«Будущее - за семейным кинематографом»
Первый российский анимационный 3D-фильм «Белка и Стрелка: Звездные собаки» стал в 2010 году самым кассовым отечественным мультфильмом. За пределами России лента также пользовалась успехом, заработав за рубежом более $2 млн. В конце года на киноэкраны страны выходит вторая серия - «Белка и Стрелка: Лунные приключения», и сегодня мы беседуем о ней с продюсером картины Сергеем Зерновым.
Евгений Володин: Решение о съемках второй части истории о приключениях звездных собак было продиктовано хорошими итогами проката первой ленты? Сергей Зернов: Я считаю, что в большой анимации обязательно должно присутствовать понятие брэнда, который способен развиваться отдельно от фильма. Наличие брэнда делает из кинопроекта бизнес-проект, позволяющий работать с лицензиатами, с партнерами по различным товарам и услугам, преобразовывать продукт в различные формы. Так, после выпуска первой части картины в 2010 году мы создали на основе брэнда одноименный мюзикл, весьма успешно прошедший весной в Москве и продолжающий работать летом в регионах. Являясь самостоятельным произведением, мюзикл работает и на поддержку кинофраншизы. Наличие брэнда позволяет проекту разрастаться все более широко в разных отраслях сферы производства товаров и услуг для детей и для всей семьи. На мой взгляд, производство полнометражных игровых и анимационных фильмов семейной аудитории сегодня - одно из наиболее перспективных и быстроразвивающихся направлений киноиндустрии. В современном российском кино существует целый ряд успешных проектов - «Смешарики», «Маша и медведь», «Снежная королева», цикл о богатырях. Я надеюсь, что в скором будущем к анимации присоединится и игровое кино для детей, точнее, для семейной аудитории.Конечно, решение о съемках второй части было обусловлено успехом первого фильма и в российском прокате, и за рубежом. «Белке и Стрелке» принадлежит очень своеобразный, хотя и мало освещенный нашими СМИ рекорд: это первый и пока единственный российский фильм, когда-либо возглавлявший национальный киночарт европейской страны. В сентябре 2010 года лента за стартовый уик-энд заработала в Польше почти $300 тыс., опередив очередную часть «Обители зла», и по итогам четырех недель проката собрала в маленькой Польше более $1 млн!
К сожалению, многие российские картины, успешные на внутреннем рынке, не пользуются успехом за рубежом в силу определенных особенностей менталитета, национального юмора и прочих причин. Мы же старались создавать свою картину с расчетом на то, что она будет интересна не только российскому зрителю.
Сразу после окончания проката первого фильма у меня возникла идея обратиться к телеканалу «Россия» с целью совместного создания на основе нашей истории телесериала для показа в программе «Спокойной ночи, малыши!». Итогом нашего сотрудничества стали 52 серии, показанные в течение последних лет и пользовавшиеся большим успехом.
- Этот сериал стал продолжением событий, описанных в первой части?
- Нет, это совершенно самостоятельные истории, в них введены новые персонажи. Сюжетные линии эпизодов сериала были сделаны более простыми и понятными самым маленьким зрителям.
- Телевизионная версия прорисована так же, как в оригинальном фильме, или для сериала использовалась какая-то упрощенная анимация?
- Для телесериала была использована точно такая же объемная анимация высокого класса, как и в кинофильме.
- Вторая часть будет использовать такие же технологии?
- Не стоит забывать, что «Белка и Стрелка» - первый отечественный 3D-мультфильм. Его производство было очень сложным в технологическом плане, и понятно, что не вся картина снималась в 3D - некоторые сцены были преобразованы в стереоформат. Второй же фильм мы изначально делаем целиком в 3D, учитывая все трудности, сопровождавшие съемки первой части. Не так давно мы подписали контракт на создание еще 52 серий телесериала, который планируем показать в течение ближайших полутора-двух лет в той же передаче. В процессе производства сериала параллельно мы начали работу над второй частью.
- О чем будет новая лента?
- Подробностей сюжета раскрывать не буду - скажу только, что действие целиком переносится на Луну. В силу определенных обстоятельств русский и американский экипажи встречаются на спутнике Земли, где с ними происходят разные забавные истории.
- Выход картины запланирован на 26 декабря. Как вы думаете продвигать фильм в сложном конкурентном окружении, ведь предновогодние дни традиционно для российского кинопроката считаются самым горячим временем в году?
