Я думаю, что устранение посредников между производителями и кинопоказчиками не за горами Сергей Липов
20.02.2017

Наш сегодняшний собеседник - Сергей Липов, владелец кинотеатра «Эпицентр» в Красноярске, - рассказывает о том, что волнует владельцев кинотеатров, на что надеются кинопредприниматели и почему они решили встретиться в конце января в Красноярске.

Евгений Володин: Что сегодня вызывает наибольшую озабоченность у вас как владельца кинотеатрального бизнеса?

Сергей Липов: Главное, что беспокоит меня как владельца кинотеатрального бизнеса, - это участие в нашем бизнесе государства, а точнее - отсутствие нормального законодательства. Кроме того, как любого предпринимателя в России, меня волнует проблема доступности финансирования.

- Как за последние годы изменились взаимоотношения дистрибьюторов и независимых кинопоказчиков?

- Взаимоотношения с дистрибьюторами в целом выстроены давно, хотя в последнее время сложнее становится договариваться о прокате. Начинает срабатывать российский менталитет: не ты, так другой кинотеатр покажет фильм, который ты не хочешь ставить, благо сейчас конкуренция достаточно высока. Кроме того, бытует мнение, что кинотеатр сам не сможет правильно определить кассовый потенциал ленты. Что скрывать - бывает, что дистрибьюторские компании навязывают нам картины, прокат которых будет для нас заведомо убыточен. Однако в целом, имея свой отдел кино, который занимается анализом контента и ведением переговоров с партнерами-дистрибьюторами, мы стараемся балансировать, и нам это удается. Ни один кинотеатр не будет пропускать фильм, который может заработать, и не снимет сеанса, если у зрителей есть потребность его посетить. Иногда одна и ту же лента работает по-разному даже в одном городе, и мы пытаемся эту мысль донести.

- Как складываются ваши отношения с администрацией города?

- Если говорить в общем, то никак. Власть пытается самоустраняться от общения, кинобизнес как таковой ей неинтересен, и находить понимание очень сложно. Даже те проекты, которые власть сама инициирует и должна, по идее, поддерживать, приходится «выхаживать ногами», подключать все силы, чтобы запустить их в работу. Пример - известная инициатива президента о проекте «100 лекций. История отечественного кино для школьников», который мы поддержали и внедряем в своем кинотеатре, бесплатно показывая отечественные фильмы: она потребовала всех сил и связей, и мы даже дошли до Министерства культуры России, чтобы запустить этот проект.

- Тяжело ли в городе-миллионнике конкурировать с федеральными киносетями и другими независимыми кинотеатрами?

- Конкуренция с крупными сетями и другими кинотеатрами очень большая, и в этом есть свои плюсы и минусы. Главный плюс в том, что она заставляет нас постоянно развиваться и работать со своими посетителями для улучшения качества оказываемых услуг. А минус, как и в любой глобализации, в том, что крупные сети не совсем честно конкурируют и, имея заведомо большие возможности в развитии и взаимоотношениях с теми же дистрибьюторами, часто давят своими инициативами бизнес независимых кинотеатров. К примеру, этим летом кинотеатры сети «Синема Парк» все лето с понедельника по среду показывали кино по 100 рублей, что привело к снижению средней цены билета на 20% и, как следствие, значительной потере выручки.

- Какая доля бюджета кинотеатра расходуется на поддержание его в должной технической форме? Вообще, насколько, по вашему мнению, востребованы премиальные форматы звука и изображения, такие как Dolby Atmos и т.п.?

- Кинотеатральный бизнес шагает семимильными шагами, что требует значительных затрат на поддержание высокого технического уровня кинотеатра. Мы всегда стремились быть первыми в техническом оснащении, мы первыми поставили цифровой проектор, первыми оснастили большой зал пассивной системой 3D и установили серебряный экран. Несмотря на кризис, в прошлом году мы открыли два новых зала и не собираемся на этом останавливаться! К сожалению, расходы на оборудование два года назад подросли в два раза, поэтому нам стало вдвое труднее двигаться в ногу с прогрессом, но мы стараемся всегда следить за техническими новинками и постоянно планируем улучшения в кинотеатре.

Премиальные форматы имеют в первую очередь маркетинговое значение. К примеру, даже после того, как в нескольких кинотеатрах города были установлены звуковые системы Dolby Atmos, наши зрители до сих пор пишут в своих отзывах, что в нашем кинотеатре звук лучше, - и это объективно так. Конечно, конкурировать с IMAX и 4DX сложно, но тут опять монополия.

