Эмили Шиндлер рисковала жизнью так же, как и ее муж
За несколько дней до премьеры документального фильма «Горький привкус любви, или Список фрау Шиндлер» мы поговорили с его создателями - продюсером Раисой Фоминой и автором сценария Ларисой Максимовой.
Евгений Володин: Как вы узнали о роли Эмили Шиндлер в спасении евреев в годы Второй мировой войны? Как родился этот документальный проект?
Лариса Максимова: За идею этого проекта мы благодарны Антону Гетьману, бывшему директору столичного Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Именно в этом театре мы с режиссером Игорем Волосецким посмотрели оперу «Фрау Шиндлер» американского композитора Томаса Морса в постановке Владимира Аленикова. Рассказанная в этом произведении история настолько нас потрясла, что мы решили непременно снять о супруге Оскара Шиндлера фильм.
После выхода на экраны знаменитой картины Стивена Спилберга «Список Шиндлера», удостоенной семи премий «Оскар», про Оскара Шиндлера знает весь мир, тогда как о его жене Эмили, принимавшей в спасении польских евреев не менее деятельное участие, мы узнали впервые. Между тем Эмили Шиндлер рисковала жизнью так же, как и ее муж, и ее роль в этой гуманистической миссии была не менее важной, чем роль Оскара.
- Как развивался проект? Сколько времени вам потребовалось на его разработку?
- Идея фильма показалась нам очень востребованной, но передо мной как перед автором сценария стояла очень сложная задача: я, как и большинство обычных людей, ничего не знала о жене Оскара Шиндлера. Более того, до знакомства с оперой Морса я и не подозревала о том, что у Шиндлера была жена! Нам с режиссером необходимо было найти людей, которые могли бы что-то рассказать об Эмили Шиндлер и о том страшном времени в человеческой истории.
Поиск в Интернете вывел меня на аргентинскую журналистку и писательницу Эрику Розенберг, которая в течение многих лет была личной помощницей Эмили Шиндлер, а позже стала ее личным биографом. Узнать о существовании Эрики Розенберг было не слишком сложно, но ни одна поисковая система не могла ответить на вопрос, где сейчас эта женщина и как с ней связаться. Ценой невероятных усилий, прибегнув к помощи множества друзей, нам удалось узнать, что Эрика Розенберг находится в данный момент не в Аргентине, а в Мюнхене, где мы и смогли с ней встретиться.
Розенберг приняла нас весьма доброжелательно и согласилась дать нам большое интервью, в ходе которого охотно ответила на многие вопросы о супругах Оскаре и Эмили Шиндлер и о роли каждого из них в вывозе евреев из польского концлагеря. Журналистка познакомилась с Эмили Шиндлер в Аргентине, где та провела последние годы своей жизни.
Интервью с Эрикой Розенберг пролило свет на историю четы Шиндлер, и у нас появилось понимание того, с кем еще нам следует встретиться и поговорить, чтобы собрать достаточно материала для фильма. После встречи с ней мы - я, режиссер Игорь Волосецкий и оператор Александр Харитонов - поехали в Краков, где находилась та самая фабрика Оскара Шиндлера и где сегодня музей его имени. Затем мы посетили чешский город Бриннлиц, где располагалась другая фабрика Шиндлера.
Возможно, стоит напомнить тем, кто забыл или не смотрел ленту Спилберга, что незадолго до конца войны нацисты собирались ликвидировать польский концлагерь Плашов, в котором содержались рабочие краковской фабрики Шиндлера, а всех узников этого лагеря отправить на смерть в Освенцим. Оскар Шиндлер настоял на том, чтобы ему позволили перевезти «своих» рабочих на другое его предприятие в чешском Бриннлице. Так родился знаменитый «список Шиндлера», включавший 1 200 имен польских евреев, которых он вывез на другую свою фабрику в Чехословакию. Сегодня доподлинно известно, что этот список супруги Шиндлер составляли вместе.