- Во-первых, мы достаточно многое делаем для того, чтобы поддерживать известность проекта в перерыве между первой и второй сериями. Кроме уже упомянутых телесериала и мюзикла, наши персонажи - Белка и Стрелка - постоянно участвуют в различных городских мероприятиях в виде ростовых фигур; в ходе этих мероприятий мы предлагаем детям различные подарки. Говоря об «ударной» части маркетинговой кампании, которая должна пройти непосредственно перед премьерой, мы очень надеемся на поддержку нашего партнера, компании ВГТРК, которая планирует массированную рекламную кампанию на своих каналах. ВГТРК является сопродюсером картины, финансирует ее производство и, следовательно, имеет непосредственный интерес в коммерческом успехе. Кроме того, мы ведем переговоры с различными радиостанциями и интернет-ресурсами, с тем чтобы они сопровождали этот проект в качестве партнеров. На форуме и выставке «Кино Экспо» в сентябре мы рассчитываем провести полномасштабную презентацию нового фильма. Мы арендовали отдельное помещение, в котором во время выставки будем представлять продукцию мерчендайзинга, в том числе настоящие «космические» продукты питания с символикой проекта.
- Существуют ли у вас планы специального продвижения брэнда в Интернете?
- Идея такая есть, и в настоящее время мы ведем переговоры с различными специалистами о создании целого ряда интернет-приложений для разных платформ, включая компьютерную игру по мотивам фильма. Также мы постараемся войти в различные социальные сети, где будем организовывать конкурсы, розыгрыши билетов и сопроводительной продукции.
- Первый фильм хорошо приняли за рубежом. Проводили ли вы предварительные продажи второй части?
- Да, наш проект выставлялся на Каннском кинорынке, где к нему проявили самый высокий интерес в первую очередь прокатчики тех стран, в которых показывали первую серию. Фактически можно сказать, что вторая лента уже куплена для проката в восьми странах. Осенью мы снова планируем появиться в Каннах на телевизионном рынке MipCom и MipTV, чтобы усилить продажи, и обязательно будем выставляться в ноябре на American Film Market.
- Телесериалы тоже планируется продавать в другие страны?
- Да, безусловно. Первый сезон уже начал продаваться, и есть предварительные соглашения о продаже второго блока из 52 серий. Мы планируем предлагать потенциальным покупателям пакет из второго кинофильма и телесериала и рассчитываем, что такой комплект будет пользоваться спросом.
- Производственный бюджет первой картины, по нашим данным, составил $3.5 млн. Сколько стоит вторая часть?
- Производство еще не закончено, поэтому мы можем говорить лишь о примерном, округленном бюджете. Мы рассчитываем уложиться в $6 млн, хотя не исключаем, что в итоге бюджет может оказаться немного выше этой суммы.
- Можно ли сегодня оценить примерные затраты на продвижение ленты?
- Мы планируем потратить на маркетинговую кампанию второй части от $2 млн до $2.5 млн. С учетом рекламы на канале «Россия» эта сумма может увеличиться еще примерно на треть.
- Каково соотношение дохода от кинопроката и от остальных форм дистрибьюции продукта?
- По моим оценкам, мерчендайзинг и лицензирование занимает примерно 15-20% от общего дохода брэнда. Вместе с тем у нас пока не существует развитого рынка такого рода товаров - потребитель не готов покупать лицензированную продукци, как это принято, скажем, в Америке. Однако движение в этом направлении есть: такие проекты как «Маша и медведь» уже получают от лицензирования и мерчендайзинга весьма высокий процент дохода.
«Белка и Стрелка» вместе со «Смешариками» и «Машей и медведем» входят в первую тройку продуктов, наиболее активно продающихся на рынке лицензионной продукции.
- В СМИ появилась информация, что в новом фильме несколько изменился состав актеров озвучивания.
- Да, мы решили изменить голоса наших главных героев. Второстепенные персонажи остались без изменений: Казбека озвучивает Сергей Гармаш, а крысу Веню - Евгений Миронов. Белку в новом фильме будет озвучивать Нонна Гришаева, со Стрелкой вопрос пока решается, а одного из антагонистов наших героинь - американского астронавта, обезьяну по имени Банан - озвучит Тимур Родригез.
- Работу над новым фильмом вы совмещаете с руководством Киностудией им. М. Горького. Каково это - быть директором легендарной киностудии?
