«Быть честным – выгодно!»

«Быть честным – выгодно!» Георгий Нерсесов и Екатерина Морозова
16.03.2010

О первых итогах деятельности киноторговой компании «Вольга» на российском рынке, необходимости честного взаимодействия прокатчиков и показчиков, снижении доли «чистого жанра» в мировом кино и о многом другом рассказали корреспонденту журнала «Кинобизнес сегодня» Георгий Нерсесов, директор по стратегическому развитию, и руководитель отдела кинопроката «Вольги» Екатерина Морозова.


О первых итогах деятельности киноторговой компании «Вольга» на российском рынке, необходимости честного взаимодействия прокатчиков и показчиков, снижении доли «чистого жанра» в мировом кино и о многом другом рассказали корреспонденту журнала «Кинобизнес сегодня» Георгий Нерсесов, директор по стратегическому развитию, и руководитель отдела кинопроката «Вольги» Екатерина Морозова. 

Сергей Некрасов: Киноторговая компания «Вольга» впервые заявила о себе на 76-м Российском Международном Кинорынке, прошедшем в декабре 2008 года. Как бы вы охарактеризовали динамику ее развития за прошедшее с тех пор время? 

Георгий Нерсесов: Уверен, лучше всего об этом рассказал бы основатель «Вольги» Сергей Ершов, который лично вывел компанию на российский рынок с нашим первым фильмом «Миллионер из трущоб». Первый год был для компании непростым. Это был год становления. Были свои сложности, проводились структурные изменения, но в итоге мы уверенно встали на ноги. По итогам 2009 календарного года фильмам «Вольги» удалось собрать в прокате более $10 млн — весьма позитивный результат для компании, всего год работающей на рынке. Мы им, в любом случае, очень довольны. И то, что сейчас мы выпускаем фильм «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского при активной поддержке федерального телеканала «Россия», говорит о том, что нам удалось завоевать доверие партнеров на рынке. Динамика роста компании налицо. В настоящее время мы открываем представительство «Вольги» в Украине, а также филиал в Петербурге. У нас есть своя логистическая компания. За год нам удалось найти свое место на российском рынке, и символическим выражением нашего самоопределения будет ребрендинг, к которому мы сейчас активно готовимся. Мы презентуем наш новый фирменный стиль на мартовском кинорынке. 

- Наложило ли отпечаток на работу компании наличие в ее штате известных киноблоггеров? 

Георгий Нерсесов: На мой взгляд, в наши дни у все большего количества людей наконец-то появляется возможность зарабатывать на жизнь любимым делом. В нашей компании сформировалось ядро из ребят, которые, не побоюсь этого слова, «торчат на кино». И это не только блоггеры, но и просто киноманы, к которым я отношу и себя. Какое это оказывает влияние на работу «Вольги»? По-моему, весьма положительное. Ведь когда люди болеют за дело, которым занимаются, это здорово. А информация, распространяемая по блогам сейчас, наверное, имеет большее влияние на зрителей, чем многие СМИ. 

- Какого метода вы придерживаетесь в работе с кинотеатральными букерами: давите, убеждаете, упрашиваете, придерживаетесь какой-то другой стратегии? 

Екатерина Морозова: Мы не можем давить на кинотеатральных букеров, говоря: «Берите у нас фильм А, а то потом не получите блокбастер Б». В нашем пакете пока нет крупнобюджетных хитов, которые могли бы возглавить по итогам года чарты национального кинопроката. Рассчитывая на собственные ресурсы, мы планомерно приближаемся к тому этапу в развитии компании, когда такие проекты обязательно появятся в нашем пакете. Да и вообще кинотеатры для нас не противники, которым нужно что-то навязать, а партнеры, от которых зависит успешное развитие нашего бизнеса. Поэтому при общении с показчиками мы стараемся максимально добросовестно продемонстрировать товар лицом и при возможности как можно скорее показать им картину, которую расписываем. Искусственно раздувать формат, расписывать неоправданно большое количество копий, не будучи уверенными в экономической отдаче,— не наш метод. И конечно, для оптимизации работы и повышения эффективности каждого из наших релизов нам чрезвычайно важно мнение директоров кинотеатров. Ведь это те самые люди, от которых во многом и зависит успех того или иного фильма. Как правило, в бизнесе они уже давно и своих зрителей знают очень хорошо. Например, в настоящее время региональные букеры очень помогают нам в разработке стратегии продвижения ленты «Бобро поржаловать!», ранее известной как «Уж лучше вы к нам!». Георгий Нерсесов: Впрочем, не следует считать, что мнение наших партнеров мы считаем истиной в последней инстанции; все-таки и наша команда накопила немалый собственный опыт. С появлением в команде директора по маркетингу Елены Верниковской и Екатерины Морозовой, руководящей отделом проката, «Вольга» вполне может позволить себе работать точечно с каждым фильмом, а не давить на кинотеатры обилием никому не нужных релизов. Мы, сторонники сбалансированного подхода, твердо знаем, какого результата хотим добиться, и знаем свой продукт. Нам известно, как его позиционировать, адаптировать, дублировать и т. д. Но, конечно, мы всегда консультируемся с директорами по репертуару кинотеатров и, в особенности, крупных сетей по таким вопросам, как дата релиза фильма, локализация его названия и т. д. 

