Наша сегодняшняя собеседница - креативный продюсер Диана Нерсесова, автор и основатель проекта «Мания Кино» - рассказывает о своем опыте организации и проведения событийных кинопоказов.
Евгений Володин: Ваше имя тесно связано с проектом «КАРО.Арт». Расскажите, пожалуйста, об истоках этого проекта.
Диана Нерсесова: Около года назад ко мне обратилась моя бывшая коллега по WDSSPR Мария Магуто с предложением придумать что-нибудь интересное для проекта «КАРО.Арт». К тому времени в рамках проекта проходили показы театральных постановок и было устроено несколько фестивалей. Думать пришлось недолго - идеи посыпались как из рога изобилия. Сначала я консультировала коллег, но на каком-то этапе пришлось взять все в свои руки и выстроить совместно с Марией и отличной PR-командой «Инсайд Промоушен» все процессы, начиная от идеи и до полного воплощения этого отдельного направления в проекте «КАРО.Арт». Так появились на свет «Лектории» - лекции ведущих продюсеров и режиссеров, где выступали Александр Роднянский, Алексей Мизгирев, Тимур Бекмамбетов, Федор Бондарчук с командой фильма «Притяжение», Николай Хомерики и Игорь Толстунов.
Второе и, пожалуй, особо ценное для меня направление - это показы фильмов с последующим разбором и дискуссиями с участием зрителей в компании ведущих кинокритиков и психологов. Я привлекла к этой истории лучших из лучших - начали мы с кинокритиком Антоном Долиным, с которым продолжаем сотрудничество и сейчас, уже в рамках проекта «Мания Кино», и экспертом по психологии кино Татьяной Салахиевой-Талал. Я выбирала самые яркие новинки кинопроката, и мы с Антоном и Татьяной проводили незабываемые дискуссии со зрителями.
Также в рамках спецпоказов прошли мини-ретроспективы российских режиссеров-классиков, от Эйзенштейна до Тарковского, основным спикером которых стал мой бывший лектор, киновед и сценарист Всеволод Коршунов. С Всеволодом мы выстроили яркую программу при участии Московской школы кино. Среди приглашенных спикеров были Нина Александровна Цыркун, Наум Ихильевич Клейман, Алексей Попогребский, Василий Корецкий и др.
В целом в рамках проекта «Каро.Арт» мною было реализовано более 30 мероприятий. Но на каком-то этапе пришло время двигаться дальше.
- Существует теория, согласно которой в ближайшем будущем на большом экране останутся только зрелищные киноаттракционы вроде «Аватара» и «Трансформеров», а все остальные фильмы уйдут на индивидуальный экран. Каким вы видите кинематограф через десять лет?
- Несмотря на то что я проработала в мейджорской компании довольно долгое время, признаюсь честно: блокбастеры, за редким исключением, - не совсем мое кино. Но мы все понимаем, что сегодня это неотъемлемая часть кинобизнеса - та, которая, собственно, и называется «большим бизнесом». Однако не стоит забывать о том, как долго мы боролись за возвращение в кинотеатры того зрителя, который ушел в Интернет в поисках своего, интеллектуального кино, - так неужели мы можем так просто дать ему уйти из кинозалов еще раз? Недавно, общаясь с другом после очередного показа, я услышала такую фразу: «После твоих показов я больше не могу смотреть кино на планшете или на экране компьютерного монитора. Мне просто необходим большой экран, мягкие кресла и диалог». В какой-то степени нам удалось в кризис «подсадить» молодежь (и не только ее) на «иглу» правильного просмотра кино (на большом экране, на языке оригинала с субтитрами), в том числе ту аудиторию, которая раньше спокойно просматривала новинки, не выходя из дома. Эта те самые люди, которые, возможно, с уходом с больших экранов таких фильмов как «Она», «Тони Эрдманн», «Патерсон» и многих других снова покинет кинотеатры. Вот и давайте все вместе подумаем, хотим ли мы этого? Говоря «мы», я подразумеваю и дистрибьюторов, и кинотеатры, и, конечно же, Министерство культуры.
- Как вы оцениваете современное российское кино? Как, на ваш взгляд, можно исполнить голубую мечту Минкульта - повысить интерес публики к отечественной кинопродукции?
