Этим летом мы совершили настоящий прорыв в производстве

Этим летом  мы совершили настоящий прорыв в производстве Максим Рогальский
07.10.2024

С управляющим партнером компании «Наше кино», продюсером Максимом Рогальским мы обсудили продюсерскую деятельность компании и ее ближайшие релизы.

Евгений Володин: «Наше кино» - один из лидеров рынка кинопроката. Однако в последние несколько лет компания все чаще упоминается в выходных данных российских картин в качестве одного из производителей. Вы решили сменить профиль и плотно заняться продюсированием?

Максим Рогальский: Прокатная деятельность была и будет оставаться важнейшей составляющей нашего бизнеса, мы и впредь будем искать на рынке интересные отечественные и зарубежные коммерческие проекты и развивать сложившиеся отношения с продюсерами. Но, действительно, важнейшим элементом дальнейшего стратегического развития компании стало собственное производство. С одной стороны, это дает возможность укрепить наш прокатный пакет нужным качественным контентом, с другой - обеспечить прокат своим проектам, начиная работу над ними еще со стадии девелопмента.

Ранее мы как продюсеры производили или со-продюсировали несколько фильмов в год, но системной эту деятельность назвать было трудно. В прошлом году было принято стратегическое решение развивать собственное производство, и в рамках этой стратегии была создана база для ее реализации, собраны ресурсы, и этим летом реализованы несколько масштабных проектов.

- Что бывает чаще - вы сами находите проекты для продюсирования или вам их предлагают авторы и коллеги-продюсеры?

- В штате нашей компании есть несколько сценарных групп, которые на постоянной основе занимаются написанием сценариев. Кроме того, какое-то количество историй поступает к нам извне. Какой из двух способов получения сценариев у нас преобладает, сказать затруднительно.

- Какие жанры вас привлекают как продюсера?

- Мы в компании для себя решили, что хотим создавать массовое зрительское кино. А самым востребованным у зрителей жанром всегда было и остается семейное кино, поэтому основу нашего пакета будут составлять фильмы для всей семьи - комедии и сказки.

Впрочем, это не означает, что мы не желаем работать в других жанрах. Нам интересны и эротика, и ужасы, и комедии, и триллеры - в общем, все жанры, которые пользуются спросом.

- Почему вы не пробовали работать с сериалами - сказывается бэкграунд кинопрокатчика?

- Нельзя объять необъятное! Мы понимаем, что производство сериалов - это отдельный бизнес с точки зрения монетизации, хотя и похожий на создание кино для проката. Когда-нибудь мы обязательно начнем и производство сериальной продукции - в планах компании такие проекты есть, но их реализация произойдет не в самые ближайшие сроки.

- Как вы считаете, по какой причине третья часть вашей с Василием Ровенским успешной франшизы «Большое путешествие» выступила в прокате скромнее первых двух фильмов?

- Откровенно говоря, этим летом сразу несколько картин из нашего пакета собрали в прокате меньше, чем мы ожидали. Скажем больше - эта тенденция коснулась не только нас, а и многих наших коллег-прокатчиков: буквально один-два фильма семейной направленности сработали на уровне или выше ожиданий, тогда как все остальные проекты не оправдали прогнозов. Я думаю, что не открою ни для кого Америки, если скажу, что причина заключается в процветании пиратской продукции в российском кинопрокате. Сегодня на пиратские релизы выделяется огромное количество сеансов, потому что это выгодно кинотеатрам. В прошлом году такого количества и качества пиратской продукции в наших кинотеатрах не было. Мы ориентировались на показатели прошлого года и, поскольку график релизов составлялся задолго до наступления лета, никак не могли предусмотреть появления на российских экранах такого количества кассовых зарубежных блокбастеров. Так же поступили и другие легальные прокатчики: они увеличили объем предлагаемого контента, но столкнулись с жесткой конкуренцией с нелегальным рынком.

Наше «Большое путешествие-3» вышло в период, когда на экранах шел один из самых кассовых фильмов студии Pixar «Головоломка-2», а буквально через неделю стартовал «Гадкий я-4». Конкурировать нашему мультфильму с такими картинами невозможно. Но, как я уже сказал, планируя свои летние релизы, мы ориентировались на график официального проката, и не могли предполагать, что в эти даты наши кинотеатры начнут прокатывать голливудские блокбастеры популярнейших брендов, да еще в таком объеме.

Мы обеспечили своей картине достойную рекламную кампанию - один только трейлер, подклеенный в том числе и к «Летучему кораблю», посмотрели несколько миллионов человек, и итоговые цифры проката стали для нас серьезным ударом. Мы были намерены и дальше продолжать франшизу, но невысокие кассовые сборы третьей части поставили под вопрос дальнейшую ее реализацию, хотя я считаю, что этот фильм - лучший из трех по качеству: в нем намного больше юмора, экшена, новые персонажи, наши герои путешествуют по пяти континентам. Однако, безусловно, мы переживем эту неприятность!

