозные планы, однако озвучивать их в этом интервью я считаю несколько преждевременным.