Чтобы профинансировать начало работы над проектом, мне пришлось продать квартиру
Историю создания анимационного фильма «Пушкин и… Михайловское. Начало», который к 225-летнему юбилею поэта выйдет в кинотеатрах, комментирует продюсер Игорь Гаврюшкин.
Евгений Володин: Кому принадлежит авторство идеи - вам или художнику Игорю Шаймарданову?
Игорь Гаврюшкин: Нам обоим. Игорь давно увлекался рисованием картинок на пушкинские темы, и однажды предложил мне попытаться создать на их основе анимационный фильм. Мне идея понравилась, и я включился в ее реализацию.
- Когда это произошло?
- Игорь рисовал эти картинки давно, и часто говорил, что они просятся стать живыми. Примерно три с половиной года назад я наконец созрел, и мы решили действовать.
Надо сказать, что я был совершенно далек от анимации и поначалу думал, что мне уже поздно начинать изучать совершенно новое для себя ремесло. Но идея показалась мне настолько интересной, что я решился, и мы начали снимать пилотный эпизод. Честно сказать, это была авантюра - для того чтобы профинансировать начало работы над проектом, мне пришлось продать квартиру своей жены в Сергиевом Посаде.
- На какую аудиторию рассчитан ваш мультфильм? Начиная работу над проектом, вы представляли себе, для кого вы его делаете?
- Если честно, мы считали и считаем, что он рассчитан на самую широкую аудиторию - от «6+» и до «60+». Сейчас идут тестовые показы, и даже дети младше шести лет, которые не знают, кто такой Александр Пушкин, не говоря уже о его биографии, находят в фильме что-то для себя. Люди в возрасте - те самые «60+» - вообще становятся его преданными поклонниками. Основное же ядро нашей аудитории - это люди от 6 до 40 лет.
- Посмотрев начало, я обратил внимание на нарочито выпуклые исторические несоответствия. Например, в надписи «Папа i сынъ» союз «и» написан через i, а собак породы бассет-хаунд в пушкинские времена, скорее всего, в России не было. Эти несоответствия несут какую-то смысловую нагрузку?
- В одной лавке Александр Сергеевич вообще расплачивается «Пушкинской картой»! (смеется) Анимация позволяет использовать нам такие приемы, которые оживляют историю, фокусируя внимание зрителей на деталях, и мы, где возможно, стараемся этим пользоваться.
Собак породы бассет-хаунд в России действительно тогда не было, но у отца поэта была собака, сеттер по кличке Руслан, которого он очень любил. Кстати, существует даже портрет Сергея Львовича с Русланом. Мы с моей женой Екатериной, которая взяла в этом проекте на себя роль режиссера, очень любим бассет-хаундов, у нас есть собаки этой породы, мы хорошо знаем их характер и особенности поведения. Ввести в повествование собаку было необходимо, и мы решили, что в фильме главным четвероногим героем будет именно бассет, которого мы можем детально описать в сценарии.
- Вы упомянули свою жену, которая стала режиссером картины. Расскажите, пожалуйста, о съемочной группе.
- Моя жена Екатерина - не только режиссер, она же и главный сценарист проекта. Вы знаете, что сценаристов в нашей стране много, но хороших - единицы. Я потратил примерно полгода на то, чтобы объяснить разным сценаристам, что я хочу увидеть на экране, и почти уже отчаялся, когда жена решила меня поддержать и попробовала написать свой вариант сценария. То, что у нее тогда получилось, мне очень понравилось, и она органично вписалась в наш проект.
Одним из авторов нашего фильма, безусловно, является Вячеслав Круглик - прекрасный композитор, он преподает в Санкт-Петербургской консерватории.
Конечно же, одним из главных соавторов проекта стал Игорь Шаймарданов, который рисует концепты сцен. Это оказалось принципиально важно, и вот почему. Мы привлекли к работе уфимскую анимационную студию «Муха», и когда они начали рисовать для нас, например, лес, мы заметили, что башкирский лес сильно отличается от среднерусского леса. Поэтому на Шаймарданова легла обязанность следить и направлять общую концепцию визуальных решений.
Еще два незаменимых человека в нашей команде - это директор производства Елена Петросян и директор проекта Наталья Самойлова.
- Как вы нашли композитора?
- Мне его порекомендовал Вадим Биберган, известный советский композитор, который писал музыку ко всем фильмам Глеба Панфилова. Мы лично знакомы с Биберганом, и когда я обратился к нему с предложением написать музыку для нашего проекта, он вежливо отказался, сославшись на возраст (ему 86 лет), но порекомендовал мне Вячеслава Круглика, с которым мы быстро нашли общий язык.
- Студия «Муха» расположена в Уфе. Можно ли назвать ваш фильм региональным проектом?
- Нет, мы не пытаемся продвигать свой проект как региональный. Пилотный эпизод мы снимали в питерской студии «Да», и во время работы поняли, что вся анимация у нас, да и за рубежом, делается дистанционно. Мы можем работать в Петербурге, в Москве, в Уфе или где угодно еще - главное, чтобы аниматор хорошо знал свою профессию, и неважно, где он находится. Кстати, интересно, что именно в Уфе художники-аниматоры работают в студии, тогда как многие их коллеги из двух столиц в студии появляются нечасто. Мы выбрали Уфу не из-за того, что студия «Муха» предложила нам более выгодные по сравнению с Москвой и Питером условия, а именно потому, что мы в любой момент можем приехать на студию и пообщаться с аниматорами вживую. Некоторые вещи дистанционно объяснить нельзя.
