Десять лет в кино
Российский зритель хорошо знает Аркадия Укупника как успешного композитора и исполнителя собственных песен. Однако в течение последних десяти лет его жизнь и творчество неразрывно связаны с кино. Мы побеседовали с Аркадием Семеновичем об особенностях и трудностях профессии музыкального и звукового продюсера в кино.
Евгений Володин: Аркадий, вы десять лет в кино. Я посмотрел ваше портфолио. Музыка - 20 «полных метров», четыре сериала. Звук - 50 «полных метров». Саундтреки к фильмам «Сволочи», «Любовь-морковь-1,2,3», «Индиго», «Монтана», «Черная молния», «Невидимки», «Все включено» - впечатляющий результат!
В своем предыдущем интервью нашему журналу вы рассказывали, что ваш опыт музыкального продюсера в кино начался с «Черной молнии». Сколько всего картин в вашем активе сегодня, спустя семь лет?
Аркадий Укупник: Я не веду такой статистики, но думаю, что за эти годы как композитор я сделал более двадцати полнометражных проектов, в том числе несколько сериалов, а количество лент, в которых я выступал в качестве продюсера музыкального и звукового оформления, перевалило за пятьдесят. Интересно, что мой первый опыт в качестве композитора в кино состоялся в 1991 году: я написал музыку к картине Галины Данелии-Юрковой «Божья тварь». Если честно, я тогда не получил от этой работы каких то особенных эмоций: это скорее стало случайным эпизодом в моей основной карьере композитора и артиста на эстраде. Следующий кинопроект, в котором мне довелось работать, случился только в 2006 году - им стала военная драма Александра Атанесяна «Сволочи», музыку к которой я до сих пор считаю одной из самых удачных в своей карьере. Затем были такие ленты как «Любовь-морковь» (все три части), «Юленька», «Индиго», «Ирония любви», мультфильмы «Похождения бравого солдата Швейка» и «Бременские разбойники», две части «Все включено» - всего 21 фильм.
Над первыми картинами - «Сволочи», «Юленька», «Индиго» - я работал только в качестве композитора, но быстро понял, что должен заниматься звуком от начала и до конца, чтобы иметь возможность влиять на окончательный результат. Это потребовало полного переформатирования моей студии, обучения старых проверенных кадров и подбора новых людей в команду.
- Сколько человек работает в вашей команде над звуковым оформлением кино?
- Постоянных членов в моей команде всего несколько: прежде всего, это звукорежиссер на площадке, от которого напрямую зависит качество звука, звукорежиссер студийного озвучания, саунд-дизайнер и звукорежиссер финальной перезаписи. Остальных мы набираем для каждого конкретного проекта: многое зависит от жанра картины и поставленных режиссером задач. Например, для фильма Рената Давлетьярова «Однажды» нужно было заново записать известные песни 70-х годов, используя инструменты тех лет - ионику, гитары, барабаны; требовалось найти вокалиста, умеющего петь в той манере (им оказался нынешний солист группы Стаса Намина «Цветы» Олег Предтеченский), и для полной аутентичности записать все песни в концертном исполнении, а не в студии.
- А какова во всем этом процессе ваша роль?
- Моя задача - прежде всего, максимально точно понять творческие пожелания режиссера, касающиеся звукового и музыкального оформления фильма, в соответствии с этими пожеланиями придумать и предложить концепцию звучания картины, а после ее утверждения - организовать и контролировать весь процесс, от речевого озвучания до перезаписи. Ведь если музыку пишет один человек, звуком занимается другой, саунд-дизайном - третий, спецэффектами - четвертый, и т.д., то очень сложно собрать из этих разных, пусть и очень хороших по отдельности частей одно гармоничное целое, но такая работа «под ключ», когда один человек отвечает за результат, на мой взгляд, очень эффективна.
- Когда вы, известный всей стране композитор-песенник, автор хитов, исполняемых всеми звездами отечественной эстрады, начали заниматься музыкой и звуком в кино, что в этом новом для вас занятии представляло для вас наибольшую сложность?