- Многие российские прокатчики жалуются на то, что кинотеатры очень часто затягивают процесс выплаты причитающейся дистрибьюторам части выручки, а порой и скрывают часть прибыли. Приходилось ли вам сталкиваться с чем-то подобным? Если да, то как вы с этим боретесь? 

 Екатерина Морозова: Да, приходилось. К счастью, теперь бороться с этим будет государство, поскольку с 1 мая в России, мы надеемся, все-таки будет введен единый электронный билет. Рынок станет более прозрачным, что, безусловно, пойдет кинобизнесу только на пользу. Хочется верить, что время взаимного недоверия прокатчиков и показчиков, изнурительного мониторинга и тщетных взываний к совести навсегда уйдет в прошлое. 

Георгий Нерсесов: Вообще такая борьба (в отличие, скажем, от конкуренции) никогда развитию бизнеса не способствовала. И показчики, и прокатчики делают общее дело, в котором быть честным – выгодно. Те же, кто этого не понимает, через некоторое время окажутся не у дел. Таковы уж требования времени. 

- «Вольга» прокатывала драмы, мелодрамы, музыкальные фильмы и даже трэш. Какова, на ваш взгляд, картина жанровых предпочтений российского зрителя на сегодняшний день? 

Георгий Нерсесов: В современном кино фильмы, выдержанные в каком-либо одном жанре, встречаются все реже. Как правило, любая заслуживающая внимания картина сегодня представляет собой сложную жанровую полифонию. Раньше это было прерогативой авторского кино, но сейчас таковым вполне можно считать и студийные блокбастеры с бюджетом $100 млн и выше. С приходом в Голливуд Кристофера Нолана, Даррена Аронофски, Зака Снайдера, Дж.-Дж. Абрамса и других талантливых молодых режиссеров современный кинопроцесс изменился навсегда. Зрители уже не пойдут смотреть фильм с примитивным сюжетом и «плоскими», неинтересными персонажами. И российская аудитория здесь не исключение. Ей нужно многомерное зрелище, а не чистый жанр. В этом смысле, я уверен, публике понравится следующая российская картина из пакета «Вольги» — лента Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». 

 - Насколько я понимаю, это первый отечественный фильм в вашем пакете со времен Kislorod’а Ивана Вырыпаева… 

 Георгий Нерсесов: Да, фильм Алексея Попогребского – второй российский фильм в пакете «Вольги». Что касается Kislorod’а, то он стал для нас, наверное, столь же знаковым, как и «Миллионер из трущоб». Тогда мы еще пытались «нащупать свой тренд». Теперь эти поиски завершены, и, на мой взгляд, «Как я провел этим летом» как нельзя лучше соответствует такому понятию как «фильм «Вольги». Еще раз подчеркну, что эта лента станет первой в пакете «Вольги», выходящей при масштабной поддержке федерального телеканала (в данном случае «России»). Для «России» — это важный, серьезный проект. Мы разделяем общую уверенность в том, что российское кино сегодня — это именно Алексей Попогребский и его новая работа, которую отборщики Берлинского фестиваля сочли достойной включения в основной конкурс этого престижного кинофорума. Мы в восторге от того, какой напряженной и динамичной удалось режиссеру сделать картину, в которой, по сути, нет ничего, кроме двух актеров и абсолютно фантастической природы Чукотки. Она смотрится ничуть не менее увлекательно, чем голливудский блокбастер. Надеюсь, зрители разделят наши чувства. В прокат «Как я провел этим летом» выйдет уже 1 апреля тиражом около 100 копий. 

