Семен Слепаков
15.12.2009
21 января 2010 года на экраны России и СНГ тиражом не менее 1000 копий выйдет комедия «Наша Russia. Яйца Судьбы», продолжающая рассказ о похождениях героев популярного скетчкома «Наша Russia» на языке кино.
Главные герои картины — Рафшан и Джумжуд, гастарбайтеры из Нубарашена. Они нелегально приезжают в Москву, где их бригадир Леонид получил у одного олигарха заказ на супердорогой ремонт. Потеряв в столице «нацайника», Рафшан и Джумжуд пытаются найти его, сея повсюду разрушение и хаос. Но в самой безнадежной ситуации судьба поворачивается к работягам лицом — узнав страшную тайну, они завладевают чрезвычайно ценным таинственным артефактом. Теперь мир никогда не будет таким, как прежде…
Режиссером фильма стал дебютант в большом кино Глеб Орлов.
21 января 2010 года на экраны России и СНГ тиражом не менее 1000 копий выйдет комедия «Наша Russia. Яйца Судьбы», продолжающая рассказ о похождениях героев популярного скетчкома «Наша Russia» на языке кино. Главные герои картины — Рафшан и Джумжуд, гастарбайтеры из Нубарашена. Они нелегально приезжают в Москву, где их бригадир Леонид получил у одного олигарха заказ на супердорогой ремонт. Потеряв в столице «нацайника», Рафшан и Джумжуд пытаются найти его, сея повсюду разрушение и хаос. Но в самой безнадежной ситуации судьба поворачивается к работягам лицом — узнав страшную тайну, они завладевают чрезвычайно ценным таинственным артефактом. Теперь мир никогда не будет таким, как прежде… Режиссером фильма стал дебютант в большом кино Глеб Орлов. Генеральные продюсеры проекта — Артур Джанибекян, Роман Петренко, Александр Дулерайн и Рубен Дишдишян; авторы идеи и креативные продюсеры — Гарик Мартиросян и Семен Слепаков; исполнительные продюсеры — Дмитрий Добужинский, Арам Мовсесян и Саадат Бурханова. Сценарий написали Семен Слепаков, Алексей Ляпоров и Вячеслав Дусмухаметов. Оператор-постановщик — Марат Адельшин. Главные роли исполнили Михаил Галустян, Сергей Светлаков и Валерий Магдьяш. В фильме также снялись Виктор Вержбицкий, Александр Семчев, Роман Мадянов, Николай Басков, Михаил Багдасаров и другие актеры. Реализацией проекта занимаются телеканал ТНТ, компания Comedy Club Production и кинокомпания «Централ Партершип». О работе над картиной «Наша Russia. Яйца Судьбы» корреспонденту журнала «Кинобизнес сегодня» рассказал автор идеи, креативный продюсер и один из сценаристов фильма Семен Слепаков.
Сергей Некрасов: Когда у вас родилась идея рассказать о героях скетчкома «Наша Russia» на языке большого кино?
Семен Слепаков: Юмористический сериал «Наша Russia» появился на телеканале ТНТ в 2006 году, а уже 1 мая 2007 года мы с Гариком Мартиросяном начали писать сценарий будущей картины. Нас вдохновляли многочисленные примеры того, как изначально появившиеся на телевидении персонажи — такие как Борат, Бруно или мистер Бин — впоследствии перерастали скетчевый формат и становились полноценными кинематографическими персонажами. Сначала планировалось, что в водоворот событий фильма будут вовлечены все герои проекта «Наша Russia», каждый из которых сыграет одинаково важную роль, но потом стало ясно, что такой сценарий будет слишком сложным для зрительского восприятия. Публике пришлось бы следить одновременно за 14–16 главными персонажами, отличать одного от другого и т. д. Драматургически такая задача была бы крайне трудноосуществима. Поэтому в итоге мы предпочли остановиться на наших самых любимых героях — Рафшане, Джумжуде и их бригадире Леониде. Впрочем, многие другие персонажи сериала «Наша Russia», конечно, тоже появятся на экране, но, скорее, послужат неким украшением сюжета и порадуют поклонников самим фактом своего присутствия в фильме. К счастью, из наиболее любимых зрителями героев скетчкома за рамками сюжета никому остаться не пришлось.
- В титрах фильма значатся три сценариста: вы, Алексей Ляпоров и Вячеслав Дусмухаметов. Однако Гарик Мартиросян однажды сказал, что работу над сценарием вела группа авторов, включая его самого, Михаила Галустяна, Сергея Светлакова и т. д. Верна ли эта информация?
