Накануне весеннего Московского кинорынка мы встретились с продюсером фильма «Робинзон» производства «STUDIO28» Рустамом Мусаевым, чтобы побольше узнать о новом ярком проекте, пока еще открытом для предложений дистрибьюторов.
Мария Безрук: Насколько я понимаю, в картине «Робинзон» вы пытаетесь балансировать на грани жанрового кино и актуального высказывания?
Рустам Мусаев: Мы с моим соавтором Вадимом Тартаковским, чрезвычайно талантливым и неординарным, ни в коем случае не балансируем, а при помощи жанрового кино предлагаем варианты решения духовной проблемы нашей героини. Это важно - мы не ставим вопросы, а предлагаем вариант решения. А принимать его или нет - дело уже непосредственно зрителя. Мы придумываем истории, в которых переплетаются разные жанры - от комедии до драмы, все как в реальной жизни.
Я занимаюсь эзотерикой и понимаю, что жизнь состоит из многих факторов, которые соединяются в одной точке, и наши поступки приводят к определенным последствиям. Кто-то называет это кармой.
Главная героиня нашего фильма - молодая карьеристка, типичная современная девушка. Она готова на все ради карьеры, ради статуса успешной и самодостаточной женщины. Она бросает жениха, отказывается от любви, предпочтя чувству перспективы и деньги, и уезжает на работу за рубеж. Однако выясняется, что работодатели предлагают отнюдь не то, на что она рассчитывала. Далее начинается цепь опасных приключений, в процессе которых героиня вырывается из лап бандитов, встречает «доброго волшебника», спасающего ее и в физическом, и в духовном смысле, и возвращается домой, получая право на второй шанс.
- Сегодня тема цинизма для больших городов стала особенно актуальной. Насколько я понимаю, в вашей ленте речь идет и об этом?
- Безусловно, это актуально для молодежи. Для современного поколения главным стало финансовое благополучие, что само по себе неплохо. Плохо то, что в погоне за таким благополучием, а по-простому - за деньгами, люди теряют моральные ориентиры и духовные ценности. В нашем фильме мы раскрываем эту тему. Собственно, для этого он и делался. Очень хочется менять мир к лучшему.
Посмотрите, кто сегодня приезжает в Москву - девочки из провинции, которые хотят ездить на «Бентли», ходить в трендовой одежде, питаться в модных ресторанах, и так далее, и тому подобное. Это неплохо, кому из нас этого не хочется? Однако есть одно маленькое «но»: они готовы на все - отказаться от своей индивидуальности, от моральных ценностей ради материальных, готовы предавать, унижать и даже уничтожать соперников или соперниц. Да что говорить - все мы прекрасно это знаем и видим. И речь в нашей картине идет не о глупой пустышке (этот образ сейчас повсюду тиражируют) - нет, мы говорим об образованных, интеллектуальных, самодостаточных женщинах, которые в погоне за статусом становятся «светскими львицами», похожими друг на друга, «дамами в тренде». Именно поэтому в данное время индивидуальность чрезвычайно редка. Мы хотим, чтобы люди задумались о том, как мы живем, и о том, что на самом деле ценно.
- Основная часть съемок вашей ленты проходила в Таиланде. С какими производственными трудностями вам пришлось столкнуться?
- Приехав в Таиланд, мы получили четыре разрешения на съемку на острове Ко Чанг, взяли осветителей из Бангкока и отправились на остров. Построили декорации и начали снимать. Первый день работали без происшествий. Не успели мы порадоваться, как на следующий день появились непонятные люди на джипах, и на ломаном английском нам объяснили, что выданные разрешения тут не действуют, территория частная и надо дополнительно заплатить.
Так как основные годы моей юности пришлись на 90-е, я категорически не согласился с дополнительными расходами. Их старший сказал, что он такие вопросы не решает, надо ехать к их боссу. Делать было нечего - разбирать декорации не представлялось возможным. Пришлось сесть к ним в машину. С собой я смог взять только переводчицу Марию, так как остальные члены съемочной группы в это время продолжали снимать наше кино. Мы очень долго ехали куда-то вглубь острова. Постепенно перестали попадаться кафе и строения.
