Об особенностях работы пиар-агентства в условиях стремительно меняющегося рынка и о его новых проектах мы поговорили с главой Inside Promotion Татьяной Мищенко.
Евгений Володин: События последних лет сильно изменили нашу жизнь и существенно повлияли на все сферы бизнеса. Как и чем сегодня живет ваше агентство?
Татьяна Мищенко: Нас никогда не останавливали препятствия, возникающие на пути. Не только за последние два-три года, но и за всю свою историю агентство Inside Promotion старалось развиваться как компания и как коллектив единомышленников. События последних лет не смогли затормозить это развитие, а некоторые сферы нашей деятельности, наоборот, даже получили дополнительный импульс.
Например, с началом пандемии мы стали уделять больше внимания сотрудничеству с Netflix, помогая платформе наполнять свой каталог российским контентом перед выходом на наш рынок. Успешное сотрудничество с Netflix позволило нам предложить этому онлайн-кинотеатру собственный проект, который мы разрабатывали совместно с одной из крупных российских продакшн-компаний. Подписание контракта должно было состояться в конце февраля 2022 года, но по понятным причинам этого так и не случилось, хотя мы и не теряем надежды на возобновление сотрудничества.
Вообще, мы уже достаточно давно начали разрабатывать собственные проекты и предлагать их различным игрокам индустрии для совместной реализации. За последние несколько лет этот процесс заметно ускорился.
- Можно остановиться на ваших собственных проектах чуть поподробнее?
- Да, конечно. Все наши разработки мы ведем своими силами с привлечением партнеров, используя наши широкие связи в индустрии. В нашей компании работает прекрасный автор Олеся Проглядова, несколько ее книг в жанре фэнтези уже были опубликованы в крупнейших российских издательствах. Помимо книг, она пишет сценарии, предлагая нам как оригинальные истории, так и востребованную сегодня тему произведений по мотивам славянского литературно-исторического наследия - мифов, легенд, былин и сказок. Нам кажется важным появление и распространение в нашем контексте национальных героев после многих лет засилья «импортных» персонажей.
- Вы называли в качестве одного из приоритетных направлений развития компании международное сотрудничество, в том числе с венгерскими кинематографистами. Как последние события отразились на ваших международных связях?
- Ситуация, как вы понимаете, достаточно сложная, поэтому делать какие-то официальные заявления относительно планов международного сотрудничества сегодня нельзя. Вместе с тем надо отметить, что связи, которые были налажены с зарубежными партнерами до начала санкционных ограничений, мы не растеряли: мы по-прежнему находимся в тесном контакте, и наши иностранные партнеры готовы с нами работать.
- Сотрудники вашего агентства обладают компетенциями во многих областях, благодаря чему каждый член команды может выполнять работу в совершенно разных направлениях. Расскажите, пожалуйста, про «мультизадачность» вашей команды.
- Действительно, Олеся Проглядова также пишет книги и сценарии, пиар-директор Майя Трубицына - профессиональный киновед, колумнист и куратор культурных образовательных проектов. Также к нам в агентство пришел профессионал из блогосферы, что помогает лучше понять сообщество блогеров, их потребности. Я активно осваиваю сферу продюсирования, концентрируюсь как на отечественных проектах, так и на усилении международного присутствия. Но все мы по-прежнему сфокусированы на пиаре и маркетинге: это не только наша основа, но и главная страсть. В сложившихся сегодня непростых условиях мультизадачность нас реально выручает. Невозможно заниматься чем-то одним, поскольку в бизнесе нет таких направлений, которые не могут внезапно закрыться или «встать на паузу» - приходится уметь заниматься разными задачами, иногда параллельно. Мы остаемся агентством, основная сфера деятельности которого – пиар и маркетинг проектов, но жизнь подталкивает нас к другим родам занятий, так или иначе связанных с нашей индустрией.
- Наверное, в сложившихся сегодня на рынке условиях вопросы продвижения отечественного кинопродукта выходят на передний план?
- Однозначно! Опыт многих фильмов, вышедших в прокат в конце 2022 и начале 2023 года, показывает, что от высокопрофессионального маркетинга зависит очень многое.
Ни для кого в индустрии не секрет, что те 250-300 картин, которые мы способны производить в течение года, не дойдут до массового зрителя без маркетинговой поддержки. Сегодня это особенно остро ощутили не только отечественные дистрибьюторы. Например, на прошедшей в конце 2022 года отраслевой конференции «Киноиндустрия в новой реальности» глава Минкульта Ольга Любимова отметила, что продвижение отечественного контента сегодня становится особенно актуальным.
Продюсеры тоже осознают растущую роль маркетинга, и многие продакшн-компании приглашают маркетологов и пиарщиков к сотрудничеству на стадии подготовки к съемкам. Если раньше стратегия продвижения продукта зачастую начинала прорабатываться, когда сам продукт был уже готов, то сегодня во многих случаях мы начинаем свою работу одновременно с кинематографистами. Таким образом, появляется возможность решать многие вопросы, в том числе организационные: например, собрать актеров для фото на постер по завершении съемок обычно бывает невозможно, тогда как в процессе работы над картиной все они обычно легкодоступны. И в результате к окончанию съемок будет готов не только сам проект, но и промо-материалы, которые можно запускать в медиапространство на самых ранних стадиях работы.