- В конце 2010 года меня назначили руководителем этой старейшей в стране киностудии. Она была мне в некотором роде знакома: в 90-х годах я начинал здесь работать в качестве продюсера. На этой киностудии создавалась картина «Дорога в рай», участвовавшая в международных киносмотрах, и здесь же снимался популярный сериал «Незнайка на Луне». В начале 90-х, когда в стране была настоящая разруха, заниматься анимацией было непросто. Мы вместе с Алексеем Гуськовым купили четыре мультстанка, арендовали на этой киностудии целый коридор, выстроили анимационную студию и снимали там «Незнайку на Луне» в течение нескольких лет. Впоследствии я успел поработать в Министерстве культуры, потом поднимал из руин студию «ЦНФ», где мы очень хотели сделать продолжение «Незнайки на Луне», но, к сожалению, из-за проблем с авторскими правами этот проект так и не нашел своего воплощения. Когда я пришел на Киностудию им. Горького в качестве руководителя, одним из главных направлений своей работы я считал восстановление производства детского и семейного кино.
- Что удалось сделать?
- За эти два с половиной года удалось полностью избавить киностудию от долгов, обременений и других финансовых проблем: если в конце 2010 года у нее были обременения на общую сумму около 50 млн, то сегодня киностудия никому ничего не должна.
- Эта задолженность была закрыта благодаря финансовой и производственной деятельности киностудии или каким-то привлеченным средствам?
- Мы не привлекали никаких инвестиций и не брали кредитов, а смогли расплатиться по всем долгам своими силами. Нам удалось за два года привлечь на киностудию многих производителей и увеличить оборот на 40-50%, мы раздали долги и начали реконструировать предприятие. Помимо этого, занимались и собственным производством: снятая нами картина «Дочь» получила около двух десятков российских и международных призов и сейчас куплена для показа Первым каналом.
- А почему вы снимаете «Белку и Стрелку» не на этой киностудии?
- Проект начинался в 2009 году и должен быть завершен там, где начат. Но если будет делаться третья часть, то Киностудия им. Горького обязательно войдет в проект.
- А та анимационная студия, на которой снимался «Незнайка», не подходит для работы над «Белкой и Стрелкой»?
- За прошедшее с тех пор время существенно изменились технологии. Не было смысла создавать современный продукт устаревшими методами на устаревшем оборудовании, которое, кстати, к сегодняшнему дню было частично распродано, а частично утилизировано. Не стоит забывать и о том, что авторскими правами на «Белку и Стрелку» владеет компания «Кино- Атис», и никто не собирался отнимать у нее этот проект. В отношении Киностудии им. Горького у меня другие планы - хочу подготовить здесь производственную площадку, на которой можно начинать новые проекты. Сегодня у меня есть несколько интересных идей, каждая из которых имеет шанс оформиться в реальный сценарий, но для начала следует создать в рамках киностудии определенную базу, на которой можно было бы эти идеи реализовать.
- В последнее время снимать кино в России становится все дороже, и уже сегодня отечественным кинематографистам бывает выгоднее снимать Москву, условно говоря, в Будапеште. Что, по-вашему, следует предпринять, чтобы кино в стране стало выгодным в плане производства, чтобы можно было привлекать иностранных партнеров для съемок на мощностях вашей киностудии?
- Это очень важный вопрос, который неоднократно поднимался и рассматривался еще в период моей работы в министерстве. Прежде всего, необходимо подготовить и принять законодательную систему преференций для иностранных компаний, которые снимают кино. Во многих европейских странах широко используется такая форма работы как кинокомиссия. Налоги, потраченные продюсерской компанией на территории страны, где снимается кино, возвращаются продюсерам или вовсе ими не платятся. В некоторых странах продюсеры имеют возможность вернуть до 40% средств, израсходованных на организацию съемок за рубежом.
Не для всех очевидно, что, приезжая в другую страну снимать кино, зарубежные кинематографисты не только вкладывают свои деньги в экономику этой страны, но и передают бесценный опыт привлекаемым для работы местным специалистам. Иностранная съемочная группа обязательно пользуется услугами местного технического персонала, который перенимает зарубежный опыт и переходит на качественно новый уровень профессионализма. Мы всячески стараемся пропагандировать свою площадку, на разных кинорынках рассказывая обо всем, что делается для переоборудования киностудии. Однако, пока работа в нашей стране не станет для иностранных продюсеров финансово привлекательной, они не будут спешить везти сюда свои деньги и свой опыт.
- Тем не менее, удается ли сегодня реализовывать какие-либо проекты в рамках копродукции?
- Мы получили поддержку Министерства культуры для проекта Ивана Вырыпаева «Спасение». Это будет международная копродукция с участием Польши и, возможно, еще одной европейской страны. На Римском кинофестивале мы рассчитываем заявить этот проект к сопродюсированию в рамках Европейской конвенции по кинопроизводству, постараемся познакомить со студией западных продюсеров, чтобы они имели представление о наших возможностях и специфике.
- Есть ли надежда на то, что законодатели прислушаются к киносообществу?