- Сложно начинать каждый новый проект. Например, сделав несколько коммерчески удачных комедий, таких как «Любовь-морковь», ты получаешь репутацию специалиста по этому жанру, и тебя приглашают писать музыку к одним комедиям. А при кажущейся легкости комедия - это самый трудный жанр для композитора: смешить всегда сложнее, и когда тебе постоянно предлагают комедии, которые, чего греха таить, часто очень похожи друг на друга, ты начинаешь уставать, повторяться и мечтать о работе над лентой другого жанра.
Вторая проблема - разные люди: продюсеры, режиссеры, с разным представлением о том, как должно выглядеть музыкальное и вообще звуковое сопровождение фильма. Кто-то приносит иностранную музыку, под которую монтируется картина, и предлагает работать «по референсу», то есть подобрать или написать музыку, которая была бы в стиле выбранного образца. При этом образец, как правило, создан одним из десятки лучших голливудских композиторов!
Каждый новый проект - это новая работа, новый коллектив и новая ответственность. Ведь фактически мы являемся последним звеном в цепочке создания фильма: изображение снято, монтаж завершен, на нас - звук и музыка. Как правило, при утвержденной дате выхода в прокат съемки и монтаж практически каждой ленты выходят из графика, и у меня на выполнение моей части работы порой оказывается совсем мало времени. Это огромная ответственность: нельзя подвести несколько десятков, если не сотен людей, доверивших тебе свой коллективный труд, особенно если уже определена дата премьеры и необходимо уложиться в очень сжатые сроки. Но в этом есть и элемент азарта, драйва - у тебя мало времени, но есть цель, есть команда профессионалов, и ты обязан вывернуться наизнанку, но выполнить свою работу в короткий срок и с полной самоотдачей.
Третья сложность, она же до сих пор, к сожалению, и самая главная - это тот «бэкграунд», который у меня накопился за время моей карьеры на эстраде. Миллионы людей, и в их числе все киносообщество, помнят меня как человека, который «в юбке пел про паспорт», и эту печать мне уже не стереть. Но я уже привык к тому, что приходится вновь и вновь доказывать, прежде всего, результатами своей работы, что я в системе, и стал ее неотъемлемой частью. Быть в системе - значит знать о существовании всех возникающих в процессе работы проблем и уметь их решать. Это очень непросто - координировать работу звукорежиссеров, саунд-дизайнеров, музыкантов... Каждый элемент цепочки, с которой ты работаешь как продюсер, не должен тебя подвести. Первые картины, над которыми я работал, оборачивались огромным стрессом, зато сегодня накопленный опыт позволяет решать все возникающие вопросы без нервотрепки.
- В качестве руководителя вы жесткий человек?
- Это четвертая проблема. Посмотрите на меня - разве я могу быть жестким человеком, тираном, который угнетает своих подчиненных? Конечно же, нет. У нас подобралась команда единомышленников, каждый из которых умеет работать на совесть, а если в нее попадали даже очень талантливые, но разгильдяи, то такие у нас не задерживались. Со многими приходилось расставаться, и это каждый раз давало формированию команды новый импульс. В результате сегодня у меня работают очень надежные, талантливые и ответственные люди.
- Какой проект вам особенно запомнился за последние годы?
- Пожалуй, таким для меня стал фантастический боевик «Ночные стражи» продюсеров Рубена Дишдишяна, Вадима Горяинова и Леонида Ярмольника. Это был очень сложный по звуку проект, создание звуковой палитры для которого стало новой ступенькой в моей карьере саунд-продюсера. Этот фильм изобилует не только сценами фантастических боев, погонь, трюков и спецэффектов, но в нем присутствует и прекрасная романтическая линия.
- Часто ли приходится переделывать какую-то работу, если она не удовлетворяет режиссера или продюсера?
- Конечно, это обычное дело, когда ты предлагаешь какой-то вариант того или иного звукового решения, а представление режиссера об этом решении не совпадает с твоим. Это совершенно нормально. Поэтому еще в процессе рабочего монтажа фильма, задолго до того, как начинается работа со звуком, мы уже начинаем прикидывать, какие варианты звукового оформления подойдут для той или иной сцены, как выразить звуком, музыкой и саунд-дизайном нужное настроение и эмоции каждого эпизода, делаем своего рода заготовки, которые потом показываем режиссеру и продюсерам для утверждения общей концепции звучания картины.