Приехавших в Чехословакию рабочих Эмили кормила, одевала, вникала во все их бытовые проблемы и старалась их решать. Например, одной узнице она организовала аборт, потому что та подлежала расстрелу, если бы нацисты узнали о беременности. Близорукому узнику, потерявшему очки, Эмили помогла сделать новые, иначе фактически ослепшего работника тоже бы ждала смерть.
Невозможно не упомянуть еще одну примечательную историю, о которой мы рассказываем в своем фильме. Когда в Бриннлиц пришел эшелон с евреями, людей необходимо было немедленно выгрузить и где-то разместить, иначе военный комендант грозился отправить всех обратно. Оскар Шиндлер по каким-то причинам отсутствовал в городе, и Эмили приняла решение самостоятельно позаботиться о выгрузке. К сожалению, из-за холода, голода, болезней и долгого времени в пути часть узников погибли в дороге, и Эмили пришлось в буквальном смысле на своих руках не только выводить людей, но и выносить из вагонов мертвые тела.
- Вы сказали, что основой для истории стало интервью Эрики Розенберг. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что было потом, как вы действовали дальше.
- После четырехчасового интервью с Эрикой Розенберг я пообщалась с историками, научными сотрудниками музеев в чешском городе Свитави, где родились Эмили и Оскар Шиндлер. Там же нам удалось найти тех, кто еще помнил Оскара. Затем мы связались и пообщались с писателем Томасом Кенилли, автором романа «Ковчег Шиндлера», по которому Стивен Спилберг снял свою знаменитую картину. Благодаря поддержке Анны Азари, некоторое время назад работавшей послом Израиля в Польше, нам удалось найти реальных свидетелей тех событий, 95-летних мужа и жену, которые познакомились на фабрике Шиндлера и сегодня живут в Израиле. Таким образом, для того чтобы собрать материал, пришлось пообщаться не с одним десятком людей.
- Ваша история сильно отличается от сюжета романа Кенилли и ленты Спилберга?
- Да, ведь «Список Шиндлера» - художественный фильм. Спилберг, будучи великим режиссером, прекрасно знает, какую долю художественного вымысла следует включить в картину, чтобы она тронула сердца зрителей. Нам же хотелось с документальной точностью и достоверностью поведать зрителям о том, как все происходило на самом деле.
Начав свой сценарий с рассказа о взаимоотношениях в семье Шиндлер, я в какой-то момент поняла, что Эмили, возможно, и не приняла бы столь активного участия в деятельности мужа по спасению людей, если бы не любила его всем сердцем. Оскар со всеми его достоинствами и недостатками был любовью ее жизни - недаром наша картина называется «Горький привкус любви, или Список фрау Шиндлер». Поэтому в нашем фильме тесно переплетены две эти линии - участия Эмили в спасении евреев и ее безграничного чувства к мужу, которое она сохранила на всю жизнь.
Эмили вышла замуж в 21 год и до самой смерти продолжала любить своего мужа, который не всегда относился к ней подобающим образом. Оскар Шиндлер обладал достаточно трудным характером и отнюдь не был пуританином - обожал шумные вечеринки, любил выпить, часто менял женщин. Это вовсе не секрет, об этом существует масса свидетельств, написаны сотни страниц воспоминаний, об этом нам рассказывала и Эрика Розенберг. Оскар Шиндлер не был джентльменом, каким его показывает Спилберг, - это был отнюдь не идеальный мужчина, со всеми недостатками и пороками, присущими многим представителям сильного пола. Поэтому еще одной темой, которую мы постарались затронуть в своем фильме, стала несправедливость устройства мира, принадлежащего мужчинам. Женщины же в этом мужском мире любят своих избранников, несмотря на их недостатки, и зачастую идут ради этой любви на подвиги, о которых никто не узнает, потому что вся слава достается мужчинам.
Если для евреев всего мира имена Оскара и Эмили Шиндлер одинаково святы, они внесены в список праведников мира, то абсолютное большинство представителей остальных национальностей благодаря ленте Спилберга знают имя Оскара, но остаются в полном неведении относительно роли Эмили в тех событиях. Мы бы очень хотели хотя бы отчасти восстановить своей картиной историческую справедливость.
