С продюсером Айсель Назарли мы поговорили о новой военной драме с элементами фантастики «Отряд С» и о ее режиссерском дебюте, документальном фильме Gipsy.
Евгений Володин: Как вы стали режиссером?
Айсель Назарли: В кино меня знают как продюсера, но в 2021 году я рискнула попробовать себя в режиссуре документального кино, поставив фильм Gipsy. Художественным руководителем картины выступил режиссер и продюсер Евгений Григорьев. Эту ленту мы снимали два года, и работа еще не окончена. Документальное кино - это целая жизнь. Важно запечатлеть все фрагменты и этапы в жизни героев. Кстати, о героях: в моем фильме главным героем стал известный музыкант Андро. Мы дружим с ним уже много лет, и он часто говорил, что мечтает сняться в кино. Теперь, кажется, его мечта исполнилась.
- О чем этот фильм?
- Это кино про то, как оставаться свободным человеком, и при этом чтить традиции и обычаи своего народа и семьи. Идея картины пришла от моей личной боли. Я родилась в азербайджанской семье с иранскими корнями, где во главе всего стоят традиционные устои, от которых сложно уйти… Не то чтобы я была против традиций, нет - но я за революционные порывы в хорошем смысле слова, чтобы традиции менялись в ногу со временем. Потому что расти в таких ограничениях очень сложно, особенно девушкам. За основу фильма я взяла традиции народа Рома. В обычной жизни их называют цыганами, но я хочу подчеркнуть, что более уважительно и правильно будет называть их Рома.
Фильм прежде всего затронет устоявшиеся представления об этом народе. Так как Gipsy (в переводе с английского Gipsy - «цыган» - Прим. ред.) - люди яркие, креативные, а главное, свободные, нам многому можно у них поучиться. Картина Gipsy разрушит многие стереотипы и покажет другую сторону народа Рома. Лента будет достаточно музыкальной, яркой, вдохновляющей зрителей на перемены.
Первыми, кто поверил в этот проект, стало Министерство культуры РФ. Я защитила проект и получила поддержку. Многие из членов жюри не верили, что табор меня примет, потому что это закрытое сообщество, где не принимают чужаков, но я смогла вызвать доверие у барона Геннадия Виноградова. Он разрешил мне снять жизнь табора в городе Тюмень, за что я ему очень благодарна.
- Вы сказали, что работа над фильмом не завершена. На какой стадии она сейчас находится?
- В данный период фильм ушел на стадию постпродакшена.
- Для вас важно выпустить картину на большой экран? Возможно, уже есть предварительные договоренности с прокатчиками или онлайн-кинотеатрами?
- В настоящее время мы ведем переговоры с дистрибьюторами, выбираем лучший вариант. Кроме того, к картине проявили интерес несколько онлайн-платформ.
Каждый художник хочет, чтобы произведение, которое он создает, увидело как можно больше людей! Конечно же, я очень хочу выпустить его в кинопрокат. Считаю, что это кино важное и нужное. А если молодежь пойдет в кино вместе с родителями - это будет замечательно. Надеюсь, выйдя из зала, многие зрители сделают то, на что не решались ранее.
- Дальнейшие планы - снова документальный проект? Или, возможно, что-то игровое?
- Мы живем в такое время, когда планы лучше не строить. Я стараюсь жить здесь и сейчас, как герои моего фильма. Все мы отчасти Gipsy, живем одним днем.
- Недавно вы приняли участие в игровом фильме «Отряд С». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. Кто автор идеи? Почему авторы решили смешать жанры, а не просто снять драму о защитниках Аджимушкайских каменоломен?
- Автором идеи проекта «Отряд С» выступил тюменский продюсер Андрей Зубов. Однажды он показал свой сценарий короткометражного фильма кинопродюсеру Алексею А. Петрухину. Петрухин углядел в истории потенциал большого кино, вместе с Андреем Зубовым (который в итоге стал креативным продюсером проекта) они привлекли молодого и талантливого сценариста Алексея Южакова и втроем написали сценарий полнометражного проекта.