- Безусловно. На осень назначены слушания по этому вопросу в Минэкономразвития, а пока по поручению президента решается вопрос, связанный со льготами по ввозу в страну киносъемочного оборудования, которое не производится в нашей стране. В свое время такие преференции были сделаны в отношении цифрового кинопроекционного оборудования, что упростило нашим кинотеатрам процесс перехода на цифровую проекцию, и теперь этот опыт распространяется на киносъемочное оборудование - камеры, осветительную технику и т.д.
- Какие собственные производственные проекты киностудии вы можете назвать?
- В настоящий момент мы заканчиваем два проекта. Первый - это молодежная драма «Последнее лето» режиссера Евгения Звездакова по сценарию Олега Маловичко, рассчитанная на аудиторию от 16 до 25 лет. Вторая картина, «Семицветик», ориентирована на более молодую школьную аудиторию. Это веселая музыкальная история, не имеющая отношения к известной сказке Валентина Катаева.
- Эти фильмы снимаются для кино или для телевидения?
- Оба проекта создаются с расчетом на кинопрокат.
- Отрадно, учитывая, что в современной российской киноиндустрии сегмент игрового кино для детей и юношества практически пуст.
- Да, это серьезная проблема, и мы работаем над ее решением. В этом году на нашей киностудии создан центр развития детского и семейного кино. Мы приглашаем в него все лучшие отечественные кинематографические кадры, и многие уже дали свое согласие. В этом центре специальные творческие группы будут заниматься подготовкой полнометражных детских проектов, в первую очередь игровых, для кинопроката. Мы хотели бы уже к осени получить 10-15 заявок, из которых можно было бы выбрать пять-шесть самых интересных и начать разработку сценариев. Большие надежды связываются и с молодыми режиссерами, которые заинтересованы в создании молодежного и семейного кино.
Времена меняются, и в отличие от времен позднего застоя, когда первоклассники ходили на утренние детские сеансы самостоятельно, сегодняшние школьники в одиночку в кино не ходят. Сегодня надо говорить именно о семейном кинопросмотре, о совместном посещении кинотеатра зрителями разных возрастов - следовательно, кино должно быть в той или иной степени интересно всем возрастным категориям. Именно об этом мы говорим с авторами, с режиссерами, многие из которых готовы включиться в эту работу, и хотим, чтобы уже осенью центр развития семейного кино мог заявить о себе. Вероятно, мы организуем пресс-конференцию, на которой расскажем о своих планах.
- Это будут оригинальные проекты по оригинальным сценариям или экранизации популярных детско-юношеских литературных произведений?
- У нас есть как заявки по оригинальным сюжетам, так и проекты экранизации современных литературных произведений. Также мы рассматриваем возможность экранизации классической советской детской литературы и создания ремейков любимых детских фильмов, в том числе сказок. Вы же понимаете, что история советского сказочного кинематографа зарождалась здесь - все картины Александра Роу снимались на Киностудии им. Горького, и мы очень хотим возродить эту прекрасную традицию.
Очень интересно развить тему фильмов, герои которых - животные. Если на телевидении такие картины изредка появлялись, то на киноэкране у нас не было ничего похожего на американские ленты вроде «Бетховена» - а между тем они пользуются особой любовью самой широкой зрительской аудитории. По большому счету, я вижу Киностудию им. Горького солидным кинопредприятием, производящим все разновидности детского и семейного кинопродукта - полнометражную анимацию, игровые картины, детские телесериалы. Студия прочно встала на ноги и может развиваться без посторонней помощи, но нам все же хотелось бы, чтобы государство в лице Министерства культуры также способствовало прогрессу в этой области. В частности, мы крайне заинтересованы в возврате прав на коллекцию студии, что могло бы существенно ускорить ее развитие. Ежегодный доход от использования коллекции (авторских отчислений, продажи лицензий и т.д.) оценивается в несколько миллионов долларов, и если бы даже часть этих денег поступала на студию, то мы могли бы более эффективно ее переоборудовать. Сегодня весь доход от коллекции поступает государству через такие организации как «Госфильмофонд» и «Объединенная киноколлекция». Мы ведем соответствующие переговоры и встречаем понимание со стороны госорганов; нас поддерживают другие киностудии, разделяющие с нами эту проблему, - «Ленфильм», Свердловская киностудия. Надеемся, что до конца года будут приняты соответствующие решения, и это существенным образом облегчит нам жизнь.
- В каком состоянии находится техническая база киностудии?
- Мы постоянно улучшаем и наращиваем производственную базу Киностудии им. М. Горького. И главное наше богатство - это очень квалифицированные профессионалы в самых разных областях.
Кто: Сергей Зернов