- Как вы открыли для себя Дмитрия Суворова?

- На мой взгляд, Дмитрий Суворов - один из самых интересных молодых, но уже достаточно опытных российских режиссеров. Мы с ним познакомились, когда пригласили его для работы над нашим проектом «Одноклассницы». Затем был сиквел «Одноклассницы: Новый поворот» и черная комедия «Суперплохие». Спустя еще несколько лет мы снова поработали с Суворовым над фильмами «Одна» и «Непослушная», с успехом прошедшими в прокате, и вот теперь пригласили его снять для нас фильм «Ждун».

- С кем еще из режиссеров вам хотелось бы поработать?

- Мы ставим перед собой задачу собрать в своем окружении постоянную группу молодых талантов, творческих людей с горящими глазами, чтобы для нас и вместе с нами постоянно работало несколько творческих групп. Важно, чтобы эти люди чувствовали себя членами нашей большой команды, работающими на общий успех.

- Как в совместных работах с режиссером, сценаристом и продюсером Василием Ровенским вы участвуете в творческом процессе?

- Должен сказать, что Василий Ровенский - уникальная во всех смыслах личность как в профессиональном плане, так и в общечеловеческом. Это большой профессионал, начитанный, насмотренный и опытный менеджер и творец одновременно, в нем прекрасно сочетаются прекрасные административные и творческие качества - это очень редкое явление. Я рад, что мы с этим человеком идем нога в ногу уже больше пятнадцати лет, пройдя за это время огонь, воду и медные трубы. В нашей компании он признан безусловным лидером, которому доверено решение всех вопросов, связанных как с творчеством, так и с управлением производством. Безусловно, я подключаюсь к решению многих вопросов, которые требуют согласования. Однако, мы оба считаем, что для управления важно единоначалие, и основные решения, касающиеся творчества, принимает Василий, тогда как я отвечаю в большей степени за финансирование, маркетинг и продажи.

- Павел Лунгин в недавнем интервью нашему изданию очень тепло отозвался о вас и отметил, что прокатчик, подключаясь к работе еще до съемок, «монтирует свои знания внутрь кинопроцесса». Как это происходит? Какие приемы вы используете для повышения «продаваемости» фильма?

- Большое спасибо Павлу Семеновичу за теплые слова. Я давний поклонник его творчества, очень люблю такие его картины, как «Такси-блюз», «Остров», «Царь». Естественно, когда Лунгин позвонил и предложил нам свой новый фильм для проката, мы все бросили и помчались его смотреть. После просмотра черновой версии мы высказали несколько комментариев по поводу того, как, на наш взгляд, можно было бы улучшить эту картину. Надо отдать должное Павлу Семеновичу - несмотря на то, что он опытный режиссер и незаурядная личность, он очень хорошо умеет слушать и слышать людей, с которыми сотрудничает. Свои предложения мы подкрепили результатами нескольких фокус-групп, и картина претерпела определенные изменения в соответствии с нашими рекомендациями. Кроме того, мы убедили Павла Семеновича сменить и название, которое тогда было другим.

Надо сказать, что «Василиса и хранители времени» - это большой крупнобюджетный фильм с прекрасными актерскими работами нескольких поколений артистов, в нем великолепные роли сыграли опытные Сергей Гармаш, Агриппина Стеклова, Дарья Мороз и юная Маша Кошина. Мы приняли участие в корректировке монтажа картины.

Кроме рекомендаций по внесению изменений в финальный монтаж, мы полностью, с нуля разработали маркетинговую кампанию, создали постер и трейлер - то есть выполнили обычный объем работ прокатной компании по продвижению релиза. Мы привыкли с душой подходить к каждому нашему фильму, сделали все максимально профессионально и в кратчайшие сроки и, видимо, Павел Семенович это оценил. Возможно, ему было с чем сравнивать. Нам самим тоже очень понравилось работать с этим релизом, и я думаю, что его результаты многих удивят.

- Ваш «Ждун в кино» уже полностью готов или постпродакшн еще идет?

- «Ждун» находится на финальной стадии постпродакшена, мы практически завершили персонажную анимацию. Получается классное, доброе, очень смешное семейное кино.

- Какие проекты «Нашего кино» находятся сегодня в работе?

- Этим летом мы совершили настоящий прорыв в производстве. Важно было нарастить объемы производства, не потеряв в качестве, и мне кажется, мы с этой задачей справляемся.

В этот съемочный сезон компания «Наше кино» произведет семь полнометражных лент. Надо отметить, что ни один фильм из этой линейки не выглядит рядовым, в каждом есть свой уникальный «пакет».

