О своих продюсерских проектах и ближайших планах компании «Кинологистика» нам рассказывает ее основатель Анатолий Сергеев.
Корр.: На очной защите проектов в Фонде Кино 28 августа вы с партнерами представили фантастическую картину «Кот ученый». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
Анатолий Сергеев: Год назад в ходе фестиваля LEFF в Санкт-Петербурге мы в очередной раз увлеклись беседой с режиссером и продюсером Иваном Архиповым и решили, что, пожалуй, хватит нам просто так разговаривать - пора уже и создать что-то совместное. Договорились встретиться на следующий день, и я напугал Ивана, что приду с идеей проекта. Так уж я устроен, что могу, если мне не мешать, придумать проект любого размаха и уровня. Придумать - несложно, а вот воплотить - это совсем другое дело. Тогда, по пути к месту встречи, у меня родился замысел фильма «Кот ученый» - история ученого, сознание которого волею случая оказывается в его домашнем коте - мейн-куне. Теперь это самый умный кот, которому надо не забыть, кто он такой на самом деле и, без отвлечений на «вискас», найти тех, кто поможет ему вернуться в собственное тело. Иван идею поддержал, и мы начали искать подходящего соавтора сценария. Им стал Алексей Зеленин, с которым мы за полгода проработали структуру, героев, и создали несколько драфтов. Сейчас мы на подготовительном этапе производства. Так здорово наблюдать, как наш проект вызывает яркий интерес у звезд самого первого эшелона. Планируем зайти в съемки этой осенью. Готовимся к сложной работе с котиками: дрессировщики, комбинированные съемки, специальные вагончики и корм. Все предстоит попробовать лично.
- В каких проектах вы участвовали в последнее время?
- 19 сентября на экраны выходит «Чума» (интервью состоялось в конце августа - Прим. ред.). Для нас это крайне важный фильм. Это картина, которой мы гордимся, работа, в которую вложены наши замыслы и мысли. Возможно, он не станет заметным событием с точки зрения кассовых сборов, но эта картина принесла нам много важного жизненного опыта. Закрыли определенный гештальт.
Еще один фильм Дмитрия Давыдова The fence, снятый на английском, пока в постпродакшене, рассматриваем разные варианты по его завершению, возможно, даже в копродукции.
Интересно был принят на фестивале «Окно в Европу» фильм Сергея Потапова «Моя девочка». Как его только не называли уважаемые представители прессы: и боевиком в стиле советской классики, и скандальным, и китчем, и неонуаром с примесью Вонга Карвая. Ограниченный прокат планируется на ноябрь.
Полнометражный дебют якутского режиссера Евгения Николаева «Кукушка» начал свою фестивальную жизнь этим летом со смотра «Зеркало», где получил специальный приз жюри с формулировкой «Впечатляющий дебют, который бросает вызов зрителю». Планируем дальнейшую судьбу фильма, его премьеру на другом международном фестивале, а затем и прокат. Это уже следующий год.
Также на следующий год, судя по всему, будем планировать выпуск фантастической ленты о путешествиях во времени We are here тайского режиссера Ли Тонгхама. В скором времени ожидаем Ли в Москве в рамках блока постпродакшена. Также, как и на «Чуме», мы с Кириллом Степановым выступили на этой картине сопродюсерами.
Также с Кириллом и испанским режиссером Давидом Эбреро мы написали сценарий хоррора по моей идее Cellphones на английском языке. Хотелось бы, чтобы картину снял Давид, но из-за его востребованности возможны другие варианты.
Пишутся другие сценарии, ждем один важный проект в сентябре. Время от времени думаю - стоит ли мне самому «взять в руки шашку»? Но, как говорится, если еще не решил, значит, не стоит. Вот когда пойму, что дальше никак, только в режиссуру, тогда и пойду.
Смешной случай произошел этим летом на съемках фильма ужасов в Мексике. В процессе подготовки местные продюсеры решили все отменить, и я слетал в итоге в Мексику как турист: не пропадать же билетам. Если бы не этот случай - даже не знаю, когда бы туда выбрался.
- Вернемся к кинопрокату. В феврале во время нашей предыдущей беседы вы отмечали, что выпущенные в 2023 году 80 релизов вынудили компанию работать в стрессовом режиме, и в будущем вы не планируете завышать их число. Однако, по нашим данным, на конец августа в активе «Кинологистики» уже 38 выпущенных в прокат фильмов против 32 год назад. Вы изменили стратегию?
- Даже не знаю, как это произошло. Вы меня поймали! Я мог бы сказать, что получил от сейлов «предложение, от которого я не смог отказаться». Но нет, все гораздо прозаичнее: половину текущего года мы выпускали релизы, приобретенные в прошлом году (в режиме шопоголика). Затем количество закупок сократилось, мы приняли это решение без колебаний, будем уменьшать количество фильмов. В сентябре у нас пять проектов в театральном прокате и один выпуск эксклюзивно в онлайне. В октябре уже два в кино и два в онлайне. Дальше постараемся действовать сдержанно. Я не фанат спешки и цейтнота, хотя знаком с ними довольно тесно.
На скорости, конечно, тоже рождаются какие-то успехи, но для здоровья это не полезно.
Недавно на защите в Фонде встретил старого знакомого. Он выглядит, как будто прибавил 10 лет за последнее время. «Снимали всю ночь, у нас сейчас четыре больших проекта одновременно». А я ему говорю: «А зачем?». В ответ получил очень красноречивый взгляд - хорошо, хоть не средний палец.