- Сегодня о российским кино можно говорить в позитивном ключе и с надеждой смотреть в будущее. Продолжает творить Андрей Звягинцев, один из важнейших режиссеров нашего времени. Появляются новые имена - Кантемир Балагов, например, со своей дебютной картиной «Теснота». Продолжает снимать Сергей Лозница. Последний «Кинотавр» также показал нам отличные фильмы отечественных режиссеров - «Аритмию» и «Заложников».
Выбирая в прошлом году релизы для обсуждений, я не могла не остановить свой выбор на таких лентах как «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Рай» Андрея Кончаловского и «Зоология» Ивана Твердовского. Практически все показы прошли с аншлагами, и часто зрители писали мне личные сообщения в соцсетях с просьбой помочь попасть на показ, так как билеты достать было невозможно - они раскупались задолго до мероприятия. У нас были жаркие дискуссии, по окончании которых зрители не хотели расходиться и продолжали задавать вопросы спикерам уже в холле кинотеатра. Такой градус вовлеченности и внимания к проекту дорогого стоит!
На мой субъективный взгляд, Минкульту следовало бы сфокусироваться на внедрении культуры кинопросмотра и поддержке молодых кадров и талантливых авторов. Вот тогда российское кино будет не только искать, но и находить своего зрителя. Не думаю, что искусственные квоты на количество сеансов иностранных фильмов или иные запретительные акты в сфере «артхауса» как-то могут способствовать диалогу со зрителем. Только здоровая конкуренция и честный и адекватный подход к делу способны привлечь публику в кинотеатры на немейнстримные отечественные картины.
- «Клубные» показы, безусловно, привлекают в кинозалы наиболее активную зрительскую аудиторию. А что можно сделать для расширения этой аудитории?
- Сейчас проект «Мания Кино» привлекает внимание по-настоящему очень качественной киноаудитории. Я также вижу огромное количество похожих по формату мероприятий, которые в последнее время растут как грибы после дождя. Это радует, так как здоровая конкуренция - это всегда движение к успеху. И мне очень приятно осознавать, что в какой-то степени именно мои инициативы и креатив на определенном этапе вдохновили коллег в разных регионах России и даже в ближнем зарубежье на проведение просмотров с обсуждениями. Это стало за последний год одной из ведущих тенденций в сфере «неформатного» кинопоказа. Я с удовольствием делилась с коллегами некоторыми ключевыми моментами в работе и рекомендовала спикеров.
Но если говорить о дальнейшем расширении аудитории, то здесь нужен скрупулезный букинг и постоянное внимание к качеству мероприятий.
С одной стороны, существует опасность «перекормить» публику, а с другой - можно оставить «дыры» в графике показов, без достаточного количества действительно интересных мероприятий. Ведь специальные показы, так же как и ограниченный прокат, требуют ювелирной работы, и заниматься этим должны люди, не просто хорошо понимающие кино и актуальные тенденции, но правильно подбирающие экспертов, разбирающиеся в подаче данного формата, и т.д. Активное расширение без тонкого понимания специфики может привести к отторжению такого формата аудиторией. Работа с публикой должна быть точечной и аккуратной - приучать и внедрять культуру «умного смотрения» кино на большом экране нужно не год и не два.
- Если классифицировать тематические показы по какому-либо признаку - жанру, режиссеру, актеру, - есть ли среди них такой, который наиболее интересен зрителям?
- Всегда по-разному. Выбирая фильмы, я в основном опираюсь на свой личный вкус и интуицию, пристрастия, которые, как показала практика, почти всегда совпадают со вкусами поклонников проекта. В апреле «Мания Кино» совместно с Кинозалом ГУМа организовала показ документальной картины «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве» с лекцией Антона Долина о режиссере. Показ прошел не только с аншлагом, но и с отличными показателями по охвату и заинтересованности зрителей в соцсетях. Здесь, на мой взгляд, ключевую роль сыграла личность самого Линча и высокая степень ожидания выхода нового сезона культового «Твин Пикса». «Каннские новости» с просмотром фильма «Джульетта» в большей степени были сфокусированы на фестивальной событийности и оказались не менее востребованы нашими поклонниками, а показ «Манифесто» привлек скорее фигурой всеми обожаемой Кейт Бланшетт, так как режиссер Юлиан Розфельдт был практически никому не известен до выхода этой ленты. Здесь нет каких-либо однозначных рецептов и прописных истин, все зависит от ощущения того, что в данный конкретный момент актуально и интересно зрителю. Должна быть какая-то химия между зрителем, контентом и спикером. Угадывать настроения публики, а в известной степени даже как-то формировать их - в этом я вижу свою задачу как креативного продюсера в рамках проекта «Мания Кино».
