В середине июня в российский прокат выходит комедия Романа Артемьева «Человек из будущего», ставшая полнометражной киноверсией его короткометражки «Спаситель». Мы задали режиссеру несколько вопросов о его дебютной полнометражной работе.
Евгений Володин: Как вы стали режиссером?
Роман Артемьев: Я закончил актерский факультет ВГИКа, мастерскую Алексея Баталова. Еще до поступления на актерский факультет я хотел заниматься режиссурой, и вскоре после получения диплома закончил Высшие курсы режиссеров под руководством Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко. Правда, диплома об их окончании я так и не получил, поскольку посещал эти курсы в качестве вольнослушателя – но руководители курсов меня знали как актера и не возражали против того, чтобы я проходил обучение «самостоятельно».
- Но, несмотря на отсутствие диплома, необходимые знания вы получили?
- Да, и вскоре снял свою первую работу – короткометражный фильм «Тася», который был отмечен призом международного жюри и дипломом жюри продюсеров на фестивале «Киношок» в 2007 году. Затем картина была отобрана для участия в кинофестивале в американском городе Теллурайд, штат Колорадо. Это довольно старый и известный фестиваль, собирающий интересные киноработы со всего мира, его участниками в разное время были Андрей Тарковский и Алексей Балабанов. После участия в фестивале в Теллурайде мой дебютный фильм был показан еще и в Нью-Йорке…
- Таким образом, ваша первая работа была замечена на международных кинофестивалях. Мало кому из новичков так везет!
- Фильм был показан на нескольких международных киносмотрах и получил ряд призов. Но следующая моя работа оказалась совершенно другой.
- Очевидно, мы говорим о короткометражной картине «Спаситель». Чем вас привлекла идея «Спасителя»?
- Мне понравилась история про маленького человека, который пытается спасти планету. Вообще все герои этой картины – не супергерои, а наоборот, простые люди – кассирша в супермаркете, научный сотрудник в исследовательском институте. Я про себя называю сюжет этой ленты «MARVEL по-русски»! (смеется)
- По какому принципу вы подбирали актеров?
- По таланту. Изначально в сценарий напрашивался совершенно другой типаж главного героя – классический красавец, высокий, статный. Но интуиция подсказывала, что для данной истории это банальный штамп, и в итоге сценарий был переписан процентов на 70.
- Сколько времени заняла работа над «Спасителем»?
- Над фильмом работала группа из семи человек, и мы сняли его очень быстро - всего за пять дней. А всего на работу над «Спасителем» ушло около полугода. Я довольно долго искал актера на главную роль, мы перепробовали очень многих, пока однажды моя мама посоветовала мне пригласить Александра Числова, с которым мы когда-то вместе снимались. Я провел пробы, и понял, что Александр – именно тот актер, который мне нужен, и в дальнейшем сценарий шлифовался именно под него. А исполнительница главной женской роли была найдена практически сразу – Сэсэг Хапсасова пришла на кастинг одной из первых и сразу же была утверждена.
- Наше издание о бизнесе, и я не могу не задать вопрос – на какие средства вы снимали свои первые фильмы?
- Все свои первые короткометражки я снимал на собственные деньги. Бюджет первого фильма «Тася» составил $15 тысяч, причем половину этой суммы мне одолжил приятель. Этот фильм мы окупили практически наполовину: он был продан на несколько телеканалов.
Снимая свои первые картины, я не только учился режиссуре, но и старался не забывать считать деньги, ведь вопрос окупаемости стоял достаточно остро. Когда работаешь с продюсерами, финансовые вопросы, казалось бы, отходят на второй план, но это не так - в любом случае, о бюджете приходится помнить.
Что касается «Спасителя», то он оказался весьма прибыльным. Нам удалось снять эту картину всего за 60 тысяч рублей, а доходы составили около 700 тысяч. Картина получила в 2013 году на фестивале короткого метра «Короче» главный приз и денежную премию в размере полумиллиона рублей и еще около двухсот тысяч мы заработали на других фестивалях. Теперь с нетерпением ждем, как отработает полнометражный фильм «Человек из будущего», снятый по мотивам «Спасителя».
- Что, на ваш взгляд, привлекло в вашей картине такого известного продюсера, как Сергей Сельянов?
- Наверное, наш «Спаситель» достаточно заметно выделяется из общей массы того, что снимается сегодня в нашей стране, и Сельянова в этой истории привлекла именно ее оригинальность. По крайне мере я стремился к этому.
- Вы снимали «Человека из будущего» с прицелом на коммерческий прокат или рассчитывали на участие картины в кинофестивалях?