- До сих пор вы не выпускали картины в «цифре». Первой ласточкой станет хоррор Такаши Шимицу «Лабиринт страха 3D». Почему вы обратились к формату Digital Cinema и фильмам в 3D только сейчас? 

Екатерина Морозова: Потому что цифровых залов в России пока лишь чуть больше 350, а до выхода «Аватара» было и того меньше. Да и на свободном рынке 3D-контент появляется совсем не часто. Наши отборщики увидели «Лабиринт страха 3D» в Торонто, приценились и получили хорошее предложение. Теперь «Вольга» выпустит новую ленту автора трилогии «Проклятие» в российский прокат. Эта японская картина вполне соответствует концепции нашего брэнда, представляя собой продукт новой волны – своеобразный трехмерный киноаттракцион. Вот только релиз фильма состоится не 1 апреля, как заявлялось ранее, а несколько позже. Это связано с тем, что продюсеры готовили специальную европейскую версию картины. 

- В связи с чем релиз картины «Парень из Ливерпуля» и биографической ленты о Серже Генсбуре из, условно говоря, музыкального пакета «Вольги» был перенесен на неопределенное время? 

Екатерина Морозова: Прежде всего, скажу, что теперь лента о знаменитом французском певце называется «Генсбур. Любовь хулигана». Мы очень верим в картину; только этим и объясняется ее перенос на середину лета. К тому времени будет сделано все от нас зависящее, чтобы подготовить рынок к данному фильму. У нас уже есть предварительная договоренность об участии картины Жоанна Сфара в программе ММКФ. Мы планируем привезти звезд фильма. Не стоит ожидать от этой ленты доподлинного воссоздания жизни великого артиста. Фильм вышел не буквально биографическим. Тем интереснее он будет для зрителя, который увидит роскошное биографическое фэнтези со спецэффектами от команды, создавшей чудовищ из оскароносного «Лабиринта Фавна». Лента будет полностью показана в ходе нашей презентации на 81-м Российском Международном Кинорынке. Что же касается «Парня из Ливерпуля», то дата его релиза пока не определена. Скорее всего, мы объявим о ней в дни кинорынка. 

- Вы уже упоминали о картине «Бобро поржаловать!», которую давно ждут российские любители европейского кино. Сейчас ее выпуск запланирован на 6 мая. Это окончательная дата релиза? 

Екатерина Морозова: Надеюсь, что да. Мы несколько раз изменяли ее, поскольку уделяли очень большое внимание точному дубляжу картины. Думаю, ни для кого не секрет, что обаяние ленты Дани Буна во многом строится на особенностях комических несоответствий диалектов ее героев. Говорят, зрители во французских регионах смотрели картину по пять-шесть раз, благодаря чему она побила кассовые рекорды «Амели». Над русскоязычной же адаптацией текста работал известный комик Андрей «Бочарик» Бочаров, а в озвучивании приняли участие артисты популярного телевизионного скетч-шоу «Шесть кадров». На наш взгляд, им отлично удалось сохранить шарм картины. Теперь фильм полностью готов к российскому прокату. 

- Для многих отечественных любителей кино «Вольга» — прежде всего, та компания, которая привезла в нашу страну Микки Рурка (а затем Даррена Аронофски, Жака Одиара и т. д.). Планируете ли вы и впредь организовывать визиты звезд зарубежного кино в Россию? 

Георгий Нерсесов: Визиты звезд – одна из неотъемлемых составляющих маркетингового подхода «Вольги» к продвижению своих фильмов. Она не менее важна для нас, чем верный дубляж или правильно организованная работа с кинотеатрами. Мы всегда стараемся привезти кого-нибудь из создателей в нашу страну. Другое дело, что это не всегда возможно. Мы пытались привезти Ричарда Гира на премьеру «Хатико» и Юэна Макгрегора с Джорджем Клуни в преддверии выпуска «Безумного спецназа», а совсем недавно немало сил ушло на то, чтобы уговорить приехать в Россию Тома Форда - знаменитого модельера, дебютный фильм которого «Одинокий мужчина» мы сейчас выпускаем. Но звезды – очень занятые люди, поэтому, к сожалению, наши попытки успехом не увенчались. Но, конечно, мы и в дальнейшем будем привозить в Россию знаменитых актеров и режиссеров. Наших соотечественников ждут сюрпризы уже в текущем году. Может быть, нам даже удастся организовать визит Мела Гибсона в рамках промо-тура картины Джоди Фостер «Бобер». 

