С генеральным продюсером «Анимационной студии Воронеж» Владимиром Николаевым мы поговорили о проблемах анимационной индустрии, об импортозамещении, кинообразовании и о новых проектах студии.
Евгений Володин: WizArt был раскрученным и уважаемым брендом. Зачем понадобилось переименовывать студию?
Владимир Николаев: Студия перешла на использование русскоязычного названия «Анимационная студия Воронеж» в рамках импортозамещения, а также с целью подчеркнуть географическое расположение производственной базы и креативной команды студии в Воронеже. Смена названия никак не коснулась процесса создания и качества анимационных проектов, которые нашли отклик в душе зрителей разных возрастов по всем мире за 12 лет работы нашей студии.
- В чем заключаются функции генерального продюсера анимационной студии?
- Генеральный продюсер по сути осуществляет финансовый, организационный, технический и художественный контроль за созданием анимационного проекта. Он определяет бюджет проекта, следит за эффективностью производственного пайплайна, то есть процесса создания проекта на разных этапах, и его техническим оснащением, а также задает идейно-художественное содержание фильма.
- «Снежная королева» - самый известный проект студии, вышло пять частей. Сколько еще сиквелов в планах?
- Этой частью мы планировали завершить франшизу. За 10 лет, прошедших с момента выхода первого фильма, герои нашей франшизы менялись внешне, отвечая актуальным тенденциям и развитию анимации в мире. Мы технически совершенствовали качество создаваемой нами анимации, тщательно работали над сценарием и вводили в сюжет новых харизматичных героев, делая каждую новую историю интересной как для фанатов нашей франшизы, так и для новых зрителей. Фильмы франшизы вышли в прокат более чем в 150 странах мира и продолжают выходить на новых территориях.
- Несколько лет назад вы заявляли крупный проект «Руслан и Людмила». В каком состоянии работа над ним сегодня?
- Этот проект находится в производстве. Это будет масштабная красочная экранизация поэмы А.С. Пушкина, которую мы планируем к широкому прокату в России в 2023 году.
- Что изменилось в анимационной индустрии за последние три года?
- За последнее время индустрия анимации пережила несколько весьма интересных этапов. Во время пандемии наша отрасль пострадала меньше, чем, например, киноиндустрия, так как мы продолжали производить проекты в удаленном формате, и всеобщий локдаун, остановивший съемочный процесс в игровом кино, не поставил на паузу процесс производства анимации. После окончания пандемии в кинотеатрах какое-то время чувствовалась нехватка зрителей, которые не спешили возвращаться к привычному досугу и походам в кино. Постепенно зритель в кино вернулся, но вскоре столкнулся с нехваткой контента, в том числе анимационного, вследствие ухода с рынка студий-мейджоров в 2022 году. Сейчас перед анимационными студиями в России стоит задача наращивания объема производства. За последнее время, безусловно, качество российской анимации выросло, как и ее признание в мире. Анимация стала важным сектором экспорта креативных индустрий. Но сейчас, исходя из политической ситуации, происходит переориентация рынка продаж наших проектов на другие страны и новых партнеров.
- Как вы относитесь к коллаборации и копродукции с другими производителями?
- Мы имеем опыт копродукции с другими странами, и это, безусловно, интересный и полезный опыт. Возможность и эффективность копродукции во многом зависит от страны, в которой расположена копродакшн-студия, и в случае, когда пайплайны двух студий выстроены одинаково, копродукцию можно организовать весьма эффективно.
- Некоторое время назад при Воронежском университете была открыта Школа анимации. Расскажите, пожалуйста, о ее работе.
- Во время пандемии наша школа анимации ушла полностью в онлайн, и, как показала практика, это самый эффективный способ организации обучающего процесса в анимационной индустрии. В рамках школы мы предлагаем несколько онлайн-курсов для разных уровней владения анимационной техникой. Эти курсы включают как базовые знания для новичков, так и практики для более продвинутых пользователей. За все время существования нашей школы анимации мы внимательно смотрим за успехами наших учеников, самых талантливых и способных аниматоров приглашаем на работу в студию.
- Картины студии пользуются большой популярностью на зарубежных рынках. Как вы считаете, в чем причина такой популярности? Возможно, вы используете какие-то специальные приемы для привлечения иностранного зрителя?
- В первую очередь, мы создаем качественный продукт, потому что понимаем, что на рынке он будет конкурировать со всеми остальными анимационными фильмами, в том числе от студий-мейджоров, и если наш фильм будет хоть в чем-то по качеству им уступать, зритель сделает выбор не в его пользу. Во-вторых, язык анимации более универсальный: мы рассказываем истории, понятные зрителям как в нашей стране, так и за рубежом, говорим о понятных для зрителя темах в любой стране мира - это темы семьи, дружбы, мечты, взросления и так далее.
- Ваш фильм недавно открывал Дни российского кино в Дубае. Как вы оцениваете перспективность рынка MENA? Способны ли новые рынки заменить те территории, которые мы потеряли из-за глобальных изменений в мировой геополитике?