— Идея фильма принадлежит мне и Гарику. Над сценарием также работали Вячеслав и Алексей. Но поскольку мы находились, так сказать, в постоянном творческом поиске, на разных этапах к нашей команде подключались разные люди (в том числе и упомянутые вами). Многие из них оказали нам огромную помощь, поделившись своими идеями. В этом смысле Михаил и Сергей, конечно, также внесли свой вклад в сценарий. Они обладают великолепным чувством юмора, и благодаря их предложениям нам удалось существенно усилить и оживить многие сцены.
- Как долго писался сценарий?
— Знаете, мне кажется, он до сих пор пишется. Это какой-то бесконечный процесс. Честно говоря, я был просто ошеломлен, насколько процесс создания фильма (в том числе и написание сценария) в кино отличается от телевизионного; какие изменения сценарий претерпевает как на съемочной площадке, так и впоследствии — во время монтажа и даже в ходе озвучивания. Например, уже в текущем году (интервью состоялось 4 декабря.— Прим. ред.) нам пришлось переснять 12 минут картины, под которые был придуман совершенно новый фрагмент сценария. К счастью, коллеги из продюсерского цеха пошли нам навстречу и разрешили предпринять такой рискованный шаг, поняв, что фильм от этого только выиграет. Словом, перед зрителями наша совесть чиста. Для того чтобы комедия «Наша Russia. Яйца Судьбы» предстала перед ними в самом лучшем виде, сделано все. Но, сказать по правде, даже сейчас, встречаясь с Гариком, мы продолжаем обсуждать сценарий.
- Первые два сезона скетчкома «Наша Russia» поставил Максим Пежемский. На третьем его сменил Петр Буслов. Почему постановку полнометражного фильма решено было доверить дебютанту в большом кино Глебу Орлову?
— Глеб — талантливый режиссер, наш единомышленник и, наконец, человек, с которым нам интересно и просто общаться и работать. Да, фильм «Наша Russia. Яйца Судьбы» — его первая работа в кино (раньше он снимал преимущественно рекламные ролики), но, уверен, этот дебют не останется незамеченным.
- Вы вместе с Гариком Мартиросяном были креативными продюсерами картины «Наша Russia. Яйца Судьбы». Кроме того, на проекте было четыре генеральных продюсера и три исполнительных. Как распределялись обязанности представителей продюсерского цеха?
— Это была очень сложная схема, которую я, честно говоря, сам до конца так и не понял. Скажу лишь, что мы с Гариком на проекте отвечали преимущественно за творческую составляющую на всех этапах его реализации. Остальные же продюсеры — исполнительные, генеральные и т. д.— отвечали главным образом за организационные процессы. Особенно нам помогал заместитель генерального директора ТНТ Александр Дулерайн, с которым мы в свое время и придумали сериал «Наша Russia»,— он направлял нас, подсказывал интересные идеи. В общем, его тоже смело можно причислять к креативным продюсерам проекта, а не только к генеральным.
Почему производство и дистрибьюцию киноверсии скетчкома «Наша Russia» решено было доверить компании «Централ Партнершип»?
— Потому что так решил генеральный продюсер Comedy Club Production Артур Джанибекян. А если серьезно, то это решение, конечно же, было принято, поскольку «Централ Партнершип» — одна из самых надежных компаний на российском кинорынке (как в сфере производства, так и в области кинопроката). Нам с Гариком сказали, что этим профессионалам можно полностью доверять, мы послушались совета, и пожалеть о своем выборе нам, к счастью, не пришлось. На нашем проекте «Централ Партнершип» контролировал весь организационный процесс (собственно же производство осуществила возглавляемая Дмитрием Добужинским компания Park Production), а телеканал ТНТ и, в большей степени, компания Comedy Club Production отвечали за креативную составляющую. Команда подобралась очень хорошая; все были заняты одним большим делом и понимали друг друга буквально с полуслова. Уверен, зрители смогут это почувствовать, когда увидят фильм.
— Исполнители основных ролей в скетчкоме перешли на фильм автоматически. А как проводился кастинг ролей второго плана?
