"Российской киноиндустрии есть куда развиваться" Пол Хет
09.04.2013

С президентом киносети "Каро фильм" беседует главный редактор «Кинобизнеса сегодня».


Пол Хет: "Российской киноиндустрии есть куда развиваться" С президентом киносети "Каро фильм" беседует главный редактор «Кинобизнеса сегодня». 

Александр Семенов: Несколько месяцев назад вы заняли пост президента и генерального директора "Каро фильм". То, что вы стали владельцем одной из крупнейших сети кинотеатров, никого не удивило. В последнее время наблюдается тенденция к слиянию крупных компаний. Но совсем недавно вы продали сеть "Киностар де Люкс", вами же созданную, у которой несколько весьма успешных мультиплексов, компании "Профмедиа" и через некоторое время все услышали о новом назначении. Эта сделка готовилась давно? 

 Пол Хет: Да, в конце 2012 года мы с партнерами приобрели контрольный пакет акций "Каро фильм", а в середине декабря я стал президентом и генеральным директором этой компании. Я знаком с Леонидом Огородниковым и Олегом Андреевым уже 15 лет. Последние лет пять мы обсуждали возможность инвестиций в "Каро фильм", но я возглавлял сеть "Киностар де Люкс" и конфликт интересов мешал нашим планам. После ее продажи этой компании "Профмедиа" мы довольно быстро решили все вопросы по этой сделке. 
 
- Став главой "Каро фильм", какую главную цель вы преследуете? 
 
- Сделать кинотеатры наиболее привлекательными для зрителей, довести обслуживание до мирового уровня, расширить сеть и вернуть ей статус не только самой крупной, но и самой лучшей. Сегодня кинотеатры "Каро фильм" посещают примерно 12 млн зрителей в год. Основные наши инвестиции будут направлены на улучшение обслуживания клиентов. Это касается и консешн-зоны, и смены старых проекторов на цифровые, и ремонта залов и туалетов. 
 
- Открытие новых мультиплексов не заставит долго ждать? 

- Сейчас я работаю над новым проектом. Не буду раскрывать всех секретов, но могу сказать одно - мы создадим совершенно новые даже не мультиплексы, а мегаплексы, аналогов среди существующих комплексов в мире пока нет. 

 - Собираетесь ли вы приобретать уже готовые кинотеатральные сети? 

- Да, мы безусловно будем заниматься и этим направлением, но пока еще нет конкретных планов на этот счет. В первую очередь инвестиции будут направлены на совершенствование уже существующих залов и строительство новых площадок. Это, кстати, будет уже третий этап моей карьеры в России, если вы понимаете, о чем я говорю. - Конечно, первым был революционный проект для нашей страны - открытие еще в начале девяностых первых кинотеатров "Американский дом кино" в отеле "Рэдиссон-Славянская" и "Кодак-киномир" с современным для того времени звуком Dolby Stereo, а вторым - создание с нуля сети мультиплексов "Киностар де Люкс" в начале нового века. Сейчас вы также обратите свое внимание на Москву и Петербург, или собираетесь продвинуться в регионы? - Основное внимание будет уделено Москве и Петербургу, потому что по-прежнему самое большое количество посетителей кинотеатры собирают именно в этих городах. Мы не можем быть везде, в каждом регионе России, однако в некоторых городах наше присутствие должно быть обязательным: это, например, Екатеринбург, Казань, Сургут, Калининград и некоторые другие примерно с таким же населением. 

 - А что касается СНГ? Вы обозначите присутствие в этих странах? 

- Наши инвестиции могут достигнуть миллиарда долларов, но этих денег не хватит на то, чтобы обеспечить современными кинотеатрами все регионы России и ближнего зарубежья. Конечно, Украина выглядит привлекательно для развития нашего бизнеса, в Казахстане успешно работают многозальники, но еще раз скажу - мы не можем быть везде и потому не ставим невыполнимых задач. 
 