- Известно, что именно «Вольга» (впервые в истории компании) организует первую из дистрибьюторских презентаций на 81-м Российском Международном Кинорынке. Как будет организовано это мероприятие? Какие картины планируете расписывать на кинорынке? 

Георгий Нерсесов: Открывать кинорынок – большая честь для такой молодой компании как «Вольга». Как уже сказала Катя, в ходе нашей презентации мы полностью покажем картину «Генсбур. Любовь хулигана». Кстати, это название – плод нашего сотрудничества с показчиками. Его предложил Геннадий Ходос, директор по кинопрокату кинотеатральной сети «Киномакс». Сама презентация пройдет в одном известном московском клубе, название которого я сегодня (интервью состоялось 12 февраля. – Прим. ред.) открыть пока не могу. Что же касается второй части вопроса, то акцент во время кинорынка мы будем делать главным образом на двух фильмах из нашего пакета – «Генсбур. Любовь хулигана» и «Как я провел этим летом». Конечно, нам придется довольно много поработать, чтобы обеспечить этим картинам достойную прокатную судьбу, но мы на это готовы. Отсутствием креативности наша компания никогда не страдала. К тому же, интерес к фильму Попогребского будет подогревать история с его включением в основной конкурс Берлинского кинофестиваля. Ну а ленту о Генсбуре я уже видел два раза и могу сказать, что она получилась очень русской по духу (великий шансонье происходил из одесской еврейской семьи и был французом только в первом поколении). Терпкое русско-еврейское начало, которым пронизан фильм, наверняка тронет сердце отечественного зрителя. 

- На какие еще картины вы делаете особую ставку в кинопрокатном 2010 году? 

Георгий Нерсесов: На все фильмы из пакета «Вольги». Случайных картин у нас нет. Помимо уже называвшихся «Как я провел этим летом», «Генсбура», «Бобро поржаловать!» и «Лабиринта страха 3D», мы активно готовим к выпуску в прокат новую ленту Атома Эгояна «Хлоя», релиз которой состоится 25 марта (она выйдет примерно на 200 копиях). Это ремейк картины Энн Фонтейн «Натали», только вместо Жерара Депардье, Фанни Ардан и Эмманюэль Беар перед зрителями предстанут Лиам Нисон, Джулианна Мур и Аманда Сайфрид. Ну а помимо яркого актерского состава зрителей, несомненно, привлечет и нестандартный сюжет фильма. Так что на прокат «Хлои» мы возлагаем большие надежды. Кроме того, в нашем пакете есть австралийская картина «Царство зверей» с Гаем Пирсом, получившая на последнем «Сандэнсе» Гран-при жюри в разделе «Мировое кино»; нестандартная на грани революционности неигровая лента «Дети», снятая в четырех странах мира; новая работа гранда независимого американского кино Тома ДиЧилло When You’re Strange (закадровый текст в этой документальной ленте о Джиме Моррисоне и группе The Doors читает Джонни Депп); триллер The Resident с Хилари Суэнк (русскоязычное название пока не определено), который мы будем выпускать в начале осени. 

Екатерина Морозова: Также мы планируем к выпуску фантастико-романтическую историю о людях, постепенно теряющих чувства (осязание,обоняние и т. д.), «Последнее слово» с Юэном Макгрегором и Евой Грин от режиссера «Бабника» Дэвида Маккензи (кстати, своей работой с «Бабником», а также с «Хатико. Самый верный друг» «Вольга» доказала, что при умелом продвижении в России могут приносить прибыль даже те ленты, которые были выпущены за рубежом лишь в ограниченный прокат, а то и прямо на видео). Ну и, конечно, не могу не упомянуть еще раз о поставленной Джоди Фостер мощной картине «Бобер», где она — вместе с Мелом Гибсоном и Антоном Ельчиным – сыграла одну из главных ролей. Еще один фильм, от которого мы ждем многое, – актерский прорыв Райана Рейнольдса «Погребенный заживо». Это захватывающий триллер, (если не боевик!), действие которого разворачивается в замкнутом пространстве, а именно – в гробу. Так что пакет у нас очень интересный, нам есть чем порадовать и зрителей, и кинотеатры. До встречи на кинорынке

Кто:  Георгий Нерсесов и Екатерина Морозова

Возврат к списку