Аудитория фестиваля зримо помолодела
Итоги работы 46-го ММКФ и принципы работы команды отборщиков нам прокомментировал председатель Отборочной комиссии фестиваля Иван Кудрявцев.
Евгений Володин: Вы возглавляете отборочную комиссию ММКФ третий год подряд. Можно ли говорить о том, что в команде отборщиков обязанности по формированию программ и кураторству распределились окончательно, или вы по-прежнему помогаете друг другу?
Иван Кудрявцев: А мы вообще друг другу помогаем, и я думаю, так будет всегда. Этот дух командной работы был заложен еще при Кирилле Эмильевиче Разлогове. Основной массив конкурсных и большинство внеконкурсных программ формируется сообща. Конечно, у всех членов отборочной комиссии есть свои программы и направления, которые за ними закреплены, и кураторы формируют их наполнение самостоятельно. Но председатель отвечает за все, поэтому целостность и продуктивность общей работы требует полной внутренней открытости и доверия: все со всеми советуются - так нейросеть «коллективного разума» комиссии усиливает возможности команды и каждого в отдельности. Только так можно собрать все лучи в один яркий пучок, избежать рассеяния и затухающего мерцания. Именно скоординированное командное усилие делает ММКФ тем фестивалем, который мы любим.
- Недавно в России был принят закон о запрете пропаганды одного экстремистского движения, что немедленно повлекло за собой запреты на показ многих известных и даже классических кинофильмов. Принятие этого закона сузило выбор картин для фестиваля, или отборщики и раньше старались обходить потенциально опасные фильмы?
- У нас ежегодно в отборе - под полторы тысячи картин. Сотни и сотни заявок. Все континенты, десятки стран, дружественные, недружественные, авторские высказывания на множестве языков и диалектов, злободневные, экспериментальные, провокативные, философские, жанровые, политические, развлекательные… Мы ищем хорошее кино, работаем в рамках закона, и нам интересно. Это три константы, без которых невозможен фестиваль. Если вдуматься, это вообще формула любого успешного дела.
- Два года назад вы говорили, что ММКФ начинает смотреть на кино «остального мира» как на кино «основного мира». Эта тенденция продолжается? Насколько сместился баланс фильмов из стран коллективного Запада и остального мира в сторону последнего по сравнению, скажем, с 2019 годом?
- Программа ММКФ по-прежнему сбалансирована: у нас только из Франции, Испании, США и Италии было почти 60 фильмов. Два фильма из Германии в основном конкурсе. Это я называю вам страны «первой десятки» по географической представленности в этом году. Их соседи по списку - Россия, Китай, Иран, Индия, Бразилия, Мексика. Чем не портрет реального мира? Тенденция, о которой мы говорим, стала глобальной для фестивального кино, и баланс смещается повсеместно. Этот процесс влияет не только на программы ММКФ и других смотров, но и на то, как корректирует свою мировую стратегию дистрибуции и производства сам Голливуд. Он активно инвестирует в локальные производства по всему миру, обменивая экспансию своей мягкой силы на стеклянные бусы «мирового сбыта» для местных продюсеров. Обмен пока идет бойко. Но новые рынки сами поверили в свой нераскрытый потенциал, поэтому глобальный ландшафт все равно будет трансформироваться. И так не только в нашем с вами секторе мировой экономики. Это даже не кино, а сам «остальной мир» плавно превращается в «основной».
- Участвует ли в формировании программы фестиваля его президент Н.С. Михалков? Возможно, он рекомендует какие-то работы?
- Никита Сергеевич живо интересуется отбором, активно смотрит наиболее интересные картины, однако в отборочный процесс он не вмешивается. Это очень высокая планка доверия, которое радостно год от года оправдывать.
- Что принципиально нового появилось на фестивале за время вашей работы? Чем вы можете гордиться?
- Все заслуги - плод творческих и организационных усилий блестящей команды фестиваля, его Штаба. За три года работы обновленной комиссии появился национальный конкурс «Русские премьеры» со своим «Серебряным Святым Георгием», программа «Блокбастеры народов мира», авторский цикл Сергея Лаврентьева «Экранные войны», анимационная программа «Мультвселенная». Новую силу обрели программы «Первая серия», «Дикие ночи», «Арткор», мощным драйвером зрительского интереса остается наша неизменно аншлаговая неигровая секция, расширяется и набирает влияние Кинолекторий ММКФ. Наконец, появилось такое понятие, как студенческая аккредитация, с которой ММКФ вовлек в фестивальную жизнь тысячи молодых профессионалов.
- Что удалось и что не удалось реализовать в ходе 46 ММКФ?
- Помимо усиления и расширения программной части, удалось увеличить посещаемость фестиваля. В этом году ММКФ посетили 39 тысяч зрителей, причем аудитория зримо помолодела. Это основной, но не единственный наш вектор развития. Планы на ближайший и следующие годы - в работе прямо сейчас. Обещаем поделиться ближе к делу.Кто: Иван Кудрявцев