Дорога становилась все более безлюдной, а пейзаж - неприветливым. Мария сказала, что ей очень страшно. В этот момент я впервые задумался - а правда, куда я поперся? Как я буду отбиваться от людей с оружием? И еще девчонку в это втянул. Я стал судорожно искать какое-нибудь «оружие». Русские не сдаются!.. С этими мрачными мыслями мы подъехали к каким-то строениям.
Это были деревянные строения, утопающие в зелени. Мы вышли из машины, и нас пригласили в дом. К нам вышел очень типажный человек лет 50 с длинными волосами и в бандане в стиле «Пиратов Карибского моря». Он был гораздо любезнее своих громил и довольно-таки хорошо говорил по-английски. Он представился как Нино. Он объяснил нам, что это частная земля и что официальные разрешения на съемки на этой территории не действуют, так что нам надо либо заплатить, либо искать другие территории. Я объяснил ему, что мы уже заплатили, что у нас уже готовая смета и новых платежей не предусмотрено. В процессе переговоров он переключился на Марию, стал делать ей комплименты. Я начал аккуратно хвалить его «киношную внешность». Слово за слово, тон его сменился с гнева на милость...
Нино согласился. Он сказал «Снимайте свое кино, только предоставьте мне роль». Естественно, мы тут же ударили по рукам. По древней тайской традиции он предложил обмыть свою роль и пригласил нас отобедать. На радостях мы не стали отказываться. За 15 минут его помощники накрыли шикарный стол. Мы немного выпили местного рома, потом еще немного, и где-то через час мы уже были братьями. Брат Нино спросил, есть ли у нас еще трудности. Я ответил, что из-за переработок нам нужно снимать еще два дня, но у нас нет разрешения на съемку на эти дополнительные дни. На что он сказал: «Не волнуйся, все решим по-братски». Я, конечно, отнесся к словам изрядно выпившего человека скептически. Но в назначенный день съемок к нам на площадку подъехали две машины военных и машина полиции. Как оказалось, кум моего «брата» - шеф полиции, а его друг - генерал армии. Они объявили армейские учения в этом квадрате! Место съемок было оцеплено на двое суток, и мы успешно досняли кино. Вот такие хорошие и душевные люди, всегда готовые пойти навстречу, живут в Таиланде. Естественно, роль у Нино была: он сыграл в нашем фильме бандита.
- И в какой бюджет в итоге вылились все эти приключения?
- В 100 млн рублей. Нас поддержал Фонд поддержки развития общества «Наши дети». Он финансирует добрые картины, направленные на нравственное развитие. Сейчас у нас в работе еще один очень интересный проект. Называется «Блаженный», сложная мистическая история о вечном противостоянии добра и зла в духе «Мастера и Маргариты», о деревенском юродивом, которого оклеветали, но он стоически вынес все, в том числе искушение. А это было непросто, так как искушать его явился очень красивый и в то же время опасный демон.
- Что еще интересного имеется в портфеле вашей компании?
- Мы создали на базе компании сценарное агентство и решили делать интернет-сериалы. Сегодня так быстро меняется жизнь, что очень сложно сделать полнометражное кино, чтобы оно не устарело за время производства. А интернет-сериал - это оперативная история на злобу дня. У нас есть очень крутой проект «Мертвые головы». Ждем хорошей погоды, чтобы снять пилот.
В интернет-сериалах, или, как их называют, веб-сериалах, все по-честному, зритель смотрит и голосует: «лайк» - не «лайк». И все очевидно - сколько просмотров, какие комментарии. Понравился персонаж - распишем его больше, сделаем про него отдельную историю, а того героя, который не нравится публике, уберем. Зритель непосредственно влияет на драматургию истории. Настоящее «живое» кино. И за такими проектами ближайшее будущее.
Также будем делать стриминговую платформу для продвижения собственного контента. Кроме того, у нас уже в работе два современных проекта - «Статус 99» и «Альтер эго». В общем, интересных историй у нас много. Главное - найти партнеров, которые поверят в их коммерческий успех.