Наше лето началось с работы над фильмом «Семейный призрак» - это большое комедийное семейное кино с Максимом Лагашкиным, Никитой Кологривым и Оксаной Акиньшиной в главных ролях. Затем мы сняли фэнтези «Сокровища гномов» - снова с Никитой Кологривым, а также с Анастасией Уколовой и Владимиром Сычевым. Помимо прекрасных актерских работ, в этом роуд-муви задействованы очень интересные анимационные персонажи гномов.

В настоящий момент (интервью состоялось в конце августа - Прим. ред.) у нас в съемочном периоде находятся четыре фильма. Режиссер Александр Войтинский снимает драмеди «Все, что тебя касается», в которой также заняты звезды - Виктор Хориняк, Зоя Бербер, Маша Кошина и музыкант Рома Зверь, который выступил еще и одним из продюсеров картины. В процессе съемок и большое семейное фэнтези «Сказочные выходные» с Оксаной Акиньшиной и Романом Курцыным в главных ролях, и городская семейная сказка «Царевна-лягушка» с Валентиной Ляпиной и Александром Метелкиным.

В тверских лесах идут съемки приключенческого фэнтези «Маша и медведи» с Виталией Корниенко в роли Маши, а также с Снежаной Самохиной, Людмилой Артемьевой и анимированными фотореалистичными медведями и прочими сказочными персонажами. И в октябре в наших планах - съемки фильма «Ждун-2»: мы решили не дожидаться результатов проката первой части и снять на Черноморском побережье сразу вторую, чтобы интервал между выходом двух фильмов не превышал одного года. Сейчас завершается работа над сценарием.

Если говорить о дальнейших планах - сегодня у нас в разработке находится более двадцати историй, преимущественно это семейное кино. В будущем году мы планируем удвоить количество произведенных нами фильмов, некоторые из которых надо упомянуть: это «Сивка-Бурка» и «Жар-птица» с большим количеством персонажной компьютерной графики, это лента с рабочим названием «Майские», в которой Роман Курцын будет бороться с фотореалистичными анимационными енотами за поляну в лесу, и очень важный для нашей компании проект «Лукоморье», по которому сейчас идет кастинг - его мы планируем снимать в мае-июне в тверских лесах и в Сочи. Самый большой наш фильм будущего года - «Винни-Пух»: это игровое кино со всеми любимыми анимационными персонажами. Кроме того, в планах на будущий год - еще пять-семь фильмов для семейной аудитории и несколько картин других жанров.

- Что вы планируете показать в Петербурге на «Контент Форуме»?

- Презентация в Петербурге будет разделена на три блока. Мы покажем материалы по всем проектам, которые успели снять этим летом, затем представим проекты наших партнеров-продюсеров, в том числе покажем материалы по фильму «Баба Яга спасает Новый год» и «Артек-2», на которые мы делаем особую ставку, и продемонстрируем много эксклюзивных роликов по нашему зарубежному пакету.

- Какие иностранные фильмы из пакета «Нашего кино» вы бы отметили особо?

- Пожалуй, самым большим зарубежным фильмом нашей компании в этом году станет «Эммануэль» - всем известная эротическая история. Картина полностью готова, и мы планируем выпустить ее на экраны в четвертом квартале.

Кроме того, можно выделить триллер «Саван» Дэвида Кроненберга с Венсаном Касселем и Дайан Крюгер в главных ролях, участвовавший в этом году в программе Каннского Международного кинофестиваля. Помимо этих двух больших релизов, до конца года мы выпустим на экраны несколько жанровых картин и четыре мультфильма, материалы по всем релизам покажем в Санкт-Петербурге.

- Как продюсеры реагируют на инфляцию? Увеличивают расходы или «урезают хотелки»?

- Как и в любом другом бизнесе, мы стараемся оптимизировать все расходы и увеличивать доходы. Сегодня резко выросло количество предложений от продюсеров, в то время как количество денег на рынке, по моим ощущениям, осталось неизменным. У нас, как и у других продюсеров, существенно выросли расходы, а монетизация осталась на прежнем уровне. Экономика кинобизнеса заметно ухудшилась, и каждый решает возникающие задачи по-своему. Одни, как мы, наращивают объемы производства, другие концентрируются на больших высокобюджетных проектах, третьи стараются снимать подешевле и продавать подороже - универсальной модели не существует. Поскольку кинобизнес существует не в вакууме, а встроен в экономику страны, главной проблемой, мешающей нормальному развитию, для нас сегодня стала стоимость денег, выросшая по сравнению с прошлым годом раза в два с половиной. Зачем инвестору вкладываться в кинопроизводство без гарантий возврата своих средств, когда проще положить их на депозит под 20% годовых?

- Насколько для продюсера важен фестивальный успех его работ?

- Честно скажем - мы не занимаемся фестивальным кино, мы снимаем кино зрительское. Поэтому для нас важен «счет на табло» - показатели бокс-офиса.                                                                                         

Кто:  Максим Рогальский

Возврат к списку