Авторы картины - молодые и креативные люди, они дышат и живут современным кинематографом и понимают, как привести молодого зрителя в кино на такую серьезную тему. Фильм напоминает о страшной тенденции современности - как стираются и забываются уроки прошлого. К сожалению, такие темы перестали привлекать внимание молодого поколения, и поэтому мы решили рассказать эту историю, используя в сюжете научные открытия. Нас консультировал специалист из Сколково, который занимается исследованиями генетической памяти. Я не могу сказать, что это чистой воды фантастика, потому что в скором времени многое из того, что сегодня кажется невозможным, станет реальностью. Не буду уходить в детали, чтобы не раскрывать интригу сюжета.
Важно отметить, что про Аджимушкайские каменоломни, которые находятся в окрестностях Керчи, мало кто слышал, равно как немногие сегодня знают и о подвиге гарнизона, жившего и оборонявшегося под землей, о героях, жителях города Керчь. Из 15 тысяч спустившихся туда выжить смогли только семь человек. С последним из них нам удалось пообщаться, Андрей Зубов записал многочасовое интервью, на основе которого мы создали сценарий.
- В чем заключаются ваши функции на этой картине?
- В проекте «Отряд С» я принимаю участие в качестве одного из исполнительных продюсеров. Кроме того, на мне - большой функционал по продвижению кино к зрителю.
- Какие визуальные решения использовались для съемок военного времени?
- Мы полностью, с абсолютной точностью, во всех в деталях воссоздали Аджимушкайские каменоломни. Для этого мы использовали альбом известного крымского художника, который в то время писал картины, находясь непосредственно внутри каменоломен. Кстати, этот художник, по картинам которого мы полностью воссоздавали обстановку тех времен, стал одним из героев фильма.
Конечно, в подготовительном периоде мы с группой не раз посещали Аджимушкайские каменоломни. Также провели много часов в музее, копаясь в архивах, и общались с поисковиками. Результатом этих поисков стал реквизит того времени, который мы смогли получить для фильма. Зрители увидят трактор тех лет, который в каменоломнях служил генератором и давал электричество. Полевая кухня, которую мы привезли на съемочную площадку, тоже была поднята из каменоломен. А команда реконструкторов очень точно воссоздала немецкие гарнизоны, которые стояли у Аджимушкайских каменоломен.
- Почему произошла замена режиссера, и на что это повлияло, кроме сроков работы?
- К сожалению, в наш производственный план внес свои коррективы COVID-19. И лишь поэтому произошла замена режиссера, который подписался на длительный сериал, решение о его замене мы принимали вместе с ним.
Режиссером картины выступил Стас Мареев. Мы счастливы, что именно он снимал этот фильм. Очень помогло его умение работать с детьми и с военной тематикой. Важно отметить, что в ленте много детей, одну из ярких ролей получила дочка известного музыканта Сергея Жукова Ника.
Все, что ни делается, делается к лучшему. Мы не пожалели о том, что сняли фильм позже, так как у нас было достаточно времени, чтобы все осмыслить и доделать. Картина повзрослела, стала еще интереснее, и мы более точно воспроизвели детали.
- Где снимали кино?
- Лента снималась в одном из московских павильонов, где мы полностью построили огромнейшую декорацию каменоломен. Ребята завезли больше 500 тонн камней. Конечно, часть натуры мы сняли в Керчи. Также снимали в Музее Победы, за что огромное спасибо его руководству и сотрудникам! Они полностью доверили нам музей для съемок. На экранах все будет достоверно.
- Если возможно, расскажите об источниках финансирования.
- Здесь история очень простая: треть бюджета нам предоставил Минкульт РФ, остальное обеспечил наш постоянный партнер, компания «РФГ дистрибуция», которая в данный момент ищет партнера для проката картины в кинотеатрах.
Кроме того, на начальном этапе Андрей Зубов еще в 2018 году выиграл грант форума Таврида в размере 1 млн рублей, заняв первое место. Также в поддержку картины выступила общественная организация РОСПО, и собственные деньги вложила кинокомпания «Наше Творческое Объединение».
- Когда планируется выпустить фильм? Есть ли у вас на примете партнер из числа прокатных компаний?
- У нас сейчас несколько партнеров, изъявивших желание выпустить картину. Дистрибьюцией ленты на начальном этапе занимается «РФГ дистрибуция» во главе с Мариной Мнацаканян, которая ведет переговоры с потенциальными партнерами. Фильм выйдет в прокат этой осенью, точная дата будет определена на июньском кинорынке. Думаю, к этому времени мы определимся с дистрибьютором, который будет прокатывать кино.