- Как, чем вы привлекаете зрителей? Существуют ли у вас программы лояльности?

- Своих клиентов мы привлекаем тем, что стараемся постоянно следить за уровнем оказания услуг, специально проверяя работу персонала и отслеживая отзывы наших посетителей. У нас существует накопительная дисконтная система, но с ней становится работать все сложнее из-за частых меморандумов от дистрибьюторов, которые препятствуют предоставлению кинотеатрами скидок и проведению стимулирующих акций, что негативно сказывается на посещении. Кроме того, мы, конечно, проводим различные акции, стимулирующие интерес зрителей к походу в кино.

- Насколько оправданна замена традиционных касс билетными терминалами?

- К замене касс, так же как и к единым кассам, я отношусь неоднозначно. Мы продаем эмоцию, и она должна быть оказана с улыбкой на лице, чтобы у посетителей возникало желание вернуться. Хотя технические новинки, сокращающие для клиента время обслуживания, всегда стараемся использовать.

- Какой процент билетов в вашем кинотеатре продается через онлайн-сервисы?

- Онлайн у нас реализуется порядка 10% билетов, в праздничные дни этого года даже дошло до 15%, и мы будем стимулировать такие продажи и дальше.

- По каким критериям вы оцениваете коммерческую привлекательность контента?

- Для оценки привлекательности контента у нас работает отдел кино, руководитель которого постоянно посещает кинорынки, занимается анализом контента, ведет переговоры с нашими партнерами и работу с гостями. Часто бывает, что фильмы, идущие хорошо даже в соседнем кинотеатре, у нас могут не пользоваться спросом, поэтому мы очень много работаем со своей аудиторией, выясняя ее предпочтения. Правда, не всегда удается объяснить наш подход дистрибьюторам.

- Кто был инициатором встречи владельцев кинотеатров в конце января?

- Инициатива о встрече и возможном создании клуба независимых кинопредпринимателей возникла у нас с Олегом Березиным при общении на сочинском Кинорынке. Инициатором в большей мере выступил Олег, я восхищаюсь его способностями генерировать прогрессивные идеи.

Почему в Красноярске? Наверное, потому, что это географический центр России, ну и потому, что я был одним из тех людей, кто готов взять на себя организацию. Кстати, мероприятие пройдет 27 - 28 января.

- Почему объединение владельцев кинотеатров не произошло раньше? Что послужило толчком к организации этой встречи?

- Наверное, всему свое время. Попытки были и раньше, существует же Киноальянс, в который я, кстати, так и не вошел, поскольку сразу было ощущение, что это не совсем рабочая структура. Есть «Премьер-зал», объединяющий независимые кинотеатры, но этот формат мне тоже кажется не совсем подходящим для решения наших общих задач. А сейчас сложившийся ряд факторов и частная инициатива подтолкнули нас к организации данной встречи.

- В каком формате будет проходить мероприятие?

- В формате встречи, общения равных участников. Я считаю, что именно такого общения не хватает у нас в России и в первую очередь в кинобизнесе. Каждый желающий сможет рассказать о своих успехах или проблемах. Мы не приглашаем на это мероприятие ни продавцов, ни рекламодателей - только собственников, которым интересен их бизнес и возможности его развития.

- Какие цели ставит перед собой сообщество владельцев кинотеатров? Создание клуба?

- Мы собираемся попробовать, и если это будет интересно не только мне и Олегу Березину, то тогда встанет вопрос о таком клубе. Цель - сформировать общее мнение, которое в дальнейшем можно было бы донести как до наших партнеров-дистрибьюторов, так и до представителей власти, поделиться опытом ведения бизнеса и, возможно, совместно наметить пути развития. Только мы сами сможем решить свои вопросы и проблемы.

- Когда, на ваш взгляд, произойдет окончательная ликвидация посредника между производителями кинопродукции и кинопоказчиками?

- Я думаю, что устранение посредников между производителями и кинопоказчиками не за горами и что наши дистрибьюторы приближают этот день семимильными шагами. Чем больше между партнерами остается недопонимания, тем больше конфликтных ситуаций, которые вынуждают нас искать решение данных проблем и могут закономерно привести к ликвидации посредников. Кинотеатр в этом случае будет сам выбирать, какой фильм купить и каким форматом его показывать, и сам будет планировать свои доходы и убытки. Кроме того, отсутствие посредника - это сокращение расходов для производителей контента. Uberиза­ция сейчас в тренде; как метко выразился Олег Березин, «Uberи посредника»!     


Кто:  Сергей Липов

Возврат к списку

Полная версия сайта