- Вы закончили свой фильм в конце 2021 года. Не могу не спросить, повлияли ли события в мире, связанные с пандемией, на вашу работу?
- Повлияли, и довольно серьезно. Сначала нам везло: в течение 2019 года мы успели побывать в Польше, Германии и Чехии, где происходили все события. Однако, когда мы собирались посетить Томаса Кенилли, живущего в Австралии, и нескольких выживших непосредственных свидетелей и участников тех событий, евреев преклонного возраста, обосновавшихся в Америке и Израиле, началась пандемия, и границы оказались закрыты. Поэтому нам пришлось воспользоваться помощью стрингеров (журналистов-фрилансеров), которые находились в нужных странах.
Следуя нашим подробным инструкциям, наши друзья-помощники сняли в Сиднее Томаса Кенилли, в Израиле - Нахума и Геню Манор, которые познакомились на фабрике Шиндлера, поженились и прожили вместе более 70 лет. К сожалению, нам так и не удалось пообщаться с рабочими фабрики Шиндлера, живущими в Америке: когда собкор «Комсомолки» Алексей Осипов уже собрался вылететь в Аризону, там отменили внутренние перелеты. Томаса Кенилли в Австралии для нас снимал Роман Полура, а в Израиле для нас работали Лена Лагутина и Владимир Мак. Благодаря этим людям мы смогли довести работу над картиной до конца. Очень прискорбно, что Володя Мак скоропостижно скончался полгода назад. Он был моим другом, для меня это большое несчастье.
- Но он успел помочь вам со съемками кино «на удаленке»…
- Да, нам пришлось освоить эту методику. Я посылала нашим стрингерам вопросы, которые следовало задать, а режиссер разъяснял режиссерское задание оператору. Конечно, это была вынужденная мера, и мы очень хотели поехать во все эти места сами, чтобы самостоятельно поговорить со всеми этими людьми, но вмешались обстоятельства непреодолимой силы. Нам, кинематографистам, крайне важно личное общение с нашими героями, которые делятся с нами не только воспоминаниями, но и энергетикой, эмоциями, позволяющими нам лучше понять, что чувствовали эти люди, смотревшие на звезды и влюблявшиеся, находясь за колючей проволокой. Однако хочется от всей души поблагодарить всех, кто нам помогал: надо отметить, что они прекрасно справились с порученными задачами, и мы сделали свой фильм так, как он и задумывался.
- Из каких источников формировался бюджет ленты?
Раиса Фомина: Как уже рассказала Лариса Максимова, все началось с оперы «Фрау Шиндлер». Режиссер Игорь Волосецкий, который снимал для театра фильм о спектакле и раньше неоднократно работал вместе с Ларисой над документальными лентами для канала «Культура», увлекся историей Эмили и решил попробовать снять эту картину на собственные деньги. Его денег хватило лишь на то, чтобы посетить Польшу, Германию и Чехию и поговорить с несколькими героями, включая Эрику Розенберг - писательницу и биографа Эмили Шиндлер. Средств на продолжение работы не осталось. Узнав об этом, я подключилась к проекту и рассказала о нем своему хорошему знакомому Александру Михайлову, президенту ставропольской агропромышленной компании «ФЭС-Агро». Александр, образованный и любящий кино человек, тоже увлекся идеей и выразил готовность спонсировать производство.
Мы составили смету, Александр перевел нужную сумму. Однако, как только мы собрались продолжить работу, наступил карантин, границы закрыли, и наши планы поездок в Австралию, Израиль и США оказались под большим вопросом. Долгое время мы искали людей, которым можно было бы поручить встречи и интервьюирование героев нашего фильма, и организовывали удаленную работу.