— Как ни странно, довольно быстро. Мы практически сразу же определились с тем, что Виктор Вержбицкий сыграет в нашем фильме главного злодея (владельца золотых яиц Чингисхана), а его кровожадного помощника — Александр Семчев. Можно сказать, данные образы создавались специально под этих замечательных артистов. Так что мучить себя поисками нам не пришлось. Трудиться бок о бок с Вержбицким и Семчевым было очень интересно и поучительно. Лично для меня это стало первой возможностью поработать на одной площадке с актерами такого уровня; почувствовать их отношение к исполняемым ими ролям и репликам, которые они произносят; получить от них немало ценных советов и предложений (впрочем, шуток своих они нам не предлагали, потому что их герои согласно изначальному замыслу — несмешные, олицетворяющие зло; так что им нужно было существовать в рамках предложенного им текста, а нам — делать все, чтобы артистам было комфортно исполнять свои роли). То, что они согласились работать с нами,— по-настоящему большая удача. Настоящим открытием для меня стала и работа с Николаем Басковым, который в фильме «Наша Russia. Яйца Судьбы» фактически сыграл самого себя. «Золотой голос России», как его любят называть в нашей стране, оказался на редкость остроумным человеком, буквально фонтанирующим идеями, юмором и энергией, которой он заряжал всех окружающих. Он полностью доверился нам и неизменно с пониманием относился ко всему, что мы делали, а кроме того, предложил множество собственных шуток, которые в итоге вошли в окончательный вариант фильма. О нашем сотрудничестве у меня осталось только самое теплое впечатление. Еще один артист, работа с которым стала для нас настоящим удовольствием,— это Роман Мадянов, который сыграл в фильме безумного олигарха — директора Газнефтеалмазбанка. Он меня просто потряс своим профессионализмом и безупречным чувством юмора. Если я когда-либо еще возьмусь за какой-нибудь кинопроект, то обязательно предложу ему там одну из главных ролей (чем значительнее, тем лучше) и буду на коленях его умолять, если он вдруг начнет отказываться.
- В ходе производства ваш фильм как минимум трижды менял название. С чем это было связано?
— Строго говоря, основных названий у нас было только два — рабочее «Наша Russia: Cпасти нацайника» и окончательное «Наша Russia. Яйца Судьбы». Первый вариант мы сознательно сделали созвучным привычным голливудским клише, но впоследствии сценарий оброс новыми гэгами и сюжетными линиями, и рабочее название перестало отражать суть картины. Так в итоговом названии и появились «Яйца Судьбы», которые, согласно сценарию, ранее принадлежали великому Чингисхану (поэтому в прессе даже прошла информация, что проект теперь называется «Наша Russia: Золотые яйца Чингисхана»). В фильме этот артефакт, можно сказать, цементирует сюжет, поэтому его использование в названии абсолютно оправданно. Привлекать же внимание к картине таким нехитрым способом, как упоминание в титрах и на афишах слова «яйца», мы не намеревались. Скабрезность — не наш стиль.
- Где и когда прошли съемки картины?
— Фильм мы снимали в Москве и ближайшем Подмосковье. Начали 7 октября 2008 года (тогда процесс длился около двух месяцев), а закончили 24 сентября 2009-го (это были досъемки практически полностью измененного финала, о которых я уже упоминал раньше; они продолжались дней 14-16). Да, действительно, год — достаточно долгий срок. Но у нас не было желания по-быстрому заработать денег, «слепив» фильм о популярных телегероях. Мы всем сердцем хотели сделать нашу картину как можно более достойной и интересной для зрителя и снять насыщенный трюками и спецэффектами фильм, максимально отличающийся от достаточно незатейливого в техническом отношении телевизионного проекта «Наша Russia». Надеюсь, у нас получилось, и зрители оценят наш труд по достоинству.
- Многие отечественные продюсеры говорят, что, снимая фильм в Москве, приходится за все платить по многу раз и на каждом шагу. Согласны ли вы с этим утверждением, и если да, то почему картину, несмотря ни на что, решили отснять в столице?
— В название фильма вынесены слова «Наша Russia». Естественно, нам приходилось постоянно сталкиваться с типичными носителями российского национального менталитета — с разными вахтерами, милиционерами и т. д. Как часто им нужно было платить, я толком не знаю. Исполнительные продюсеры об этом, наверняка, осведомлены гораздо лучше. Ну а в столице нам нужно было снимать хотя бы по той причине, что где же еще можно так полно развернуть историю о похождениях гастарбайтеров, как не в сытой Москве-матушке, которая так сильно отличается от других городов России и куда стремится такое множество иммигрантов из стран бывшего СССР. Ни в каком другом месте нашей Родины не найти таких контрастов. Так что вопрос о том, где снимать, для нас не стоял. - Что для вас оказалось наиболее сложным во время съемочного периода? — Хроническая нехватка времени. Кино и телевидение несопоставимы по степени сложности производства. Работая над скетчкомом, мы всегда могли остановиться, подумать, как лучше поставить ту или иную сцену, и даже вообще отменить съемочный день и прийти назавтра со свежими мыслями. Снимая фильм, такой роскоши позволить себе было нельзя. Приходилось проявлять максимум креативности, чтобы все успеть.