В этом плане намного сложнее работать с мультфильмами, потому что некоторые этапы работы завершаются очень поздно - бывает, что сцена еще не нарисована, а звуки и музыка уже должны быть записаны.
Я принимал участие в работе над двумя анимационными лентами, и во второй из них - «Бременские разбойники» - я был и композитором, и музыкальным продюсером, и автором всех песен (текстов и музыки). И это для меня самый идеальный вариант работы «под ключ».
- Вы были саунд-продюсером более в чем в тридцати картинах, для которых вас не приглашали писать музыку. Не возникает ли при этом некоего конфликта интересов?
- Ни в коем случае! Я в принципе человек не завистливый, наоборот - все мои коллеги, музыка которых звучала в проектах, где мы занимались звуком, в моем лице получали продюсера, досконально знающего все проблемы композитора, с которыми он сталкивается в процессе написания, записи, сведения, а самое главное - интегрирования музыки в общую звуковую палитру фильма.
Десять лет в кино - срок небольшой. Я и моя команда Ukupnik Studio - мы начинали с нуля, учились, ошибались, набирались опыта. Десять лет увлекательного путешествия в такой непростой, но волшебный мир кино пролетели незаметно. И я уже не представляю своей жизни без этого чувства азарта и драйва, когда ты начинаешь новый проект, знакомишься с новыми людьми, без волнения, с которым ты в первый раз смотришь новый фильм, становишься членом одной большой команды, доверяющей тебе результат своего многомесячного труда, и без того чувства грусти, когда все заканчивается и приходится расставаться...
Ренат Давлетьяров: До середины 2000-х я не был знаком с Укупником и знал его только как автора и исполнителя собственных песен. Но однажды, на премьере фильма «Сволочи», увидел его на сцене и с удивлением узнал, что он написал всю музыку к этой картине. Я был очень впечатлен и тут же, в зале киноцентра «Октябрь», предложил ему сочинить что-нибудь для моего продюсерского проекта «Любовь-морковь». Та музыка, которую Аркадий написал для этой и последующих двух частей ленты, понравилась не только мне. Дело в том, что мы еще до премьеры показывали все эти фильмы Алле Пугачевой, и она каждый раз восторгалась композиторской работой Укупника. Я не думаю, что можно получить более авторитетную оценку работы кинокомпозитора. Я поставил Аркадию задачу - написать музыку, как в старых голливудских фильмах, с симфоническим оркестром, и он блестяще с этим справился.
После этого Укупник сочинил музыку для таких жанровых лент как «Индиго» и «Юленька», подтвердив многогранность своего таланта. Потом были комедии «Моя безумная семья» «Ирония любви» и драма «Разговор»... Кстати, мы уже давно не работали вместе, и я думаю, что пора бы возобновить сотрудничество!
Вадим Горяинов: Мы работали с командой Аркадия Укупника над картиной «Ночные стражи» и были приятно удивлены тем, как внимательно Аркадий и его сотрудники относились к нашим пожеланиям. Они не пытаются навязывать свое мнение и понимание того, как должен быть озвучен тот или иной момент, а внимательно выслушивают режиссера, продюсера и композитора и предлагают много интересных и талантливых вариантов. Бывает, что талантливые люди пытаются навязывать свою точку зрения, но Аркадий подкупил нас тем, что никогда этого себе не позволял. В результате все остались довольны совместной работой, у нас получился настоящий коллектив единомышленников.
Считаю необходимым добавить, что деньги для Укупника не главное: на первом месте - творчество и качество работы. Конечно, за бесплатно работать никто не будет, но Аркадий с самого начала сказал, что ему хочется сделать хороший, качественный продукт, и он готов был его делать за те деньги, которые оставались у нас на оплату специалистов по звуку. Когда человек не требует оплаты за каждое лишнее телодвижение, это тоже подкупает.
Команда Аркадия Укупника сделала для нашей картины весь звук, и когда я посмотрел окончательный прокатный вариант ленты, то убедился, что качественный звук добавил ей 20-30% зрелищности - несмотря на то, что это только звук!
Кто: Аркадий Укупник