Экспериментируйте!

Экспериментируйте! Анатолий Сергеев
27.02.2023

С главой компании «Кинологистика» Анатолием Сергеевым мы обсудили итоги прошедшего года, региональное кино и особенности работы независимого дистрибьютора в современных условиях.

Евгений Володин: В 2022-м году число выпущенных «Кинологистикой» релизов практически не изменилось по сравнению с 2021-м, но сборы выросли в пять раз. Вы объясняете такой успех изменившейся конъюнктурой рынка или сработал накопленный опыт закупок и продвижения?

Анатолий Сергеев: Было бы странно не признать, в первую очередь, что вся структура кинопроката кардинально изменилась из-за ухода голливудских студий, что и открыло дополнительные возможности для всех независимых игроков. Кто-то быстро адаптировался, не замедляя процессы, кто-то долго не мог в это поверить, кто-то начал паниковать, считая, что всему кинопрокату пришел конец. Мы были среди тех, кто без особой рефлексии просто продолжил работать. Кроме того, мы растем, меняем стратегию закупок, делаем более смелые шаги. Если проанализировать каждый год существования компании, то можно увидеть, что сборы увеличиваются при росте качества проектов. Несколько раз в прошедшем году сработали факторы элементарного везения: например, у фильма «Бабки» случилась отличная роспись в результате внезапной отмены проката «Ампир V». Мы никогда не радовались чьим-то проблемам, потирая руки и радостно считая кассу, поскольку прекрасно понимали, что многие процессы в прокате цикличны. Когда-то везет тебе, когда-то - другим. Нужно постоянно развиваться, экспериментировать и менять стратегию.

- Вы начали активную продюсерскую деятельность. Расскажите о своих успехах в этой области.

- Меня вдохновляет кинопроизводство и все, что с ним связано. Первый мой продюсерский проект вышел в Якутии в 2008 году, опыт был успешным, затем в Москве в 2012 я стал промопродюсером фэнтези «Вий 3D». Было очень интересно, хоть и местами я ощущал себя в комедии положений. Затем я сфокусировался на своей кинопрокатной компании. Постепенно, методом проб и ошибок, у нас собралась команда единомышленников. Когда началась пандемия, я с удовольствием стал участвовать в процессах, связанных с фильмом Анастасии Нечаевой «Велга», а затем с легкой руки главного идейного вдохновителя и основного продюсера Ивана Болотникова стал сопродюсером этой картины. Очень рад дружбе с Иваном и горжусь этой лентой. Сюжет основан на классическом рассказе Ивана Бунина, у фильма очень сильный каст (Оля Бодрова, Алексей Гуськов, Сергей Шакуров и другие).

В последние годы появилась интересная тенденция - в конкурсе значимых российских фестивалей может оказаться сразу несколько якутских картин. Соответственно, уже и фестиваль не фестиваль, если в программе нет новой картины, созданной в Республике Саха (шутка, конечно). Я сам из Якутии, снимал там кино как режиссер и всегда следил за тенденциями и новыми именами.

Весной я получил синопсис сценария новой мистической картины «Граница» Дмитрия Давыдова («Пугало»). Он так мне понравился, что я предложил режиссеру снимать фильм на английском. Ведь хоррор - универсальный жанр. Съемки прошли в июле, сейчас картина на финальной стадии производства. Хотелось бы стартовать с заметного мирового фестиваля, а затем уже выйти в российский прокат. Я, кстати, пока не решил, будем ли выпускать в прокат фильм мы сами или объединим усилия с кем-то из других дистрибьюторов. Не исключен и вариант, при котором мы будем заниматься только продвижением, для наибольшего синергетического эффекта.

За последний год «Кинологистика» приняла участие в продюсировании нескольких якутских картин.

«Почти как все» - трогательная история дружбы, снятая талантливым дебютантом Ларри Яковлевым, с отличным юмором, слегка напоминающая корейские дорамы.

«Моя девочка» - драма с элементами мистики от режиссера Сергея Потапова. Мы познакомились с Сергеем в далеком 2004-м, когда он снял свою первую картину, и она стала большим событием в культурной жизни Якутии. Спустя 18 лет мы снова работаем вместе.

«Бугун-былыр 2. Сегодня - прошлое» - продолжение кассового хита 2022 года, который очень поддержал кинотеатры, собрав прошедшей весной более 11 млн рублей только в Якутии, показав отличную наработку на длинной дистанции. Сценарий второй части фантастической комедии вместил крепкий экшн и еще больше отличных шуток. В прокат фильм выйдет в феврале.

Еще одна картина Дмитрия Давыдова, пока без утвержденного названия. Я уже видел предфинальный монтаж картины. Это сильная, эмоциональная история, которая разворачивается в небольшом поселке.

Новый год для нас начнется с Сербского Kustendorf International Film and Music Festival. Отборщикам фестиваля под руководством Эмира Кустурицы очень понравился короткометражный фильм Валерии Кузнецовой «Электрик-буги», в котором мы также приняли участие как продюсеры. Яркие талантливые проекты даже во время так называемой «отмены русской культуры» пробивают себе дорогу. Пожелайте нам удачи.

- Кроме кинопроката, вы пишете книги и сценарии, занимались переводами, дубляжом и даже режиссурой. Что для вас значат остальные профессии - хобби или нечто, необходимое для всестороннего развития личности?