- Фильм снимался два года, один из которых пришелся на кризис. Сказалась ли экономическая рецессия на работе над проектом?
— Сказалась — но в основном на поступках работников. В кризис поначалу многие, испугавшись за свое благосостояние, пытались жить по принципу «хватай и беги». Так, у нас прямо со съемочной площадки пропал золотой (точнее, позолоченный) унитаз, взятый напрокат у какой-то компании, занимающейся продажей элитной сантехники. Как мне сказали, стоил он 15 тысяч евро. Видимо, к нам проник кто-то, кто всю жизнь мечтал восседать на таком ценном объекте. Теперь его мечта осуществилась. Хотя, может быть, он, как когда-то Шура Балаганов с Паниковским, этот унитаз распилил, проверяя, весь он из золота или нет. У таких людей что-то похожее иногда случается. В остальном же мы прошли кризисный период достаточно удачно. Финансирование не прерывалось. Вокруг нас один за другим закрывались проекты, а наша картина плыла по этому океану проблем как корабль-призрак, легко обходя рифы и мели и уверенно приближаясь к порту назначения. Впрочем, мне говорили, что, начни мы съемки на пару недель позже, нашу картину тоже, скорее всего, остановили бы. К счастью, пронесло. Может быть, судьбе понравилось название нашего фильма, и фортуна повернулась к нам лицом?..
- Каков был хронометраж первой монтажной сборки фильма?
— Если не ошибаюсь, он составил около двух часов. Окончательная же версия картины длится менее 90 минут. Кстати, монтаж фильма, как и написание сценария, казался мне просто бесконечным; раньше-то мне приходилось монтировать только короткий метр — ситкомы и скетчкомы. Наш подход к процессу сокращения был классическим — мы просто пересматривали картину и отсекали все лишнее. Надеюсь, те сцены, которыми нам пришлось пожертвовать — а среди них были и очень веселые,— бесследно не исчезнут и будут либо использованы в качестве бонусов к DVD-изданию фильма или показаны на ТНТ. Пока их судьба еще не решена. Сейчас наша главная задача — довести фильм до экрана.
- Какие композиции вошли в саундтрек картины?
— Композитор фильма - один из флагманов современной музыки DJ Грув. В картине также использована музыка композитора Андраника Азливяна, много работающего во французском кино, и Давида Огана. Кроме того, зрители услышат крайне нестандартную версию очень известной песни Николая Баскова «Я буду руки твои целовать», а также композицию «Это наша Russia», известную всем поклонникам скетчкома. Ну а хиты группы Black Eyed Peas или «I Will Always Love You» Уитни Хьюстон в фильме искать не стоит. Нам, может быть, и хотелось бы их включить в саундтрек, но тогда он обошелся бы продюсерам дороже самой картины.
- Гарик Мартиросян однажды сказал: «Наша картина — финал приключений всех известных вам героев скетчкома. В фильме их истории завершатся». Значит ли это, что в следующем сезоне телесериала «Наша Russia» зрители увидят только новых персонажей?
— Да, в новом сезоне, за редким исключением, все герои будут абсолютно новыми (из уже знакомых зрителям персонажей останется, например, ведущий «СевКав TV» Жорик Вартанов). В остальном будет произведен практически полный ребрендинг скетчкома.
- Кстати, не хотелось бы вам в копродукции с англичанами сделать фильм о героях сериала «Наша Russia» и программы Little Britain, послужившей одним из источников вдохновения при создании вашего скетчкома?
— Неплохая идея! Я лично согласен. Думаю, если бы такая возможность нам представилась, мы бы нашли общий язык, и в итоге все получилось бы интересно и весело. Теперь осталось, как в том анекдоте, «договориться с Рокфеллером»…
- И традиционный вопрос о творческих планах…
— О планах в области кинопроизводства говорить пока преждевременно. Здесь многое будет зависеть от результатов проката фильма. Пока же мы готовим к показу на телевидении два новых сериала: один — о молодых врачах, другой — о девушке-блоггере, работающей в офисе страховой компании. Названий у них еще нет, но съемки уже идут полным ходом. Немало у нас и других идей и проектов. Например, вероятно, будет создана киноверсия ситкома «Универ». Впрочем, сейчас разработка этого проекта приостановлена. Даже сценарий не написан. Как бы то ни было, думаю, ни один из наших проектов зрителей не разочарует. Помните, в одном советском фильме говорилось: «Это же мальчишки! Они обязательно что-нибудь придумают!»
Кто:
Семен Слепаков