Картина Эльёра Ишмухамедова «Гвоздь» - это история о том, как любят и ненавидят за кадром и по другую сторону занавеса. Герои фильма - студенты и преподаватели Московского государственного института театра и кинематографии. Лента создается при поддержке Министерства культуры.
Эльёр Ишмухамедов родился в 1942 году в Ташкенте. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Ю. Геники). В 1966 году Ишмухамедов поставил фильм «Нежность», получивший приз МКФ в Локарно. Картина «Влюбленные» (в главных ролях - Р. Нахапетов и А. Вертинская), снятая в 1969-м, стала классикой советского кинематографа, одним из лидеров проката в СССР и снова получила приз МКФ в Локарно.
В разные годы Эльёр Ишмухамедов снимает фильмы «Встречи и расставания», «Птицы наших надежд», «Прощай, зелень лета» (главный приз МКФ в Дели, 1987), «Какие наши годы!» и другие. В своих картинах режиссер обращается к разным темам, но всегда остается верен себе: все его работы пронизаны светом, энергией молодости и влюбленностью в жизнь.
За историческую картину «Юность гения» (1982) режиссер в 1984 году был удостоен Государственной премии СССР.
В последние годы Эльёр Ишмухамедов совмещает работу в кино и педагогическую деятельность - преподает на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Корреспондент нашего журнала поговорил с режиссером о его новом фильме.
«Кинобизнес сегодня»: Сейчас, видимо, веяние времени - снимать картины, показывающие изнанку профессиональной деятельности творческих профессий, влияние этих профессий на жизнь - недавно вышли сериалы «Оттепель», «Рекламщики» и другие. Как вам пришла в голову идея снимать картину на эту тему?
Эльёр Ишмухамедов: Я прочитал сценарий «Гвоздь» Екатерины Морозовой, молодой перспективной ученицы Одельши Агишева, еще пять лет назад.
И он сразу захватил меня своей атмосферой. Ведь еще не снималось фильма, все действие которого разворачивалось бы в театральном или кинематографическом вузе. Были лишь эпизоды! А здесь фактура воспроизведена с удивительной точностью, потому что автор сценария - сама актриса по первому образованию. Отсюда главное для меня - правда чувств! Мне эта тема показалась очень свежей и интересной для многих!
- Вы пытаетесь исследовать моральный выбор, перед которым неизбежно встают герои, чтобы добиться успеха на экране и на сцене, или просто эта сфера жизни вам более известна и понятна?
- Я всегда исследую духовный мир молодежи. Мне интересно, чем они живут. Я много встречался с ними на подготовительном этапе фильма и понял, что это самый интересный период в их жизни - актерское студенчество. Где ничего еще неизвестно - кто станет звездой, а кто уйдет из профессии навсегда. Где каждый верит и вкладывает себя без остатка в творчество. Где каждый день, на каждом занятии идет развитие. Вот этот эмоциональный градус мне показался очень важным при создании фильма.
- В картине заняты и очень молодые талантливые артисты (Екатерина Кашина и Николай Алексеев), и старая гвардия (Александр Михайлов, Алексей Шевченков, Тамара Акулова). С кем вам легче работалось?
- У нас получился как раз творческий симбиоз двух поколений, потому что Екатерина Кашина и Николай Алексеев - студенты Александра Михайлова, который ведет творческую мастерскую во ВГИКе, а в эпизодах и массовых сценах снимался весь их курс. Это было и легко, и тяжело одновременно. Самое главное, это был очень интересный процесс для всех - и для студентов, и для педагогов!
- В двух самых первых своих фильмах вы открыли Родиона Нахапетова, снимали Анастасию Вертинскую. Эти люди стали в дальнейшем большими серьезными артистами. Видите ли вы в молодежи, которую снимаете в новом фильме, такой же мощный актерский потенциал?
- Да. Когда я пришел на их актерский показ во ВГИК, то и Катя, и Коля сразу привлекли мое внимание. В Кате я увидел стопроцентную героиню, а Коля покорил меня своей трогательностью, актерским диапазоном. Потом, конечно, были пробы, и они все расставили на свои места. Я понял, что не ошибся. Мне бы очень хотелось, чтобы их творческая судьба состоялась удачно!
- Вы известны как мастер романтических историй о любви. Как вам кажется, насколько данный жанр привлекателен и актуален для современной молодежи?
- Я уверен, что этот жанр будет актуален всегда! Да, технический прогресс не стоит на месте, появились сотовые телефоны и Интернет, но человек не перестал чувствовать себя одиноким. Молодые люди так же бегают на свидания, влюбляются и страдают! Пока человек живет, он будет любить!
- По жанру фильм - мелодрама, романтическая история. А название его достаточно жесткое -
«Гвоздь». Нет ли здесь противоречия?
- Нет. Здесь речь пойдет о театральном гвозде, который приносит удачу. Есть такая примета: если найти на сцене гвоздь, то это сулит главную роль и успех! В нашем фильме - это символ. И то, что название несколько необычно для мелодрамы, кажется нам интересным ходом.
- В последнее время вы снимаете телесериалы. У «Гвоздя» тоже будет телевизионная версия? Не боитесь, что это разные законы жанра и, соответственно, разный зритель?
- Да, мы надеемся, что выйдет еще и телевизионная версия. Сценарий уже готов. Но телеверсия будет отличаться не только сценами, которые не вошли в полный метр, - это будут два разных фильма и по композиции, и по стилю. В кинотеатрах зритель нашей истории - преимущественно молодежь, а вот в телеверсии, где будет много побочных линий и флешбэков, к зрительской аудитории определенно присоединится и более старшее поколение.
- Когда фильм планируется выпустить на экраны, и как вы планируете его продвигать?
- Как все творческие люди, мы суеверны, поэтому точную дату пока не хотим называть. Но планируем попасть в одну из программ ММКФ.
Наш фильм будет наполнен музыкой - классической и рэпом, тексты которого написаны молодежью - о самом наболевшем и злободневном в их жизни. А главную музыкальную тему к фильму пишет один из талантливейших молодых композиторов - Глеб Матвейчук.
Яркие, запоминающиеся мелодии хорошо работают для продвижения картины в среде молодежи, особенно если они попадают в ротацию на радио и начинают исполняться в концертах, на что мы и рассчитываем. Конечно, мы не отказываемся и от роликов на ТВ - сейчас ведутся переговоры о поддержке с одним телеканалом, подходящим нам по формату.
- Что, на ваш взгляд, принципиально изменилось в работе режиссера с того времени, когда был снят фильм «Влюбленные»?
- Хлопушка стала цифровой! (Смеется.) А в остальном труд режиссера остался таким же. Нельзя идти на компромиссы, которые убивают идею, и надо быть всегда влюбленным... в свою работу!