О специфике переоборудования региональных кинотеатров по программе Фонда кино нам рассказывает директор компании «МТД Медиа» Евгений Нежинский.
Евгений Володин: С чего начиналась ваша компания?
Евгений Нежинский: Мы начали свою деятельность больше десяти лет назад. Первоначально - как компания, которая занимается расчетом света, изображения и звука. Часто это называют одним словом «мультимедиа», но я считаю, что это не совсем точно - по крайней мере, в отношении нашей компании. Мы не занимались домашними кинотеатрами или «умным домом». Нашей областью интересов всегда был профессиональный и академичный подход именно к сложным объектам с таким оборудованием. За десять лет область деятельности компании расширилась. Расширилась естественным образом, по ходу работы с нашими заказчиками и по мере усложнения задач, которые перед нами ставились. Сейчас это уже и локальные программные разработки (интеграция видеооборудования и традиционных IT-систем), и акустическая подготовка залов, то есть фактически стройка в чистом виде, за которую традиционные строительные подрядчики браться опасаются.
- Когда вы начали работать с кинотеатрами по программе Фонда кино?
- С кинотеатрами мы начали работать пару лет назад. Нам было очень интересно проявить себя на этом рынке. Дело в том, что сам по себе кинотеатр - очень академичная вещь: есть стандарты по звуку, есть правила подбора и настройки проекторов. Главная задача - чтобы вы увидели на экране ровно то, что задумал режиссер, и услышали ровно тот звук, который имели в виду авторы, - нужный звук с нужной стороны. Это должно работать в любой точке мира, где просматривают фильм, в том числе и в зале, для которого мы подобрали оборудование, установили и смонтировали, - все должно показываться и звучать так, как задумал режиссер. И наша задача - правильно все рассчитать, правильно подобрать компоненты системы и правильно их настроить.
Нельзя сказать, что это было для нас новой темой. У нас имелся опыт участия в обустройстве планетария. Это тоже такой специальный кинотеатр с многоканальным звуком и изображением. Картинка на куполе «рисуется» несколькими проекторами, изображение из которых нужно «сшить» в одно. Так что задача сделать кинотеатр была для нас не новым опытом, а, скорее, правильным и выверенным применением своих знаний.
- Есть ли у «МТД Медиа» какие-то особенности, отличающие ее от других компаний, которые также занимаются проектированием и установкой кинотеатров?
- Да, я считаю, что есть. Особенности появились в процессе, когда мы определили подзадачи одной главной задачи - сделать правильный кинотеатр.
Во-первых, как я уже сказал, если наши заказчики желают, то мы выполняем акустическую подготовку зала под ключ, включая все работы - от дизайн-проекта будущего зала до сдачи готового современного помещения заказчику. Во-вторых, при необходимости можем выполнить небольшие мелкие работы, например, подправить гребенку. Также я считаю нашей особенностью готовность максимально сохранить использование сцены для проведения культурно-досуговых мероприятий, если речь идет о зале дома культуры, равно как и сделать зал максимально подходящим для демонстрации кинофильмов. У нас есть собственные технические наработки в этой области. Я знаю, что наши конкуренты даже стали копировать некоторые из них. Также часто бывает, что нужно сохранить использование концертного звука, и это тоже не является для нас проблемой.
Мы никогда не отказываемся от возникающих задач и проблем, не говорим, что наше дело - поставить и настроить оборудование кинотеатра и уйти. Мы доводим кинотеатр до запуска, а затем осуществляем техническое обслуживание. В последнее время мы также предлагаем услуги репертуарного планирования, ведь заказчику должно быть с нами удобно, а это как раз очень удобно: мы запускаем кинотеатр, и он получает роспись фильмов, по сути не прилагая к этому каких-то отдельных усилий.
И, может быть, еще одна особенность, которую я считаю очень важной: на всех направлениях, которые нам поручают заказчики, работают наши сотрудники, а не субподрядчики.
- Проводились ли какие-нибудь тендеры на оборудование этих кинотеатров? Как вообще выбирались компании, участвующие в реконструкции?
- Тендеры, конечно же, проводятся. Порядок их проведения зависит от самого учреждения. Часто он закреплен законодательно, там все расписано и не подлежит изменению.
- Сколько кинотеатров вы модернизировали? Сколько времени это заняло?
- За два года было модернизировано порядка 50 кинотеатров. Часть из них заключили с нами договора репертуарного планирования. Сама модернизация - процесс обычно недолгий, и, учитывая, что у нас всегда есть оборудование на складе, если нет каких-либо особенностей, то на нее уходит неделя-две. Гораздо больше времени кинотеатру требуется на оформление всех положенных законом процедур для проведения закупки. Ну и, конечно, если требуется выполнить ремонтные работы, то здесь нужно отдельно рассчитывать сроки: понятно, что они будут зависеть от объема и сложности работ.
- Вы специализируетесь на каком-то конкретном производителе?
- Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Да, есть явные производители-лидеры по количеству установок, но я считаю, что мы все-таки продаем нашему заказчику правильно настроенный кинотеатр. И в этом смысле предлагать заказчику выбрать какое-то конкретное оборудование - это не первоочередная задача. Главная задача - помочь ему определиться с технологией, например, выбрать между лазером и лампой. А если подрядчик ответственный и нормально технически обслуживает смонтированное оборудование, то различия между проекторами - это больше нюансы для его сотрудников, а не для заказчика. К тому же, учитывая, что оборудование кинотеатра мы подключаем к системе онлайн-мониторинга, все эти нюансы становятся незаметны.
- На один кинотеатр выделялось до 5 млн рублей. Что можно сделать за такие деньги?
- Как правило, этих денег достаточно, чтобы поставить современный проектор, акустику, экран, заменить кресла. По последнему пункту есть нюанс: если расставлять современные кресла в соответствии с нормами, то обычно общее количество мест в зале уменьшается.
- Хватает ли средств Фонда кино на concession-оборудование? Может быть, используется лизинг или другие спецпрограммы со стороны поставщиков этого оборудования?
- По программе модернизации кинотеатров Фонда кино нельзя потратить деньги на такое оборудование. Перечень оборудования четко регламентирован в соответствующих документах и доступен на сайте Фонда кино.
- Какие билетные системы устанавливаются в этих кинотеатрах? Подключаются ли они к comScore или только к ЕАИС?
- Кассовый узел невозможно изменить, он примерно одинаков, стандартен для любого кинотеатра. Это компьютер, монитор кассира, монитор, на котором выбирает места посетитель, и принтер. Информация о проданных билетах отправляется в ЕАИС.
- Вы говорили о репертуарном планировании. Как вам пришла идея заняться этим? Был ли у кого-нибудь из вас опыт букинга?
- Эта идея лежала на поверхности, ее было трудно не заметить. А вот начиналось все нелегко, потому что это было совершенно новое направление, и как раз такого опыта у нас не имелось. Не сразу удалось наладить контакты с правообладателями, но, в конечном итоге, все получилось.
- Первый кинотеатр вы открыли в феврале 2017 года. Как вы планируете развивать собственную сеть?
- Качественно и количественно. Естественно, мы прикладываем усилия к тому, чтобы число кинотеатров в сети увеличивалось. В то же время очень важно, чтобы кинотеатрам было комфортно. У каждого учреждения свои задачи: часто, если это районный дом культуры, ему нужно сохранить культурно-досуговую деятельность, и здесь важно найти золотую середину между этой деятельностью и показом кино. Здесь все очень индивидуально и должно обсуждаться с конкретным кинотеатром.
- Как юридически оформляется соглашение о репертуарном планировании? Ведь кинотеатры, реконструируемые по программе Фонда кино, остаются в собственности государства - значит, вы не можете приобрести их полностью или частично?
- Нет, конечно, мы их не приобретаем. Деятельность, которую мы ведем для наших кинотеатров, - по сути, агентская. Нужно спланировать репертуар, сделать роспись фильмов, проконтролировать, чтобы кинотеатр получил все, что нужно для показа, разобраться с необходимыми отчетами. Эта работа выполняется для кинотеатра и от его имени, он же выплачивает вознаграждение. Это точно не наше изобретение, а сложившаяся практика.
- По условиям предоставления дотации от Фонда кино, кинотеатр, реконструированный по этой программе, в течение длительного срока должен показывать не менее 50% отечественной кинопродукции. Как быть, если, к примеру, на конкретный момент в прокате мало российских лент, собирающих кассу?
- Фильмов и мультфильмов российского производства не так уж и мало. Если не хватает игровых картин, то обычно в репертуар вписывается большее количество отечественных мультфильмов в утреннее и дневное время. Проблем с недостатком российского контента нет.
- Пользуетесь ли вы какими-нибудь методами тимбилдинга или чем-то подобным?
- Вы имеете в виду разного рода развлекательные мероприятия, в которых участвуют сотрудники компании? Это очень модно, конечно, но мы этим не занимаемся. Мы много работаем вместе, но вместе отдыхать - это уже лишнее. А вот помочь сотруднику провести время где-нибудь на отдыхе с семьей - да, это, с нашей точки зрения, правильнее. Это и есть лучший стимул: дать сотруднику возможность провести время с семьей, отдохнуть, сменить обстановку. Так что мы в этой области сторонники традиционных подходов, если можно так выразиться.
- Что вам больше всего нравится в вашей работе?
- Самое интересное, может быть, даже самое захватывающее - это создать вместе с заказчиком подходящую для него концепцию модернизации кинозала или создания нового кинозала. Это самый творческий момент и одновременно - источник нашего развития, создания новых компетенций. Самое приятное, наверное, для всех сотрудников, после того как все сделано, - это возвращение домой.