- Проекты студии успешно выходили в странах Ближнего Востока, в частности, все четыре части нашей франшизы «Снежная Королева» имели кинотеатральный прокат в этих странах, сегодня готовится к релизу в странах региона пятая часть франшизы. И сейчас все анимационные студии проходят процесс переориентации на новые рынки дистрибуции. Ввиду того, что часть рынков не была изведана, какое-то время уйдет на изучение новых территорий и возможностей сотрудничества, но со временем будут выстроены новые процессы сотрудничества и наши фильмы займут новую нишу.
- Вы основали Воронежский Международный анимационный фестиваль. Какова цель его создания - конкуренция с Суздалем?
- Мы ни в коем случае не планировали и не планируем конкурировать с каким-либо анимационным фестивалем. Наша цель, в первую очередь, - это знакомство жителей нашего региона с выдающимися отечественными и зарубежными анимационными картинами. Мы хотим подарить региону праздник анимации, приобщить зрителей к этому виду искусства, заинтересовать и приоткрыть дверь в этот мир для самой широкой аудитории. Помимо этого, хотим, чтобы фестиваль стал площадкой для международного сотрудничества и обмена опытом между талантливыми художниками-аниматорами, сценаристами, режиссерами, и пытаемся создать единую творческую среду для обмена опытом и идеями.
- В чем будет главная «фишка» фестиваля, отличающая его от других аналогичных киносмотров?
- Главной фишкой фестиваля станет его формат практикума, так как, помимо смотра отечественной и зарубежной анимации, фестиваль станет площадкой для мастер-классов, круглых столов и творческих встреч для широкой аудитории. Безусловно, расположение в Воронежском регионе нашей анимационной студии станет при проведении этого фестиваля огромным преимуществом. За 12 лет существования мы накопили большой опыт и экспертизу в анимационной индустрии, нас приглашают для участия в различных креативных неделях, российских и международных конференциях и дискуссионных панелях, нам есть, какими знаниями и инсайтами поделиться с широкой аудиторией и рассказать об индустрии на практических занятиях. Такие занятия будут интересны школьникам, студентам и взрослой аудитории. К нам часто обращаются с просьбой провести экскурсию на студии, в дни проведения фестиваля по сути студия распахнет двери для всех желающих окунуться в мир анимации.
- Расскажите, пожалуйста, о деловой программе фестиваля.
- Деловая программа будет объявлена позже, она будет включать различные дискуссионные панели и круглые столы с признанными профессионалами международной анимационной индустрии.
- Предусмотрены ли в программе фестиваля какие-либо активности для детей?
- Да, для детей пройдут кинопоказы, которые будут организованы в соответствии с возрастными рекомендациями, мастер-классы по анимации, которые представят различные виды анимации, песочную, пластилиновую и другие. И в день открытия фестиваля мы планируем провести большой праздник для широкой аудитории в парке «Орленок», там будут представлены активности для различных возрастных групп.
- Можно ли сегодня рассказать какие-то подробности - например, предполагаемый состав жюри, количество фильмов в разных программах?
- В данный момент продолжается прием заявок на фестиваль, мы принимаем в конкурсную и внеконкурсную программы полный и короткий метр, а также анимационные сериалы. Прием заявок проходит на официальном сайте фестиваля www.animfestvrn.ru. Прием заявок продлится до 31 марта, после чего к отбору фильмов приступит отборочная комиссия. Анонс программы фестиваля и состав жюри будут объявлены позже, в конце апреля.
- Поделитесь, пожалуйста, творческими планами студии.
- В данный момент студия работает над несколькими анимационными проектами, среди которых как полнометражные фильмы, так и анимационные сериалы. Мы работаем над сериалами как для дошкольной аудитории, так и совместно с Институтом развития интернета (ИРИ) делаем новый проект «Супергерои.ру» для неизведанной для нас еще подростковой аудитории. В этом сериале будет 11 серий по 22 минуты каждая, а расскажет он о 15-летнем московском школьнике, случайно открывшем тайну источника невероятной энергии. Такого молодежного контента в России не хватало всегда, а с уходом западных студий нехватка стала ощущаться острее. Проект выйдет в конце этого года.
Большое внимание сейчас уделяем и разработке собственного программного обеспечения - необходимость создания российского софта признали все ведущие анимационные студии. Мы эту разработку вели еще давно, на наших предыдущих проектах, не в рамках импортозамещения, а чтобы сделать собственное производство быстрее, качественнее и выгоднее. Сейчас, когда все российские студии столкнулись с ограничением доступа к импортному ПО из-за санкций, необходимость отечественной альтернативы стала еще более актуальной. Совместно с РФРИТ разрабатываем «Анимационную 3D платформу», часть модулей уже сдали, они предоставляют базовый функционал 3D-редактора для создания анимации. До конца ноября сдадим еще несколько модулей, которые закроют определенные этапы создания анимации.