Предусмотренных сметой денег нам, конечно же, не хватило. Приятельница Ларисы Максимовой, Лия Верни, нашла еще одного спонсора, которого заинтересовала наша идея воздать должное Эмили Шиндлер, и он передал недостающие средства. Единственным требованием этого замечательного человека было остаться инкогнито. Мы ему очень благодарны.
- Будем честны: документальное кино не пользуется спросом в прокате. Как вы планируете продавать ленту? Наверняка одним кинопрокатом не ограничитесь?
- Я занимаюсь кино уже почти тридцать лет, хотя до сих пор выпускала в прокат в основном игровые российские и зарубежные фильмы. Вы правы, документальные картины прокатывать очень трудно, и если вы решитесь выпускать их на большие экраны, будьте готовы к тому, что не вернете своих вложений. Поэтому подавляющее большинство документальных фильмов снимаются при поддержке государства, каких-либо организаций или частных инвесторов. Если бы я потратила на эту картину свои собственные деньги, то мне пришлось бы о них забыть. Я выпускаю музыкальные диски, работаю с несколькими композиторами, в том числе с Леонидом Десятниковым и Сергеем Ахуновым, и понимаю, что средства, вложенные в издание этих дисков, для меня потеряны. В случае с нашей лентой Игорь Волосецкий вложил в производство лишь небольшую сумму, которую желательно ему вернуть, а большая часть бюджета - это деньги спонсоров.
Конечно, мне очень хочется донести эту картину до зрителя, но я прекрасно понимаю, что проката в России у нее практически не будет. Ведь ее герои - не современные широко известные персонажи, как, например, Сергей Бодров-младший, о котором Петр Шепотинник снял замечательный фильм (речь идет о ленте «Нас других не будет». - Прим. ред.). Поэтому для начала мы организуем прокат, ограниченный несколькими показами - в столице (в «Художественном», Центре документального кино, Еврейском музее и центре толерантности), в Петербурге (в «Кино&Театре Англетер»).
Однако у широкой публики есть все шансы познакомиться с этим фильмом, поскольку его уже купил для показа Первый канал. Тема ленты, ее героиня, надеюсь, будут интересны зрителям, и, возможно, наш фильм сможет подтолкнуть кого-нибудь снять об этих событиях игровое кино.
- Вы планируете продавать картину онлайн-платформам?
- Конечно, и уже ведем с ними переговоры. Однако не стоит забывать, что фильм был закончен совсем недавно, и мы сейчас в самом начале пути.
- В случае с документальным кино особую важность приобретает продвижение. Вы планируете привлекать к промокампании какие-нибудь еврейские организации?
- Пока мы привлекли к продвижению только Еврейский музей и центр толерантности, который занимается прессой, рассылкой по своим каналам пресс-релизов и помогает нам с организацией премьеры в «Художественном».
В дальнейшем, безусловно, для продвижения картины мы будем сотрудничать с зарубежными еврейскими организациями, а начнем, вероятнее всего, с фестивалей еврейского кино, которые в мире весьма распространены и потому станут хорошим способом привлечь к ленте внимание. На Каннском фестивале в июле этого года я активно рекламировала наш фильм, распространяла листовки и дала развернутое интервью английскому журналисту. Эта работа не прошла даром, и я уже получила несколько запросов по картине - например, от британской компании, занимающейся кинотеатральным прокатом документальных лент.
Диск с английскими субтитрами уже разослан отборщикам нескольких международных кинофестивалей, в том числе в Израиле, и я очень надеюсь показать фильм по израильскому телевидению.
- А как обстоят дела с зарубежными продажами?
- Будучи основателем и руководителем компании «Интерсинема», я давно занимаюсь международным продвижением и продажами российского кино. Мы участвовали в продвижении всех картин Алексея Балабанова и двух лент Андрея Звягинцева и за десятилетия работы на международных рынках обзавелись огромным количеством контактов с кинопрокатными компаниями и кинофестивалями. Так что можете не сомневаться - мы подключим к продвижению этого фильма все свои связи!Кто: Авторы фильма "Список фрау Шиндлер"