- Экономика «клубных» показов выгоднее регулярного кинопроката?
- Экономика «Мании Кино» выгодна априори, так как мы работаем сразу по нескольким направлениям. Первое - создаем ажиотаж вокруг релиза не только до, но и после просмотра, что в итоге приводит к «сарафанному радио» вокруг наших фильмов, увеличивая их шансы быть более замеченными и востребованными в прокате. Второе - так мы продвигаем интересы площадки, способствуем хорошей заполняемости и привлекаем в кинотеатры новую аудиторию.
Как правило, мы говорим о сеансах в будни, когда залы обычно, в лучшем случае, заполняются процентов на 25-30. Наши показы в основе своей сопровождаются аншлагами.
- Можно ли сравнивать вашу деятельность с бизнесом независимого дистрибьютора?
- Мы, скорее, культуртрегеры, которые способствуют более активному взаимодействию между дистрибьютором, критическим сообществом и «продвинутым» зрителем. Собственно, наша цель - способствовать тому, чтобы как можно большее количество зрителей перетекало в статус «продвинутых» и становилось постоянными посетителями не только наших показов, но и текущего арт-репертуара наших площадок-партнеров.
- Многие независимые прокатчики уверены, что в случае повышения платы за выход фильма на большой экран до 5 млн рублей будут вынуждены прекратить свою деятельность. Повлияет ли возможное повышение прокатной платы на ваши показы?
- В этом, на мой взгляд, весьма нежелательном, случае нам будет больше не о чем говорить, по большому счету. Конечно, если эта инициатива будет воплощена в жизнь, то придет конец не только независимым прокатчикам, но и всему кинобизнесу в его нынешнем виде.
Мы все находимся в одной лодке, и чем раньше мы это поймем, тем больше шансов будет что-то изменить к лучшему. Если дистрибьюторы и кинотеатры сплотятся и начнут вместе бороться за общее дело, то, возможно, мы будем услышаны. Я неоднократно говорила о том, что готова поддержать коллег и вместе с ними отстаивать присутствие на экранах кинотеатров тех фильмов, которые не просто «украшают» наш прокат, но и развивают интеллектуальные способности у зрителей и прививают хороший вкус. Понимаете, без условного Пауля Верхувена не бывает условного Майкла Бэя.
- Расскажите о маркетинге «клубных» показов - какие каналы наиболее эффективны?
- «Мания Кино» работает на нескольких платформах, но основной ключ - это доверительные отношения со зрителями при эффективном использовании соцсетей. Сейчас мы работаем над развитием новых контентных направлений в рамках нашего бренда.
- Вы общаетесь с представителями кинотеатров? Насколько они заинтересованы в развитии такого рода программ?
- На данном этапе у нас уже состоялось несколько мероприятий в Кинозале ГУМа. Ведутся переговоры и с рядом других интересных площадок. Для проекта «Мания Кино» самый главный персонаж в этой истории - зритель, поэтому мы подходим к выбору площадки очень аккуратно.
Я уверена, что формат «особых отношений» со своими зрителями, повышение лояльности и клубные показы - это то, без чего невозможно представить будущее кинобизнеса. Не секрет, что в России уже настолько высока конкуренция за каждого конкретного посетителя, что игнорировать эти нюансы непозволительно с позиции экономики. Однако, к сожалению, уровень обслуживания, даже в известных мультиплексах, иногда оставляет желать лучшего. А ведь «Мания Кино» - это уже бренд, который обязан поддерживать ту планку качества мероприятий, которую мы сами задали вместе со спикерами и площадкой.
Я лишь могу порекомендовать нашим кинотеатральным партнерам быть смелее и не бояться пробовать разные направления для разнообразия контентного предложения. Как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского. И не стоит забывать о том, что хороший бизнес - тот, который работает на перспективу. В этом смысле, мне кажется, кинотеатральный бизнес уже в ближайшем будущем будет сближаться с гостиничным и ресторанным, приобретая все больше черт индустрии гостеприимства. А «Мания Кино» готова сотрудничать в этом направлении с новыми партнерами, оказывая креативное и экспертное консультирование по самому широкому спектру вопросов.