- Сколько новых экранов вы собираетесь открыть в ближайшие годы? 

- Сегодня в сети "Каро фильм" 180 залов. В течение трех лет мы планируем ввести в строй 100 совершенно новых залов, а через пять лет довести их число до 500. Мне нравятся большие, серьезные проекты. В сети "Киностар де Люкс" в торговом центре "Белая дача" мы построили 15-зальный кинотеатр. Однако сейчас в моих планах открытие 18 и 22-зальных мегаплексов. Это будет серьезный удар по конкурентам в Москве и Петербурге. Сегодня у российских зрителей повышенные требования к комфорту, совсем не те, что были раньше. Их уже не устраивает просто хороший звук, идеальная картинка на экране и пара бутербродов в баре. Они хотят найти фильм по вкусу, провести время в комфортабельном кафе с большим выбором еды и закусок. А как этого добиться? Нужно иметь много залов для того, чтобы демонстрировать разнообразные картины, несколько баров, чтобы к ним не выстраивались очереди, безупречной чистоты туалеты. Это все очень важно в нашем бизнесе. 

- Не помешает ли введение НДС (налога на добавленную стоимость), от которого долгое время кинотеатры были освобождены, вашим планам? Не поднимутся ли в цене билеты настолько, что количество зрителей резко сократится и отпадет надобность в строительстве новых залов? 

- Кинотеатры не смогут поднять стоимость билета на 18 процентов, часть этих расходов будут нести киностудии. В общей сложности кинобизнес может недосчитаться примерно 100 млн долларов в год, и это касается прежде всего зарубежных производителей, так как российские от этого налога, насколько я знаю, будут по-прежнему освобождены. 
 
- А что вы скажете о желании наших парламентариев ввести квоту для российского кино - не менее 20 процентов от общего числа картин в кинопрокате? 

- Я не понимаю как можно заставить людей делать то, чего они не хотят делать - ездить на машине, на которой они не хотят ездить, носить одежду, которую они не желают носить. Как можно заставить зрителей тратить свои деньги на фильмы, которых они не хотят видеть? По-моему, это сделать невозможно. Они должны сами решать, что смотреть. Если у владельца кинотеатра на конкретную картину не продаются билеты, он должен заменить ее на ту, которая будет пользоваться спросом. Я не вижу другого варианта. Ведь если кинотеатр при пустых залах не получает доходов, тысячи работников могут остаться без средств к существованию. Нельзя забывать, что индустрия кинопоказа предоставляет десятки тысяч рабочих мест молодым людям, для которых эта работа очень важна. Она не менее важна и для экономики страны. Так что данная инициатива депутатов не кажется мне заслуживающей внимания. Чтобы привлечь внимание зрителей к российскому кино, продюсеры должны обеспечить кинотеатры интересными фильмами. 
 
- Вы также совладелец компании Monumental Pictures, которая участвовала в съемках российских картин. Они были удачными? 

- Да, несколько лет назад вместе с Sony Pictures мы открыли компанию Monumental Pictures, на счету которой уже 10 российских художественных фильмов. Но то, что мы владеем и сетью кинотеатров, не давало нам преимуществ в дистрибьюции этих картин. Хорошие фильмы пользуются спросом, плохие зритель игнорирует. Таков закон рынка. Какие-то проекты были удачными, какие-то не совсем. Но удачных было больше. 

 - Вы собираетесь сосредоточить свое внимание на реконструкции уже существующих залов сети "Каро фильм". Разве они недостаточно современные и комфортабельные? 

 - Прежде всего мы должны перевести абсолютно все кинотеатры в цифровой формат, а 75 процентов из них оснастить проекторами, способными демонстрировать фильмы в 3D. Большинству наших кинотеатров уже немало лет и они требуют ремонта. "Октябрь" - флагман нашей компании и мы хотим превратить его в элегантный, невероятной красоты культурный центр, которому не будет равных в стране. 

