Егор Пазенко
23.04.2012
Егор Пазенко – разносторонний, многогранный актер. Имея кинематографический опыт работы за рубежом, Егор живет и снимается в России. За свои 40 лет актер сыграл в пятидесяти картинах, поработав практически во всех жанрах.
Егор Пазенко – разносторонний, многогранный актер. Имея кинематографический опыт работы за рубежом, Егор живет и снимается в России. За свои 40 лет актер сыграл в пятидесяти картинах, поработав практически во всех жанрах.
Кинобизнес сегодня: Вы окончили самый престижный и авторитетный театральный вуз страны. Ведь Школа-студия МХАТ – единственное творческое высшее учебное заведение России, диплом которого котируется во всем мире. Как, на ваш взгляд, сегодня эволюционирует понятие школы в русском театре?
Егор Пазенко: Мне сложно говорить о театре, поскольку я сейчас мало занят в театральных постановках. Работа на сцене ограничивается спектаклем Владимира Мирзоева «Дракон» по пьесе Е. Шварца, в котором я с удовольствием играю Ланцелота. Так что говорить о взаимопроникновении артистов мне было бы проще на примере кино и телевидения. Убежден, что и в кино, и в театре следует руководствоваться принципом «не партнер для тебя, а ты для партнера». Это то, чему учат на первых курсах Школы-студии МХАТ, - такой момент взаимопроникновения, «мини-любви». Христианской любви, вне зависимости от пола артиста. Нужно помогать партнеру, а он должен отвечать тебе тем же. Я с тревогой слежу за тем, что происходит сегодня в нашем кино. В погоне за прибылью мы теряем школу советского кинематографа. Когда вышел «Личный номер», я подумал: «Ну вот, началось! Лет через десять мы будем жить почти как в Голливуде, и уж точно лучше, чем в Европе». Такого количества талантливых людей, как у нас, нет ни в одной другой стране. Но почему-то их потенциал расходуется в никуда - он или распыляется, или не находит точки приложения. У меня много удачных ролей на ТВ, которые люди знают и любят, и мне это очень приятно. А в кино по-настоящему главной положительной роли у меня пока не было, но я жду ее. Мне бы хотелось, чтобы моя русская внешность больше использовалась, например, в исторических проектах.
Сегодня необходимо поменять зрительские приоритеты. Нужно больше снимать лент о России - от сказок до исторических фильмов. В прошлом нашей страны есть многое, чего не знают ни взрослые, ни дети. Сегодня зритель хочет пойти в кино и развлечься, получить некий аттракцион. «Длинный скучный фильм» не привлекает массового зрителя, он не желает смотреть драмы. На примере некоторых последних картин видно, что мы умеем совмещать мэйнстрим и «человечное» кино, но пока таких проектов не так много.
- Сегодня российское кино в основном развивается в двух радикальных направлениях – коммерческий кинематограф не очень высокого вкуса для массовой аудитории и «высокохудожественный» арт-хаус, который часто с трудом понимает даже искушенный зритель. Как вы считаете, что необходимо отечественным кинематографистам, чтобы производить нормальное хорошее кино для нормального умного зрителя?
- Надо расширять духовный мир нашего зрителя. Современные фильмы должны учить всепрощению и демонстрировать на экране изменения в людях. Герои картин должны эволюционировать - от плохого к хорошему. Нужно прививать зрителю интерес к российскому кинематографу, в том числе и через СМИ. Ходить на отечественные фильмы должно стать нормой. Государственная программа по развитию патриотического кино пока малоэффективна, а наше кинопроизводство должно быть более прозрачным. Блокбастеры должны сниматься с господдержкой, но при этом производители должны отчитываться по расходу денежных средств. Люди, участвующие в сфере кино, должны быть заинтересованы в успешном прокате картины. Как продюсеры, так и артисты. Непонятно, почему до сих пор не введена система единого билета. Малым российским городам нужны государственные кинотеатры. Сейчас там зачастую просто некуда пойти, а кино – это ведь не только кинозал, это еще и кафе, и ресторан, и даже некое торговое место. Между прочим, в советское время за счет кинематографических сборов частично финансировалось здравоохранение.
- В вашей творческой биографии особое значение имеет телефильм «Настоятель». Как вы считаете, насколько сочетается формат федерального телеканала с клерикальной тематикой? Правильно ли, что зритель вынужден смотреть кино на религиозную тему, прерываясь на рекламу?