- Конечно, мы рассчитывали выпустить этот фильм в кинопрокат. Но, работая над «Человеком из будущего», я понимал, что снимаю не чистую комедию, и в сценарии это уже было заложено – картин в этом жанре в России производится, пожалуй, слишком много, и не хотелось утонуть в этом разнообразии. На фокус группе кто-то сказал, что это «пощечина гламуру и комедийному дурновкусию» (смеется). Меня это повеселило. Вместе с тем я не лишен здорового честолюбия и мне хочется выйти со своим произведением на широкую зрительскую аудиторию – как здесь, так и за рубежом. Я не очень понимаю словосочетание «кино не для всех», не могу для себя ответить на вопрос – а для кого тогда это кино? Кино – это все-таки достаточно дорогостоящее искусство, и коммерческая отдача, положительная реакция публики не менее важна, нежели признание критиков. Сегодня кинематографисты хотят, чтобы их фильмы окупались и приносили прибыль, и я не исключение: я стараюсь соблюдать баланс между искусством и коммерцией. Я верю в архетип универсальной истории, доступной для понимания любой аудиторией. И мысль, идею никто не отменял.
- В этом плане вам, можно сказать, повезло. Сергей Сельянов - один из немногих российских продюсеров, фильмы которого часто окупаются и приносят прибыль.
- Я реалист и прекрасно понимаю, что и у компании СТВ, и у «Нашего кино» окупаются преимущественно крупные проекты. Я отдаю себе отчет в том, что моя дебютная работа вряд ли получит широкую роспись, и возлагаю определенные надежды на кинотеатры, которые могут в случае неплохого отклика от публики продлить или расширить прокат.
- Кем для вас является продюсер?
- Думаю, продюсер должен быть «одной крови» с режиссером, нужно уметь общаться на одном языке. Безусловно, и продюсер, и режиссер должны идти на компромиссы, но эти компромиссы ни в коем случае не имеют права отражаться на качестве картины (мы сейчас говорим не о конформизме).
Продюсер – это человек, который производит то, что можно продать, а хороший продюсер – это тот, кто продает то, что производит.
- Если работа над «Спасителем» заняла полгода, сколько же по времени длился проект «Человек из будущего»?
- Еще в 2013 году, после завершения работы над «Спасителем», у нас с моим соавтором сценария возникла идея развить историю и снять полный метр. В итоге уже после участия в ММКФ и фестивале «Короче» мы написали первый вариант сценария полнометражной картины, который предполагал весьма приличный бюджет. Я тогда думал, что не совсем готов к такой серьезной работе и считал, что очень многое следует переделать – вплоть до внесения изменений в уже готового «Спасителя». Мы отложили этот сценарий и написали другой, более схожий со «Спасителем», и уже этот вариант я показал Сергею Сельянову. Буквально через пару дней он перезвонил и предложил обсудить возможность совместной работы.
Кстати, если не ошибаюсь, в истории современного российского кинематографа это едва ли не первый случай, когда из готовой короткометражки вырастает полнометражный фильм, а не альманах, включающий в себя исходную короткометражку в качестве одной из новелл.
- Вы планируете строить свою дальнейшую работу, отталкиваясь от итогов проката «Человека из будущего», или у вас есть другие планы, не связанные с коммерческим прокатом вашей дебютной полнометражной работы?
- Ну, во-первых, в любом случае я сделаю выводы. А во-вторых, у меня всегда есть, что предложить. Я пишущий режиссер и у меня есть готовые разножанровые сценарии. Я всегда открыт для диалога.
- Есть ли конкретные договоренности по реализации каких-либо из этих проектов?
- Мои сценарии читают, ко мне присматриваются. Ждут выхода «Человека из будущего», чтобы оценить мой потенциал. На дебютантов всегда возлагают какие-то особые надежды, но я не хотел бы, чтобы они оказались чересчур завышенными. На данный момент моя задача – заявить о себе, показать фильм как можно более широкой публике, продемонстрировать, на что я способен. Я благодарен Сергею Сельянову, который предоставил мне максимальную свободу, практически не вмешивался в процесс работы и лишь изредка давал точные советы и определенные подсказки, особенно на этапе монтажа. В результате длительность фильма составила 75 минут, что для комедийного жанра очень неплохо.
- Как выбиралась дата премьеры?
- Изначально планировалось выпустить картину в феврале-марте, но хотелось поддержать выход в прокат участием в каком-нибудь крупном фестивале, и мы послали ее отборщикам Кинотавра, перенеся дату премьеры на 16 июня вне зависимости от того, возьмут или не возьмут ее в конкурс. В итоге фильм все же попал в конкурс и выходит в прокат буквально через пару дней после участия в крупнейшем киносмотре российского кино (показ на «Кинотавре» состоится 12 июня).
- Включение вашей картины в конкурс «Кинотавра» стало приятным бонусом…
- Да, и надо сказать, что весь процесс работы над этим фильмом сопровождался везением. По словам более опытных старших товарищей-кинематографистов, в этом проекте было много сложных моментов - съемки на Красной площади, огромная массовка, экспедиция, вертолеты, масса объектов… Все это - элементы не дебютного фильма. Но для меня это не имело значения. У меня было желание снять кино. Мы работали в удовольствие. Во многом благодаря профессионализму команды и авторитету Сергея Сельянова, мы уверенно преодолели все трудности.