 - Сейчас в стране чуть более 3000 залов. Какое количество, на ваш взгляд, будет достаточным для России в ближайшем будущем? 

- Из 3000 существующих залов 1000 можно в счет не брать. Они находятся в старых кинотеатрах, требующих капитального ремонта. Даже некоторые мультиплексы уже не отвечают современным требованиям. А рынок сегодня вполне готов к 5000 модернизированных залов. Но даже введение в эксплуатацию 1000 новых экранов по стране в ближайшем будущем может значительно улучшить ситуацию. 

- В России некоторые специалисты считают, что в городах с населением менее 300 тысяч человек, не имеет смысла открывать мультиплекс. Вы с таким мнением согласны? 

- Категорически не согласен. В США мультиплексы открывают в населенных пунктах с 40 тысячами жителей. В России в городах от ста и до двухсот тысяч жителей современные кинотеатры просто необходимы. Но для начала надо обеспечить города покрупнее. 

- Вы открывали первые кинотеатры западного образца в Москве. Как, на ваш взгляд, с тех пор развивается кинотеатральный бизнес в России? 

- Очень динамично. С начала запуска первого кинотеатра прошло 20 лет, а в стране уже тысячи современных залов, часть из которых в состоянии демонстрировать 3D. По кассовым сборам, перевалившим за отметку в 1 млрд 200 млн долларов, Россия уже занимает четвертое место в Европе. Но киноиндустрии есть куда развиваться. Раньше кинотеатры с одним или двумя залами располагались в отдельно стоящих ветхих зданиях. Сегодня все больше торговых центров считают своим долгом иметь мультиплекс или даже мегаплекс. И они каждый день заполняются зрителями, а в уик-энды - переполнены до отказа. И я горжусь тем, что мы имеем к этому непосредственное отношение. Мы были первыми, кто стал продавать поп-корн, колу, начос в наших кинотеатрах и выпускать на экраны фильмы в пятницу, к началу уик-энда, потому что такая схема кинопроката считается самой продуктивной в Америке; мы первыми установили разные цены на билеты в зависимости от времени суток - утром они дешевле и дают возможность малоимущим гражданам наслаждаться просмотром фильмов в кино. 

 - Команда, с которой вы работаете, остается неизменной? 

- У меня потрясающие сотрудники, с кем-то я уже более 10 лет, а с некоторыми - около 20. Они готовы на большие свершения. С ними можно осуществлять проекты любой сложности. 
 
- Как вы думаете, может ли Россия достичь того же уровня, что и США в индустрии кинопоказа? Сможем ли мы приблизиться к тому же количеству экранов, которое есть в Америке? 

- Экономика разных стран отличается друг от друга. Трудно проводить параллели. В одном мы точно схожи - американцы и русские очень любят кино. В России наравне с литературой, живописью, музыкой существует и фильмы, признанные во всем мире. Мне нравятся "Броненосец Потемкин" и "Утомленные солнцем". Особенно хочу отметить"Утомленные солнцем" - фильм, который я отношу к мировым шедеврам. Можно привести и десятки других картин, которые оставили след в мировом кинематографе. Различие в том, что российское кино все-таки больше арт-хаусное, а в США преобладает коммерческий кинематограф и он достиг очень высокого уровня. В стране насчитывается около 40000 залов, которые приносят индустрии более 10 млрд долларов. России пока залов не хватает. Конечно к такому количеству, как в Америке, приблизиться будет совсем непросто, но я предполагаю, что в течение ближайших десяти лет Россию ждет бурный рост кинотеатральных сетей, и я к этому приложу все свои усилия. Ведь у меня русская жена и дети, так что будет о чем рассказать своему сыну. Он тоже очень любит кино. 

- Назовите три лучших, на ваш взгляд, кинотеатра сети "Каро фильм". 

 - "Октябрь", "Щука" и "Атриум".

Кто:  Пол Хет

Возврат к списку

Полная версия сайта