О предварительных итогах 2015 года и планах на 2016-й мы поговорили с генеральным директором компании «Наше кино» Максимом Ухановым.
Евгений Володин: Анимационная лента «Крепость: Щитом и мечом» стартовала слабее фильмов о богатырях, но на втором уик-энде показала очень маленькое (19%) падение кассы, собрав за 11 дней около 70 млн рублей. Как прокат этой картины согласуется с вашими ожиданиями?
Максим Уханов: Конечно, мы надеялись, что результат проката этого фильма будет несколько выше, но, будучи реалистами, понимаем, что конкурировать со второй частью «Монстров на каникулах» отечественной ленте очень трудно. Сыграл свою роль и жанр картины: приключенческая история про войну, ориентированная на мальчиков, безусловно, понравилась своей целевой аудитории, но не смогла заинтересовать девочек. Кроме того, не стоит забывать и об общих тенденциях на рынке кинопроката: сегодняшний зритель в кино хочет развлекаться, а не задумываться о каких-то серьезных вещах. Действительно, падение кассы на втором уик-энде было очень незначительным, а в праздничный День народного единства, к которому, собственно, и была приурочена премьера, фильм собрал столько же или даже больше, чем за стартовый уик-энд. Так что своих зрителей лента нашла. Наверное, авторам стоило предусмотреть в сюжете некую «девичью» линию, которая смогла бы заинтересовать прекрасную половину аудитории, но переделывать картину, работа над которой длилась около пяти лет, было уже поздно. Тем не менее «Крепость» - крепкий продукт, который вполне прилично собирает в кино и, несомненно, будет иметь успех и долгую жизнь на телевидении и видео.
- Фильм Петра Буслова «Родина» называли одним из самых ожидаемых отечественных релизов года. Довольны ли вы его прокатом?
- Конечно, мы знали, что фильм непростой, и предполагали, что он получит неоднозначные отзывы как критиков, так и зрителей. Аудитория очень сильно расслоилась: есть люди, которые этот фильм поняли и прочувствовали, но есть и те, кто абсолютно его не оценил. «Родина» - продукт не массовый, это серьезная драма, и если рассматривать его как драму, то цифры его сборов выглядят вполне логичными. Если же посмотреть на конкурентное окружение ленты, то в момент ее старта в кинотеатрах шло порядка пяти крупных релизов, а публика, как мы уже говорили, предпочитает размышлениям развлечения. Перенос выхода фильма Буслова на более поздний срок потребовал бы дополнительных расходов, и мы сочли это нецелесообразным.
- Год назад в начале ноября компания «Наше кино» занимала в списке российских дистрибьюторов восьмое место, уступая в том числе «Базелевсу» и «Парадизу». В этом году вы занимаете шестую строчку, уступая лишь мэйджорам, и в долларовом выражении сборы ваших картин даже несколько выросли, несмотря на падение рубля. Как вы оцениваете итоги года?
- Год для нас еще не закончился, вчера стартовал еще один ожидаемый релиз - «Савва. Сердце воина» (беседа состоялась 13 ноября. - Прим. ред.). Кроме того, несмотря на то что третья серия о приключениях Ивана Царевича и Серого Волка выходит в будущем году, активная подготовка к ее премьере ведется уже сейчас.
Что же касается роста бокс-офиса, в котором мы, кстати, все же больше привыкли ориентироваться на рубли, - в этом году у нас был очень неплохой список релизов, благодаря которому год получился «хлебным». Уверен, что в следующем году мы выступим не менее успешно благодаря очень сильному анимационному блоку, который поддержат несколько крупных игровых картин.
- Одной из таких картин станет «Ледокол», премьера которого планируется в октябре. Есть ли у вас сегодня предварительные договоренности с коллегами из других прокатных компаний о «расчистке» даты его премьеры?
- Вы же понимаете, что «свято место пусто не бывает», но в настоящий момент мы зондируем почву в отношении предполагаемой даты премьеры, ведем переговоры с продюсерами и представителями других дистрибьюторов, чтобы максимально увеличить шансы этой ленты на хороший старт. Пока, к сожалению, невозможно быть на сто процентов уверенными в том, что такая крупная, сложнопостановочная картина будет полностью готова к той дате, которую мы выбрали, но я надеюсь, что сроки будут соблюдены. Мы надеемся приятно удивить зрителя: это очень сильное, зрелищное, эффектное и яркое кино, и мы считаем его одним из своих главных козырей в будущем году. Кроме того, в октябре 2016 года мы планируем выпустить и еще одну перспективную ленту - приключенческую комедию «Напарник», так что этот месяц будет урожайным на интересные игровые картины «Нашего кино».