- Соглашаясь на роль в этом фильме, я понимал, какую большую ответственность беру на себя. Мне очень понравился сценарий, но я не знал, как подойти к такой роли. Имею ли я моральное право ее сыграть? В итоге мне пришлось обратиться за советом к моему духовному отцу. Он сказал мне одну важную вещь: «Если после просмотра этого фильма хоть один человек зайдет в храм, значит, ты не зря делаешь свое дело». И с этим чувством я приступил к съемкам. Уверен, что такие фильмы приносят пользу, это - путь добра и милосердия. У картины был самый высокий рейтинг за неделю среди всех телефильмов по всем каналам и шестой по стране среди всех передач. Никто не ожидал, что зритель хочет смотреть такое кино. Поэтому появился «Настоятель-2», и я надеюсь, что последует и «Настоятель-3». Ко мне часто подходят люди на улице и в храмах, узнавая именно по этой роли. Однажды женщина подошла ко мне: «отец Андрей». Я говорю, что меня зовут Егор Пазенко, я – артист, а она отвечает: «Да, я все понимаю, но мне все равно нужен ваш совет, отец Андрей». Зритель поверил нам, и духовенство к этой роли отнеслось хорошо. Основной постулат этого фильма – себя можно изменить, причем сделать это никогда не поздно. И мне кажется, сегодня людям очень важно это понимать. В фильме есть фраза, определяющая весь его смысл. На вопрос: «Добро должно быть с кулаками?» мой герой отвечает: «Добро просто должно быть».
- Какие отечественные полнометражные ленты последних лет на тему духовности вы считаете наиболее удачными и почему?
- «Поп» Владимира Хотиненко, «Остров» Павла Лунгина, «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова. Ведь в кино, затрагивающем духовные ценности, не обязательно должны быть купола церквей в кадре. Главное, чтобы фильм затрагивал душу.
- Какого кино вам не хватает, как зрителю и как артисту?
- Нам всем сегодня не хватает хорошего отечественного приключенческого кино. Вспомните фильм «Пираты ХХ века» или «Белое солнце пустыни». Такое кино можно снимать за сравнительно небольшие деньги, если расходовать бюджет по назначению. Во всем мире исторические фильмы и сериалы получают высокие рейтинги. Посмотрите на сборы «Трои», «Александра», «Первого рыцаря», «Спартака», рейтинг сериала «Игра престолов»! Все эти фильмы западного производства, но можно назвать и наши хорошие телесериалы на исторические темы.
- Вы работали с компанией Paramount. Какие элементы американского кинопроизводства вам хотелось бы привнести в российскую киноиндустрию?
- У американцев свой национальный тип героя, которого они хотели бы видеть. Спортивного телосложения, хорош собой, с юмором, сильный, ироничный - такой нравится женщинам. Мужчины смотрят и хотят быть похожими на него. Думают: «пойду, подкачаюсь, уберу живот». То же самое касается и героинь – красивые, обаятельные, харизматичные. Для зрительниц они пример для подражания. Это и есть одна из составляющих успешного американского кино. У нас же стереотип русского национального героя пока не сложился. Для меня до сих пор не совсем понятен процесс подбора артистов на роли в российских проектах. В американском кино все ясно - если человек профессионал, то он будет расти, на него работает четкая система, в которой взаимодействуют производственные компании, режиссеры, кастинговые агентства и СМИ. У меня был опыт работы на Paramount Pictures в Америке и Англии с режиссерами и актерами первой величины. Режиссер Филлип Нойс говорил мне: «Ты обязательно должен здесь остаться, учи язык, у тебя все получится». Возможно, если бы я остался на Западе, то лет через пять-семь достиг бы определенного уровня, и мог бы играть не только русских. Но моя творческая судьба сложилась по-другому, чему я, конечно, рад. В нашем кинематографе не хватает института «создания героев» - людей, на которых потом ходит зритель. Необходимо создавать актерскую популярность не на скандалах и историях взлета и падения, а культивировать позитивный пример актеров, для которых важна семья, дом, родина…
- Ваша фильмография насчитывает более 50 картин. В каком жанре вам еще не удалось поработать, но хотелось бы?
- Я с удовольствием сыграл бы русского богатыря в детской сказке. Только что закончил сниматься в масштабной исторической приключенческой картине о войне 1812 года под рабочим названием «Уланская баллада» режиссера Олега Фесенко, которую снимает компания «Централ Партнершип». Я играю реального исторического персонажа, боевого генерала Федора Петровича Уварова. Этот жанр мне очень близок, и я надеюсь, что у меня еще будут интересные исторические роли. Мечтаю сыграть в настоящем авторском кино: в моем багаже есть роль писателя-диссидента Никиты в картине Романа Балаяна «Райские птицы». С удовольствием поработал бы со Звягинцевым, Смирновым, Попогребским. К счастью, Россия богата талантливыми режиссерами, сценаристами, актерами – главное, чтобы все совпало. Хорошее кино – это результат совместного творческого поиска. Давайте творить вместе!
Кто:
Егор Пазенко