- Будет ли продолжение?
- Обязательно. Оно уже в стадии предварительной подготовки.
- Когда ваш фильм, изначально созданный как сериал, стал полным метром?
- Когда мы сделали первый сезон, нам надо было его как-то показывать. Мы очень тесно работаем с руководством музея-заповедника «Михайловское», где проходит много тематических мероприятий, на которые отовсюду приезжают пушкинисты. И директор «Михайловского» Георгий Василевич однажды предложил нам показывать наш сериал не по одной серии, а большими блоками, как полнометражное кино.
Мы сделали первый блок из 12 серий, начали его показывать на различных конференциях в музее-заповеднике, и обнаружили, что люди смотрят такое кино с удовольствием. Видите ли, когда человек смотрит одну серию, он мало что понимает, потому что она очень короткая, всего три минуты. А когда он смотрит десять серий подряд, с третьей серии он привыкает к стилю, с четвертой ему начинает нравиться, а на шестой он влюбляется в кино и дальше смотрит его как нечто знакомое и любимое. Вместе с тем, если показывать, скажем, больше двадцати серий подряд, это начинает утомлять - серии короткие, плотные, в каждой из них много событий.
У нас возникло ощущение, что наш мультфильм можно показывать как полный метр - тем более что первый сезон, собранный вместе, как раз оказался длительностью в полтора часа. Мы общались с несколькими прокатными компаниями, все прокатчики нам говорили, что полтора часа для такого мультфильма - это очень много, и посоветовали нам разделить два сезона на три части по часу. Мы послушали совета профессионалов, и первая часть под названием «Пушкин и… Михайловское. Начало» длительностью 59 с половиной минут уже готова к прокату.
- Насколько коммерчески выгодна авторская анимация такого рода?
- Конечно, я, как продюсер, задумываюсь о коммерческой составляющей проекта. Но в первую очередь мне хотелось показать и популяризировать свой продукт «Пушкин и… Михайловское», и мне это удалось. Наблюдая за тем, что происходит в отрасли, я думаю, что наш Пушкин и его друзья спустя какое-то время станут не менее популярными, чем Маша и Медведь. Давайте попробуем вернуться к этому вопросу через год.
- Вы сказали, что общались с несколькими прокатчиками. По какому принципу вы выбирали дистрибьюторскую компанию и дату старта?
- Мы планируем выпустить этот фильм на большой экран ко дню рождения Пушкина 6 июня. Из всех потенциальных прокатчиков мы выбрали компанию «Кинотайм», руководство которой, в отличие от других, не сомневается в своих силах и в успехе проката.
Буквально сегодня (интервью состоялось в середине февраля - Прим. ред.) я был в «Михайловском», и мы договорились с его директором о том, что они приобретут копию, и после 6 июня начнут показывать фильм в Пушкинских горах по несколько раз в неделю. Я сам живу в этих местах и прекрасно знаю, какой популярностью они пользуются у туристов и просто поклонников творчества поэта, а в этом году Пушкину исполняется 225 лет, и в юбилейный год там будет огромный наплыв туристов. Всем, кто днем посещает пушкинские мероприятия, надо будет вечером организовать свой досуг, и мы рассчитываем, что они не откажут себе в удовольствии посмотреть оригинальный мультфильм с детьми на большом экране. Я надеюсь, что только Пушкинские горы обеспечат нам полмиллиона кинопосещений.
- Кто, кроме ИРИ, помогал вам в работе над мультфильмом?
- Мы осуществляли этот проект вместе с музеем-заповедником «Михайловское». Во-первых, в фондах этого музея находятся все графические работы Игоря Шаймарданова, которые он нарисовал по пушкинской тематике.
Во-вторых, неоценимую помощь нам оказали научные работники музея, консультировавшие нас по периоду Михайловской ссылки - они располагают фактурой, которую в общедоступной литературе найти невозможно. Они с радостью рассказывали нам о том, как был организован быт на селе в ту эпоху, делились с нами различными случаями из жизни поэта, как реальными, так и вымышленными - ведь анимация позволяет воплощать любые забавные и поучительные эпизоды.
Например, у нас есть эпизод «Камушек», в котором Пушкин встречается с Анной Керн. Это реальная история, которую мы творчески переработали, и получилось очень смешно. Анна Керн была знакома с поэтом еще по Петербургу, но, когда она приехала в Тригорское, он уже попал в опалу и был ей совершенно неинтересен. Однако она позволила ему проводить себя по дорожке парка, где споткнулась о камушек, окончательно разозлилась на Пушкина из-за этого камушка, и ушла. А он подобрал этот камушек, принес его к себе в Михайловское, положил его на стол и написал «Я помню чудное мгновенье…»! Это исторический факт: Пушкин писал одно из самых знаменитых своих стихотворений, глядя на камень, об который споткнулась Анна Керн - но я не уверен, что вы найдете этот факт в литературе.
Сегодня наша страна испытывает огромное давление из-за чудовищного количества санкций. Однажды я подумал, что Пушкин в Михайловском ведь тоже был, образно говоря, под санкциями - и понял, что тогда чувствовал поэт, отрезанный от всего, к чему он привык и что он любил. Пушкину тогда потребовалось два года, чтобы многое переосмыслить и вернуться в Москву другим человеком. Я убежден, что, не будь этой двухлетней вынужденной изоляции, мы бы сегодня не знали, кто такой Пушкин. Он полностью переосмыслил свое предназначение, свой дар, как и то, зачем он пришел в этот мир.Кто: Игорь Гаврюшкин