- Кстати, если кто-то считает, что работа продюсера более творческая, чем работа в кинопрокатной компании - это совсем не так. В каждой сфере есть свой кайф и возможность реализовать свой потенциал. В нашей компании творчество поощряется.

Творческие люди часто не могут усидеть на попе ровно. Я и в кино пытался сниматься, причем часто греб совершенно против течения, думая о том, что многие великие актеры получали отказ за отказом, но это их не сломило. Отказов я не получал, потому что у меня не хватало наглости напрашиваться в большие проекты. Снялся в нескольких фильмах, которые скоро выйдут на экраны. Четыре года назад снимался в сериале Первого канала «Две сестры». Он все никак не выйдет - может, это и к лучшему.

Основная фокусировка останется на прокате и производстве. Но если кто-то предложит какой-то другой интересный «движ» - безусловно, я рассмотрю его с удовольствием.

- На кинорынке прозвучала мысль об изменении зрительских предпочтений в пользу семейного, развлекательного контента. Как «Кинологистика» реагирует на эту тенденцию?

- В нашем пакете проекты для семейной аудитории всегда были, есть и будут. В 2022-м году таких релизов было шесть. 2023 год мы начинаем с нового «Каспера», затем выпустим «Юный вождь Виннету», весной выйдет российский приключенческий «Золотая дюна», снятый в Калининградской области. Выпустим сразу две картины о скакунах: «Лошадь Чарли» с тем самым Эдвардом Фурлонгом из «Терминатора-2» и «Спирит. Серебряная звезда». Летом порадуем юных зрителей новым фильмом «Сокровища Тома Сойера». Рассматриваем для покупки несколько мультфильмов и другие качественные семейные проекты.

- С уходом с российского рынка «большого Голливуда» (относительным, как мы все понимаем) у независимых дистрибьюторов не только открылись новые возможности, но и заметно выросла конкуренция. В чем заключаются конкурентные преимущества вашей компании?

- Отличный вопрос! Смею надеяться, с нами приятно работать, мы гибкие, приземленные, наши букеры адекватные, стрессоустойчивые и человечные. В общем, наша команда - золото. За свою бытность работы в нескольких кинопрокатных компаниях я видел разные коллективы и методики управления. Помню, как на выпуске одной важной картины мы работали в режиме 10-23, тогда я сбросил, наверное, килограммов пять, так много было стресса и ответственности. У нас нет цели «умирать» на каждом проекте. Нам удалось выстроить взаимодействие в коллективе без особых перекосов, без токсичности и какого-то большого стресса. Стараемся следовать советам Илона Маска - тратим мало времени на собрания, больше на работу.

- Как в нынешних условиях изменилась политика продвижения фильмов на рынке?

- Некоторые социальные сети признаны запрещенными в РФ, поэтому всем дистрибьюторам пришлось перестроить процессы продвижения фильмов. В последние годы интернет стал основным каналом для маркетинговых коммуникаций со зрителем. Мы перешли на российские сервисы, стали больше вкладываться в новые ресурсы. Реклама на ТВ для нас по-прежнему недосягаема, но не исключаем вариант, что при наличии потенциально суперкассовой картины мы попробуем и ее.

- Насколько сложнее стало работать на рынках российским закупщикам контента и как вы преодолеваете возникающие преграды?

- Рынок, безусловно, изменился. Сейчас, назначая встречу с любой из новых компаний-правообладателей из числа тех, с которыми мы не работали после февраля 2022, нужно быть готовыми, что компания сразу же может отказать в сотрудничестве. Бывает, что «сейлы» с тобой работать готовы, но продюсеры отдельных картин смотрят на это по-другому.

Изменились также условия, связанные с перечислением средств. Многие компании не готовы принять платеж из России. Бывает, что платежи, отправленные в такие страны, как Китай и Новая Зеландия, возвращаются обратно. Не секрет, что у многих дистрибьюторских компаний появились офисы в СНГ или счета в других странах, но мы пока справляемся без этого. Из наших постоянных партнеров с марта 22-го с нами перестали работать буквально пара компаний, и, как показывает год, это даже пошло нам на пользу, заставило искать других партнеров, больше экспериментировать. Большинство партнеров очень дорожат нашими многолетними отношениями, ведь мы всегда стараемся быть прозрачными и оперативно реагировать на запросы по предоставлению информации, к тому же часто переводим роялти.

- Чего не хватает региональным фильмам, чтобы заинтересовать зрителей за пределами региона производства?

- Оригинальности сюжетов, качества производства, выдающихся актерских работ, а иногда банальной грамотности авторов. Недавно рассматривали проект, было огромное желание помочь его создателям, ибо они очень приятные люди, многое делают для региональных кинематографистов - но с первых же минут диалоги фильма глубоко разочаровали. Часто авторы региональных фильмов не понимают, что они хотят: снять зрительское кино или сделать авторское высказывание. Иногда встречаются фильмы с интересным сюжетом, но с множеством упущенных нюансов - например, с непрофессиональным озвучанием.

- Поделитесь ближайшими планами компании.

- Будем стараться сформировать на ближайших кинорынках «пакет мечты». Для этого есть все предпосылки. Уверен, все самое интересное у нашей компании впереди. Кстати, пользуясь случаем, хотел бы обратиться через любимое издание к специалистам кинорынка: мы ищем в свою команду амбициозного маркетолога, который хотел бы много экспериментировать и креативить. С нами можно связаться через наш телеграм-канал с одноименным названием (Кинологистика).              

Кто:  Анатолий Сергеев

Возврат к списку