- Какие фильмы будут преобладать в вашем графике в 2016 году?
- «Наше кино» традиционно делает основной упор на отечественную анимацию, и 2016 год не станет исключением. Правда, нам всегда приходится помнить о том, что анимация хорошо прокатывается во время школьных каникул, а их количество в году невелико. В будущем году у нас такого продукта будет явно больше, чем каникул, и с этим надо что-то делать (смеется)! В 2016 году, кроме уже упомянутого «Ивана Царевича», у нас выходят «Волки и овцы», «Синдбад», «Садко», традиционные «Богатыри» - в успехе всех этих картин мы не сомневаемся. Кроме того, в будущем году мы ожидаем окончания производства еще одной крупной ленты компании «СТВ» и студии «Мельница» - «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», но точную дату ее премьеры мы пока не определили.
- Кстати, об «Иване Царевиче». Как вы планируете организовать рекламную кампанию этого новогоднего релиза? Может быть, расскажете о каких-то специальных акциях?
- Об этом мы подробно расскажем на декабрьском Кинорынке. Я считаю, что сейчас несколько преждевременно об этом говорить, и приглашаю всех на нашу презентацию, на которой мы надеемся удивить коллег по цеху и показать, что у нас припасено к Новому году.
- Как вы относитесь к инициативе нескольких киносетей, взявших на себя обязательство отдать 20% киносеансов российскому кино?
- Я считаю, что российское кино занимает заслуженное место на рынке кинопроката, которое, кстати говоря, как раз и занимает около 20% рынка по количеству сеансов. Но, бесспорно, эта инициатива пойдет отечественной киноиндустрии на пользу, я могу ее только приветствовать и радоваться проявленной этими сетями сознательности. Конечно, нельзя забывать и о том, что всякая инициатива должна быть оправданной, и не надо допускать перегибов. Мы существуем в рыночной экономике, в условиях которой спрос имеет большее значение, нежели административные рычаги, но стремление сетей поддержать отечественный продукт можно лишь приветствовать: в конце концов, это патриотично и правильно!
- Что, по вашему мнению, в условиях сегодняшнего кризиса может привлечь в кинотеатры дополнительных зрителей?
- Я думаю, что главным фактором, который может повлиять на привлечение зрителей в кинотеатры, должна стать цена. Если сети в конкурентной борьбе будут готовы пойти на существенное снижение цены билета, то мы обязательно увидим приток зрителей в кинозалы. С другой стороны, нельзя забывать о том, что оборудование современного кинотеатра - процесс дорогостоящий, равно как и содержание кинотеатра, и тем более развитие. Большая часть современного оборудования покупается за рубежом за сильно подорожавшую валюту, поэтому у кинотеатров не так много возможностей для снижения цен.
Кино - это самый массовый вид развлечений, и как вид развлечений оно будет существовать еще долго вне зависимости от кризисов. Люди ходят в кино не только и не столько для того, чтобы посмотреть фильм; поход в кино - это особая форма социализации, и в этом смысле домашний просмотр и новые медиа в ближайшем будущем не смогут заменить кинопрокат. Мы, со своей стороны, делаем все, чтобы наполнить кинотеатры интересными лентами, ведь обратной дороги у нас нет: кино - это то, что мы любим и без чего не представляем своей жизни.
- Что бы вы хотели пожелать Кинорынку?
- Конечно, хочется видеть большую активность его участников и более тесное взаимодействие дистрибьюторов с кинотеатрами. Мне кажется, нам следует развивать диалог, связанный с индустриальным ростом нашей отрасли, чтобы основные участники кинобизнеса могли договариваться о ее совместном развитии. Понятно, что мы находимся в конкурентной среде и что интересы прокатчика и кинотеатра совпадают далеко не всегда, но мы делаем общее дело и обязаны находить компромиссные решения для всех спорных моментов.
- Наверное, и прокатчикам тоже следует почаще решать спорные вопросы путем переговоров?
- Конечно, нам всем следует работать в этом направлении, сообща решая вопросы ценообразования, календарного планирования и т.д.