Куда мы все торопимся? Надо учиться замедляться. Получать удовольствие от текущего момента, а не от «достигаторства» в стиле «смотрите, сколько я всего сделал за год» (тем временем находясь в поиске правильного психолога).
Да, с марта 2022 нам была нужна скорость, чтобы и поддержать кинотеатры, и самим сформировать необходимый задел на будущее. Сейчас снова пришла пора спокойного глубокого дыхания. Посмотрите, какая сильная конкуренция - делает ли нас процесс выпуска такого количества фильмов счастливее?
Сейчас у нас сформирован «антистрессовый» план релизов до середины следующего года. Поэтому то, что происходит на данном моменте с банковскими платежами за права фильмов - не сильно нас волнует, но в перспективе, конечно, придется искать какие-то новые варианты.
- Традиционный вопрос - что за первые полгода сработало в прокате лучше, а что хуже ваших прогнозов и, главное, почему?
- За этот год произошли более драматические изменения с «предсеансовыми показами», чем ожидалось. Теперь, когда короткометражные российские фильмы стали главными блокбастерами - с этим надо считаться и планировать свои проекты, чтобы тебя не закопали «могучие коротыши».
Соответственно, по сравнению с предыдущим годом, все процессы усложнились примерно в пять раз. Нелегальные релизы даже стали просачиваться в официальное рекламное пространство. Наши главные друзья и партнеры-кинотеатры делают все, чтобы выжить в это непростое время. Мы на их стороне, помогаем, чем и когда можем. Но и нам стало сложнее. Все циклично, и прокат возвращается к своему прежнему состоянию. Только теперь все место на экранах занимают не проекты мейджоров, а альтернативный прокат.
За долгие годы работы в бизнесе я научился оценивать потенциал релизов так, чтобы он в целом был более-менее близок тому результату, который мы и имеем. Часто поправки в планы вносят наши коллеги с конкурентными жанровыми проектами на тех же датах. Тут уж ничего не сделаешь. Однажды была сложная ситуация, когда на одной дате встретились два потенциально сильных проекта: наш новый фильм Джоко Анвара «Астрал. Ночь в могиле» и «Полночь с дьяволом» «Экспоненты». Если грубо, оба проекта не добрали примерно по 20-25% своей кассы из-за этого соседства. Ну, а на второй неделе их ждал еще один сюрприз в виде мирового хита корейского производства Exhuma, который в российском прокате идеально окрестили «Проклятие «Зов могилы», ставшего могилой для жанрового кино на этой дате, не иначе. Парадокс этой картины в том, что это не стопроцентный фильм ужасов - скорее, это впечатляющая страшная сказка. Поданный как фильм ужасов, в том числе из-за названия, он тоже оттянул аудиторию. Если бы три проекта стояли каждый на свободном уик-энде (без сильных конкурентов), то сборы были бы гораздо интереснее.
- На какие проекты «Кинологистика» делает ставку в оставшиеся до конца года месяцы?
- Мы планируем выпустить разнообразные хорроры, среди которых перезапуск франшизы «Городские легенды. Возвращение» - на сей раз из Южной Кореи со звездами K-Pop, в числе которых AleXa, Шону, Арин, Джухакнён, а также маститые актеры вроде До-юн Кима, за плечами которого роли в популярных фильмах и сериалах «Поезд в Пусан-2», «Зов ада» и «Вопль».
Американский традиционный жуткий хоррор «Реинкарнация. Возвращение ведьмы» расскажет про дом с бонусом в виде не очень доброго духа. Мораль истории - арендуя квартиру через интернет, не ведитесь на цену ниже рынка. Фильм выйдет в прокат в США только в октябре, так что мы стартуем максимально близко к этой дате.
Рекомендую посмотреть в кинотеатре атмосферную версию Ромео и Джульетты в жанре хоррор - «Кадавр», в которой парень, похожий на Киану Ривза, влюбляется в существо, похожее на красивую девушку. На самом деле это монстр - все как в жизни. Единственная разница - он понимает это сразу, а не после свадьбы.
Ноябрь - месяц, в котором все влюбляются не в тех, в кого надо, судя по натальной карте или нашему плану релизов - об этом же фильм «Моя девочка». По названию еще одного хоррора понятно, какие последствия бывают от чрезмерной начитанности (что, как мне кажется, не грозит большинству участников нашей сферы). «Сиджинн. Книга страданий» расскажет о том, как девушка сходила к колдуну и попросила помочь ей увести мужика из семьи. Бойся своих желаний!
В декабре все может еще изменится, но пока у нас в планах хоррор «Белл-Лейк. Озеро демонов» от создателей «Пункта назначения» с Рэнди Кутюром - самым приятным клиентом барбера из всех «Неудержимых». В этом поучительном хорроре молодые балбесы отправляются на таинственное озеро, чтобы позвонить в колокол, который пробуждает силы зла и героя Кутюра. Я бы тоже был на его месте не доволен. Колокол довольно звонкий, так же звонко в тумане будет кричать молодежь - но они будут звать не ежика, а помощь.
Недавно я вернулся из Китая, чтобы правильно подготовиться к выпуску в прокат китайской версии «Дня независимости» - блокбастера с впечатляющими спецэффектами «День спасения Земли». На планету нападает инопланетный монстр и заселяет ее своим страшным потомством. Человечество вынуждено скрываться под землей, чтобы подготовить новое оружие для отпора. Размах картины впечатляет. Кстати, говорят, что, если фильм не расписать на 700 копий - все китайские автомобили перестанут работать. Так что давайте постараемся - дело серьезное.