- Какие уроки вы, как специалисты по продвижению, извлекли из феноменальной истории с прокатом «Чебурашки»?
- Надо сказать, что «Чебурашка» - это, в первую очередь, очень хороший фильм. Мне удалось посмотреть его в день официальной премьеры 1 января, мы ходили в кино с друзьями и с детьми, и этот фильм никого не оставил равнодушным. Могу сказать как профессионал: это отлично проработанное, целостное произведение, в котором предельно грамотно рассмотрены все важнейшие аспекты: добро и зло, любовь и дружба, и так далее. Без высочайшего качества самого продукта любой, даже самый тщательный маркетинг не дал бы и десятой доли того успеха, которым по праву пользуется эта картина.
«Чебурашка» - это уникальный случай в истории современного российского кинопроката, поэтому пытаться анализировать цифры и формулировать какие-то правила, сказавшиеся на его успехе, я считаю неправильным.
Вместе с тем, продюсеры и прокатчики вложили в продвижение огромное количество маркетинговых усилий, использовав для этого практически все известные и доступные инструменты - кросс-промо, наружная и телевизионная реклама, коммуникация в диджитал, блогерские интеграции и ивенты. Это знакомые инструменты, комплексно применяя которые, дистрибьютор смог достучаться до максимально широкой зрительской аудитории. А выдающиеся достоинства самого фильма лишь способствовали ее дальнейшему расширению.
- Мне часто вспоминается тезис, сформулированный представителями индустрии в ходе одной из дискуссий на осеннем кинорынке: тревожная новостная повестка способствовала формированию в обществе мощного запроса на доброе семейное кино. Здесь «Чебурашка» снова попал «в яблочко».
- Да, это то самое семейное кино, позволяющее зрителю отдохнуть и отвлечься. А главного героя знают и любят зрители всех возрастов - это также сыграло на коммерческий успех фильма.
- Расскажите, пожалуйста, об участии Inside Promotion в работе Ташкентского международного кинофестиваля.
- На Ташкентском кинофестивале мы совместно с креативным продюсером Викторией Репниковой запустили образовательную программу, а также спродюсировали церемонию открытия с красной дорожкой. В течение пяти дней на семи площадках в режиме нон-стоп проходили мастер-классы, творческие встречи, показы и дискуссии. В активностях фестиваля с нашей поддержкой приняли участие Джонни Депп, Такеши Китано, Люк Бессон, Арманд Ассанте, Тимур Бекмамбетов, Габриель Келли, Эндрю Левитас, Гоша Куценко и другие звезды мировой киноиндустрии. Нашей задачей было провести апгрейд нескольких направлений в работе фестиваля, сделать их более яркими и запоминающимися, и эту задачу мы выполнили, привлекая волонтеров из представителей местной молодежи. Как правильно подмечает моя коллега Виктория Репникова, «ценным было не только собрать вокруг задачи профессиональную команду, но и объединить общей целью огромный волонтерский штаб, в который входили студенты разных ВУЗов Ташкента». И это также является предметом моей особой гордости, мы навсегда запомним этот опыт.
Проведение этой образовательной программы окончательно укрепило нашу уверенность в том, что мы способны планировать и реализовывать подобные масштабные мероприятия даже без привязки к такому крупному индустриальному событию, как международный кинофестиваль.
- Вы планируете продолжать эту работу?
- Да, могу сказать без ложной скромности: мы впервые самостоятельно организовали и провели такое крупное мероприятие, от задумки и наполнения контентом и до решения технических вопросов. Это было трудно, но нам всем очень понравилось преодолевать возникавшие трудности, а ощущение того, что ты делаешь что-то важное, нужное, невозможно переоценить. Конечно, в будущем мы планируем обязательно продолжать организовывать крупные индустриальные мероприятия.
- Таким мероприятием может стать, например, ваш собственный кинофестиваль?
- Да, у нас есть определенные мысли на этот счет. Коллектив Inside Promotion – это компания веселых, легких и позитивных людей, и мы хотим дарить другим хорошие, позитивные эмоции, поэтому первый наш фестиваль будет представлять легкое развлекательное кино.
- Когда примерно вы рассчитываете провести этот фестиваль?
- Я надеюсь, что мы сможем реализовать эту задумку либо осенью этого года, либо будущей весной. Так что через год нам с вами будет о чем поговорить!
- Летом 2020 года вы проводили open call, победитель которого получил право на бесплатную маркетинговую кампанию своего проекта. Удалось ли ему реализовать это право?
- Кроме бесплатных консультаций, победитель open call получил от нас контракт на премьеру своего фильма на одной из ведущих интернет-платформ. В рамках этого мероприятия мы общались с кинематографистами, которые хорошо ориентируются в своих замыслах, но совсем не чувствуют, как подавать свой контент аудитории. Этот частный вывод можно экстраполировать на профессиональную индустрию в целом. Осознанно к маркетированию и, уж тем более, к пиару, подходят немногие кинокомпании, а это не только работает на кассу, но и является гарантией того, что фильм выйдет к зрителю, для которого был задуман.